США окрыляют «Белавиа»

Что означает для авиакомпании ослабление санкций и запрет летать в Россию на Boeing

Фото: Максим Блинов/РИА Новости
«Белавиа» остается в SDN-листе Минфина США. Тем не менее ослабление санкций в отношении перевозчика, о чем ранее сообщил заместитель спецпредставителя президента США Джон Коул на встрече с белорусским президентом, даст некоторое пространство для маневра. 17 сентября Бюро промышленности и безопасности Минторга США разъяснило, что разрешает «Белавиа» полеты на восьми ее самолетах Boeing «по всем направлениям». Исключение составили Россия, а также Куба, Иран, КНДР и Сирия. Опрошенные «Экспертом» специалисты считают, что белорусский перевозчик вряд ли прекратит полеты в российские города.

Какие санкции сняли США

Начиная с 12 сентября для «Белавиа» разрешены полеты определенных воздушных судов (Boeing) в любой пункт назначения, кроме Кубы, Ирана, КНДР, Сирии и России (включая новые территории), говорится в ответе Бюро промышленности и безопасности Минторга США гендиректору «Белавиа» Игорю Чергинцу. «Эксперт» изучил письмо, опубликованное на сайте BIS.

Перевозчику теперь доступны техобслуживание, текущий и капитальный ремонт парка Boeing, а также экспорт и реэкспорт оборудования и расходных материалов, предназначенных для обслуживания воздушных судов. Все послабления касаются ограниченного парка — восьми самолетов Boeing в парке «Белавиа». Лишь на один Boeing 737-8 с бортовым номером EW001PA они не распространяются. Согласно данным ресурса planespotter, этот борт в VIP-компоновке находится в собственности правительства Белоруссии, а «Белавиа» только оперирует им.

Кроме того, выпущенная Минфином США генеральная лицензия (которой для «Белавиа» вводятся указанные послабления) не разрешает использование Boeing для перевозки предметов, подпадающих под действие правил экспортного контроля США (EAR). Речь идет о любых предметах, «предназначенных для поддержки войны России против Украины», указал директор управления экспортных услуг Минторга США в ответе на запрос «Белавиа».

Как «Белавиа» ограничивали полеты

Запреты на полеты для белорусской «Белавиа» европейские страны начали вводить с 2021 г. В мае того года летевший из Афин в Вильнюс Boeing 737 ирландской Ryanair экстренно сел в аэропорту Минска из-за сообщения о минировании, которое в итоге не подтвердилось. Этим бортом летел Роман Протасевич, основатель Telegram-канала Nexta, признанного в Белоруссии экстремистским, он был задержан при проверке документов по ранее возбужденным уголовным делам. Ряд европейских стран тогда заявили, что Минск принудил борт приземлиться в своем аэропорту под выдуманным предлогом, и запретили перевозчику летать над своей территорией.

К концу 2021 г. «Белавиа» уменьшила размер парка с 29 до 15 самолетов, вернув суда лизингодателям на фоне сокращения маршрутной сети, в которой остались лишь восточные направления (Россия, Турция, Египет, Закавказье и западная часть Китая). Именно санкции Евросоюза и Великобритании сильнее всего повлияли на перевозчика. Сегодня, согласно данным Flightradar, «Белавиа» выполняет рейсы в города России (Москву, Калининград, Казань, Махачкалу, Мурманск, Сочи и др.), а также в Ереван, Баку, китайский Урумчи, на курорты Египта, в Грузию, Индию, Казахстан, Катар, Турцию, Туркменистан, ОАЭ и Узбекистан.

В феврале 2022 г. самолеты «Белавиа» попали под новые ограничения Минторга США: для них были заблокированы поставки запчастей и техобслуживания. В августе 2023 г. против «Белавиа» были введены финансово-экономические (блокирующие) санкции по линии Минфина США. Они запрещают любым субъектам вступление в гражданско-правовые сделки с перевозчиком. При этом власти США не вводили прямого запрета на рейсы «Белавиа» в их страну.

К лету 2025 г. парк перевозчика насчитывал 13 самолетов Embraer и Boeing. В июне он пополнился новым типом воздушного судна — одним широкофюзеляжным самолетом Airbus A330-200, ранее эксплуатировавшимся Magic Air. До конца года ожидается поступление еще двух Airbus, сообщал министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Алексей Ляхнович. Перевозчик анонсировал на этих самолетах рейсы на китайский курорт Санья и в Фукуок во Вьетнаме.

Что даст ослабление санкций

Основное преимущество ослабления давления на «Белавиа» заключается в появлении возможности официально ремонтировать парк Boeing — с использованием легально поставленных запчастей, официально исполненных бюллетеней и при поддержке инженеров производителя, пояснил источник «Эксперта» на российском авиарынке. Это подтверждает и главный редактор профильного портала FrequentFlyers Илья Шатилин. Он добавил, что теперь авиакомпания «теоретически также может легально расширять флот». Сейчас все восемь Boeing 737 выполняют рейсы преимущественно на международных направлениях, добавил Илья Шатилин. «Половина из них — это довольно свежие 737-800 и MAX 8 возрастом 6–9 лет. Также сохраняются два 737-300, их давно планировали выводить из эксплуатации, но из-за санкций передумали», — добавил он.

Согласно данным Flightradar, некоторые рейсы в Россию «Белавиа» осуществляет именно на самолетах Boeing. «Но их можно выполнять и на Embraer: дальности хватит для всех направлений. Они уже сейчас и используются преимущественно на рейсах в Россию», — сказал Илья Шатилин.

При этом ожидать открытия новых массовых международных направлений от белорусской авиакомпании, по его мнению, не следует. Ведь основным рынком для «Белавиа» до 2021–2022 гг. были именно страны Евросоюза, а они свои ограничения снимать не собираются, напомнил собеседник. «Хотя A330-200 позволят „Белавиа“ летать и в США, однако загрузку этих рейсов могут обеспечить только трансферные пассажиры из России. По существующим направлениям летать рейсами „Белавиа“ из России с пересадкой тоже нет никакого смысла, — это долго и дорого. Но если будут запущены рейсы в США, граждане России будут критически важны для того, чтобы загрузить рейсы на этом направлении», — заключил Илья Шатилин.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев уверен, что «Белавиа» продолжит летать в Россию. «Вероятность прекращения полетов не просматривается. Для „Белавиа“ российский рынок — крупнейший и наиболее значимый. Лишаться его ради получения неких преференций по санкциям нерационально», — пояснил авиаэксперт. Возможность проводить официальное техобслуживание Boeing, конечно, большой плюс, это поможет перевозчику сэкономить и не включать в цепочки поставок комплектующие различных посредников, рассуждает собеседник.

Но оперативно заменить все Boeing, летающие в Россию, на другой тип самолетов у авиакомпании вряд ли получится, считает Олег Пантелеев. «В общем, ослабление санкций США с имеющимися оговорками является палкой о двух концах. Наиболее правильно было бы следить за развитием событий и тем, как именно поступит перевозчик», — заключил он.

«Эксперт» направил запросы в пресс-службу «Белавиа» и Минтранса России.

На момент публикации ответа не последовало.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
В мире,
Как европейские санкции скажутся на курсе еврейского государства
Общество,
Треть работодателей не инвестируют в свою репутацию
Финансы,
Зачем ЦБ предлагает усилить защиту для «длинных» вкладов