Золото подпрыгнуло от страха
Последний мощный долгосрочный тренд по золоту зародился в декабре 2024 г. Его основными причинами стали страхи разгона мировой инфляции на фоне угроз новоизбранного президента США Дональда Трампа ввести торговые пошлины в отношении чуть ли не всех стран мира. Золото стали агрессивно скупать частные инвесторы, видя мощный и длительный рост этого актива и считая, что он будет продолжаться до бесконечности.
Было много прогнозов, что в конце 2025 г. «вечная ценность» уйдет в коррекцию — так происходило очень часто в предыдущие годы, когда золото сильно дорожало. Но этот прогноз не оправдался.
Как отметил в комментарии «Эксперту» директор по аналитике Инго Банка Василий Кутьин, в последнее время золото поддерживает обострение геополитической напряженности, а именно конфликт США и Венесуэлы, а также перспективы дальнейшего снижения ставок в США:"Трейдеры играют на то, что ФРС после трех подряд снижений ставки снова урежет стоимость заимствований в следующем году, что послужит импульсом для низкодоходных драгметаллов«. Он также отметил, что в 2025 г. золото устанавливало рекорды в рамках 50 торговых сессий.
В результате по состоянию на середину дня 23 декабря 2025г. за тройскую унцию золота давали чуть более $4,5 тыс., что на 71% больше, чем в начале января. Это рекордный рост с 1978 г.
Дальнейшие среднесрочные прогнозы по золоту как российские, так и иностранные аналитики делают с осторожностью. Во многом это связано с тем, что большинство предыдущих ожиданий не оправдались. Так, в начале 2025 г. лишь некоторые отъявленные оптимистыговорили о том, что к концу года золото может достигнуть отметки $3700. Но этот уровень был пройден уже в сентябре. В качестве примера осторожности можно привести опубликованный 4 декабря 2025 г. прогноз Всемирного совета по золоту, согласно которому при негативном сценарии золото скорректируется на 20%, а при позитивном — вырастет на 30%.
Оптимистично смотрит на рынок главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. «Основные факторы поддержки драгметаллов, а это избыток глобальной ликвидности, деглобализация, торговые войны и геополитические конфликты, ожидания дальнейшего снижения ставки ФРС, риски потери независимости ФРС из-за давления администрации Трампа, быстрый рост американского госдолга, ослабление доллара, сохранятся и в 2026 году. В условиях эрозии мировой доллароцентричнойсистемы, Центробанки развивающихся стран и инвесторы, вероятно, продолжат покупать драгметаллы вместо активов в долларах и евро. Поэтому мы ожидаем, что цена на золото в 2026 году превысит $5 тыс. за унцию», — заявил он"Эксперту«.
Но есть и другая точка зрения. «Промежуточные выборы 2026 года способны изменить политический ландшафт в США, и тогда давление президента США на ФРС в области снижения ставок снизилось бы. Кроме того, американская экономика в 2026 году может почувствовать себя лучше, а это привлечет инвесторов обратно в рисковые активы. Наконец, в случае такого важного и ликвидного класса финансовых активов, как золото, сильный рост цены за относительно короткий период времени выглядит чрезмерным. Таким образом, мы предпочитаем оставаться на консервативной стороне, ожидая охлаждения цены на золотые слитки в течение 2026 года», — рассказал"Эксперту" старший аналитик инвестбанка "Синара«Сергей Кривохижин.
Добыча не успевает за потреблением
Намного пессимистичнее в начале 2025 г. были прогнозы по спросу на серебро и платиноиды. Они основывались на всё тех же страхах, что протекционистская политика Дональда Трампа приведет к замедлению роста мировой экономики.
Наибольшие вопросы вызвал палладий. В начале 2025 г. один из крупнейших мировых производителей этого металла — ГМК «Норильский никель» — в своем обзоре отмечал, что рынок палладия в ближайшее время останется в сбалансированном состоянии, а World Platinum Investment Council вообще ждал профицита предложения. Такие оценки делались на основе ожиданий бурного роста производства электромобилей и сокращения выпуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в катализаторах выхлопа которых используется палладий и платина.
Но жизнь внесла свои коррективы. Автомобильные гиганты пошли по пути создания не чистых «электричек», а гибридов с ДВС. Кроме того, отметил портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин, ЕС отказался стимулировать развитие электротранспорта, новая администрация США отвернулась от «зеленой» повестки, а Китай с 2026 г. намерен ужесточить требования по выбросам. Всё это будет способствовать росту спроса на палладий через повышение потребностей в катализаторахдля ДВС.
На фоне этого «Норникель» в своем в декабрьском отчете прогнозирует уже небольшой дефицит платины и палладия в 2026 г.
Производство серебра уже давно не успевает за спросом, который в значительной степени обеспечивается производителями солнечных батарей и электроники. По данным Института серебра, в 2025 г. мировой экономике потребуется 1,2 млрд тройских унций (1 унция равна 31,1 грамма) этого металла, в то время как его поставки составят 1,05 млрд унций.
Значительный вклад в удорожание платиноидов внесли инвесторы. «На фоне ожиданий смягчения денежно-кредитной политики ФРС и ослабления доллара инвесторы начали расширять портфели — после перегретого золота часть потоков перетекла в платину и палладий. Это видно по тому, как ралли в этих металлах ускорялось в периоды новостной нервозности», — пояснил «Эксперту» аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Действительно, именно последняя волна роста спроса на «защиту» из-за ухудшения отношений США-Венесуэла спровоцировала сильный рост палладия и уход вышепсихологически важного уровня 100% доходности.
В результате по состоянию на середину дня 23 декабря 2025 г. прирост цены серебра относительно начала года составил 136%, платины — 138%, а палладия — 110%. Дальнейшая динамика цен этих металлов во многом будет определяться инвестиционным спросом, в том числе со стороны очень крупных инвесторов. «Покупки со стороны центробанков, например КНР, по аналогии с золотом, мы видели в 2025 году. Что будет в 2026 году — вопрос. Если они прекратятся, это может быть фактором риска со стороны спроса, и наоборот», — рассуждает Дмитрий Скрябин.
«Рынок платины перегрет: цены на драгметалл уже значительно превысили справедливый уровень на 2025-2026 годы и выглядят неустойчивыми. Недавний рост был обусловлен в основном спекулятивным ажиотажем, а не фундаментальными причинами», — объяснил «Эксперту» инвестстратег «ВТБ Мои Инвестиции» Алексей Михеев. Наиболее перспективным среди платиноидов он считает палладий, дефицит которого в 2026 г. может достигнуть 4% на фоне роста потребностей в нем со стороны автопрома.
При этом рынок будет сильно зависеть от физических поставок металлов. Значительный их объем производится в Южной Африке, которая «остается основным регионом со слабой динамикой из-за постоянных технических проблем и многолетнего недоинвестирования», отмечает в своем обзоре «Норникель».
Владимир Чернов дал такой прогноз: «В 2026 году промышленные драгметаллы будут жить от баланса физического рынка и новостей по ограничениям поставок. Если ДВС-спрос сохранится и геополитическая премия не исчезнет, цены могут удержаться высоко. Палладий при текущих $1906 за унцию вижу в районе $2200, с рабочим диапазоном $1700–2700. Платину при $2215 вижу в районе $2400, диапазон $2000–2900».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag