
Что изменится
- Знаковые достопримечательности в горных районах от Архыза до Дербента свяжет единый автомобильный маршрут;
- От Чёрного до Каспийского моря можно будет добраться пешком по оборудованной тропе и на автомобиле по Большой Кавказской дороге.
- Поток туристов вырастет вдвое, а вместе с ним — средний чек на поездки, количество отелей и рабочих мест.
Минусы туристических маршрутов Кавказа
Исторически Кавказ всегда был привлекательным местом для туристов. Здесь высокие живописные горы, красивые обычаи, богатая культура и аутентичная кухня сочетаются с легендарным гостеприимством и благоприятным климатом.
Но сегодня туристские маршруты довольно однотипны, однообразны и затрагивают только «заезженные» локации. При этом вдоль Кавказского хребта сконцентрировано более 3 тысяч достопримечательностей. Но большинство — в горах, а не в городах.
Что мешает массовому туристу до них добраться? Жилье и дороги, точнее — их отсутствие.
Структура турсхемы
Макротерритория «Большой Кавказ» объединяет Дагестан, Ингушетию, Чечню, Осетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкессию и Ставропольский край.
Важным решением стало формирование двух крупных маршрутов: автомобильного и пешего, которые сквозным образом свяжут ключевые точки притяжения туристов между собой.
Большая Кавказская дорога
Сейчас передвижение между туристическими достопримечательностями часто похоже на змейку: люди с равнины заезжают в горы, затем возвращаются на равнину и заезжают в горы уже в другом месте.
Редко, где туристические маршруты идут только внутри горной части Кавказа. В большинстве случаев между горными достопримечательностями нет дорог. Эту проблему должна решить «Большая Кавказская дорога».
Это автомобильный маршрут протяженностью 1 402 км, который охватывает всю макротерриторию и проходит через живописные перевалы и ущелья, превращая путь в незабываемое путешествие и позволяя избегать основные загруженные транзитные дороги.
Национальная Кавказская тропа
Еще одна ключевая идея туристической схемы — создание «Национальной Кавказской тропы». Пеший маршрут протяженностью 3 300 км соединяет побережья Чёрного и Каспийского морей и проходит через тысячу точек притяжения, включая исторические поселения и 13 особо охраняемых природных территорий.
Ожидается, что каждый год на тропу будут выходить 4,5 млн человек. В отличие от «Большой Кавказской дороги», половину которой без труда можно преодолеть сегодня, тропа в начале своего пути: из 3 тысяч км исследовано только 457 км маршрута.
При этом, запуск проекта предполагает создание 7 тыс. мест в средствах размещения на маршруте и 1700 новых рабочих мест.
Под звездным небом
«Сегодня туристический поток „Большого Кавказа“ составляет почти 7 млн поездок в год. Ожидается, что к 2030 году количество поездок вырастет вдвое — до 14 млн. Чтобы принять такое количество туристов, необходимо увеличить номерной фонд на 77 тыс. номеров — почти втрое. Но мало построить новые гостиницы и инфраструктуру, важнее — правильно определить место их размещения. Мы концентрируем новые туристические объекты в горах. Чтобы туристы засыпали и просыпались под звёздным небом. Места с наибольшим числом достопримечательностей мы объединили в образные созвездия. Это наши 13 туристических кластеров приоритетного развития — созвездия Кавказа», — отметил эксперт по городскому и региональному развитию и сооснователь проектно-аналитической компании «Новая земля» Иван Курячий.
Портрет туриста
Вместе с изменениями туристических потоков изменится и сам турист. Пожилых путешественников станет больше, как и молодых семейных пар без детей. Благодаря «Большой Кавказской дороге» вырастет доля автопутешественников.
Предпочтения в видах туризма тоже поменяются. Из-за развития прибрежной зоны Дагестана вырастет доля пляжного туризма. Существенно возрастает популярность оздоровительного туризма, и появится довольно экзотичное для региона направление — круизы по Каспийскому морю.
Культурно-познавательный туризм хоть и останется лидером, но туристическое предложение сместится в сторону комбинированных поездок, связанных с разноплановыми активностями.
Источники финансирования
Сейчас на Кавказ активно заходят инвесторы, и важно поддержать их планами развития, решениями по транспортной инфраструктуре. Также необходимо было, чтобы и регионы увидели себя в этой стратегии. Они особо отметили важность развития горной части Кавказа.
Ведь эти вложения влияют не только на рост локальной экономики, но и формируют современную инфраструктуру, которой будут пользоваться сами местные жители. Это эффективное развитие, которое критически важно в условиях ограниченных бюджетов — для этого и нужна туристическая схема.
Богатая культура и история
«Северный Кавказ — одна из самых динамично развивающихся в области туризма территорий России. Целью нашей работы было не просто усилить уникальное туристическое предложение каждого из регионов СКФО, но и перераспределить туристический поток путем создания уникальных кластеров, соединенных Большой Кавказской дорогой. Каждый кластер предлагает свое функциональное наполнение и мотивирует туриста посетить каждый регион, тем самым узнать, что Кавказ — это не только горы и кухня, но и богатые культура и история», — добавила директор блока «Активы ВЭБа: новые решения» ВЭБ.РФ Дарья Чигарева.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag