Интервью

Как изменятся экзамены в ГАИ при полной автоматизации процесса?

Водителей готовят к цифре

Антон Максимов
Антон Максимов
Независимый автоэксперт, руководитель агентства «Транспорт сегодня»
Пока непонятно, о какой именно автоматизации идет речь. Теоретический экзамен давно принимается на компьютерах, и какое-то вмешательство там невозможно: человек просто выбирает ответы, система проверяет их автоматически.

контекст

Президент Владимир Путин утвердил новую стратегию повышения безопасности дорожного движения до 2036 г. В ней предусмотрен анализ внедрения автоматизированного приема экзаменов на водительские права.

Все коррупционные скандалы связаны не с программой, а с подсказками во время экзаменов. В этом смысле теорию уже можно считать автоматизированной.

Практическая часть — другое дело. На мой взгляд, ее автоматизировать неправильно, потому что автоматика не может точно определить, правильно человек действовал в конкретной ситуации или нет.

Он мог допустить небольшое нарушение, на которое инспектор в реальной жизни закрыл бы глаза, потому что действие было направлено на предотвращение аварии или экстренное торможение, чтобы не сбить человека.

Да, есть система штрафных баллов, автоматика может фиксировать ошибки. Но представить, что человек едет в машине один, а система просчитывает все нарушения, сложно.

Полностью автоматизированный экзамен без участия инспектора ГИБДД пока нереален. Теория — да, это уже фактически автоматизированная процедура. Практика — нет.

К тому же, сейчас площадку отменили, остался только город, а это сложный экзамен. Решение о действиях принимает человек, исходя из реальной дорожной обстановки. Система не увидит нюансов.

Например, водитель может отступить от правил дорожного движения, чтобы избежать столкновения или не сбить пешехода. Автоматика этого не поймет и все равно вычтет штрафной балл.

Если говорить о реалистичности внедрения автоматизации при нынешней инфраструктуре, то в крупных городах проблем не будет. Там можно организовать видеозапись и фиксацию данных с автомобиля в автоматическом режиме — все это несложно установить на любую машину.

Но в регионах нет материально-технической базы ни у ГИБДД, ни у автошкол. Экзамены там до сих пор сдаются на машинах автошкол, и возникает вопрос: кто должен покупать оборудование?

Если автошколы, то получается, что они закупают машины и оборудование для ГИБДД, а это уже потенциальный коррупционный риск.

Снизит ли автоматизация субъективность оценки? Отчасти да. Автоматика беспристрастна: если система определила, что кандидат ошибся, она снимет балл. Но практический экзамен по своей природе все равно остается субъективным.

Нужно ли это изменение? Думаю, что сейчас это скорее технологическая заявка. Компании, работающие над беспилотными системами и системами активной помощи водителю (ADAS), давно разрабатывают технологии фиксации действий водителя.

Возможно, речь идет о том, что в рамках стратегии такие компании получат дополнительное бюджетное финансирование для своих разработок. Мне кажется, это и есть реальная цель.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Торговлю оставляют без купюр
На коллегии ФНС обсудили «обеление» экономики и снижение доли наличных в обороте