Интервью

Как организовать профессиональное образование бывших девятиклассников, если они не сдадут ОГЭ?

Непродуманная инициатива

Сергей Комков
Сергей Комков
Руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения «Образование для всех», член-корреспондент Российской Академии Естественных Наук (РАЕН)
Я вижу, что эта инициатива чрезвычайно опасная. Ситуация такая: у нас есть общее полное среднее образование. Промежуточная стадия — это общее среднее образование, то есть девять классов.

контекст

Госдума приняла закон, который позволяет завалившим ГИА школьникам поступать в колледжи на бюджет.

Новый порядок позволит пройти профобучение, затем квалификационный экзамен, а после завершения школьной программы — ГИА. Ученик получит и аттестат, и свидетельство о рабочей квалификации.

После девятого класса наш выпускник либо поступает в 10−11 класс (сейчас они все практически профильные, гимназии/лицеи или кадетские корпуса), либо должен идти в колледж или профессиональное училище.

Если он не сдал ОГЭ, общий государственный экзамен, но при этом как-то учился в течение девяти лет и имел текущие годовые оценки. И если они были положительными (не ниже тройки), возникает вопрос, куда его девать?

Фактически после несдачи ОГЭ нужно оставлять его на второй год в школе в девятом классе.

Закон вступит в силу с 1 января 2026 г., если его подпишет президент. И тогда по такой системе нужно будет обучать около 3–4% бывших девятиклассников. Но каким образом они будет получать профессию? Возможны два варианта:

  • Должны быть созданы специальные условия при самой школе, то есть созданы какие-то мастерские, привлечены специалисты, наставники, мастера по профессиональной подготовке;
  • Либо департаменты образования должны должны подписывать соглашения с соответствующими коммерческими структурами или производственными объединениями, на базе которых будут проходить профессиональную подготовку ученики.

Первый вариант предполагает выделение финансирования на новые оборудования и зарплаты новым специалистом в школах. Из каких фондов взять эти средства? Скорее всего, это будут определять региональные власти, а у них головной боли и так хватает.

Во втором варианте ученик должен будет первую половину дня сидеть за партой и изучать те же предметы, многие из которых он уже изучил. И он будет просто бездельничать, устраивать на уроках шоу, беситься и издеваться над новыми одноклассниками, над учителями тоже.

А после школы ему нужно будет идти на какое-то предприятие и там получать профессиональную подготовку. Но как эта подготовка будет проходить, никто даже понятия не имеет.

Поэтому у многих экспертов, занимающихся проблемами образования и профессионального образования, возникает в связи с этим вопрос. Думали ли депутаты, когда принимали сразу во втором и третьем чтениях этот закон.

Чем это обернется для системы образования и общества в целом? Чрезвычайно опасная ситуация сложится в системе образования, воспитания и в поведении подростков.

Лучшим вариантом было бы поступить иначе. Если у несдавшего ОГЭ выпускника были положительные оценки в течение обучения в 9 классе, и он имел годовые положительные отметки, его стоит отправить в нормальное профессиональное училище.

Там он смог бы дополучить знания, которые не освоил в школе, закрыть свои огрехи, и получать среднее профессионально образование на технической базе, которая уже существует в этом училище.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы