контекст
Госдума приняла закон, который позволяет завалившим ГИА школьникам поступать в колледжи на бюджет.
Новый порядок позволит пройти профобучение, затем квалификационный экзамен, а после завершения школьной программы — ГИА. Ученик получит и аттестат, и свидетельство о рабочей квалификации.
После девятого класса наш выпускник либо поступает в 10−11 класс (сейчас они все практически профильные, гимназии/лицеи или кадетские корпуса), либо должен идти в колледж или профессиональное училище.
Если он не сдал ОГЭ, общий государственный экзамен, но при этом как-то учился в течение девяти лет и имел текущие годовые оценки. И если они были положительными (не ниже тройки), возникает вопрос, куда его девать?
Фактически после несдачи ОГЭ нужно оставлять его на второй год в школе в девятом классе.
Закон вступит в силу с 1 января 2026 г., если его подпишет президент. И тогда по такой системе нужно будет обучать около 3–4% бывших девятиклассников. Но каким образом они будет получать профессию? Возможны два варианта:
- Должны быть созданы специальные условия при самой школе, то есть созданы какие-то мастерские, привлечены специалисты, наставники, мастера по профессиональной подготовке;
- Либо департаменты образования должны должны подписывать соглашения с соответствующими коммерческими структурами или производственными объединениями, на базе которых будут проходить профессиональную подготовку ученики.
Первый вариант предполагает выделение финансирования на новые оборудования и зарплаты новым специалистом в школах. Из каких фондов взять эти средства? Скорее всего, это будут определять региональные власти, а у них головной боли и так хватает.
Во втором варианте ученик должен будет первую половину дня сидеть за партой и изучать те же предметы, многие из которых он уже изучил. И он будет просто бездельничать, устраивать на уроках шоу, беситься и издеваться над новыми одноклассниками, над учителями тоже.
А после школы ему нужно будет идти на какое-то предприятие и там получать профессиональную подготовку. Но как эта подготовка будет проходить, никто даже понятия не имеет.
Поэтому у многих экспертов, занимающихся проблемами образования и профессионального образования, возникает в связи с этим вопрос. Думали ли депутаты, когда принимали сразу во втором и третьем чтениях этот закон.
Чем это обернется для системы образования и общества в целом? Чрезвычайно опасная ситуация сложится в системе образования, воспитания и в поведении подростков.
Лучшим вариантом было бы поступить иначе. Если у несдавшего ОГЭ выпускника были положительные оценки в течение обучения в 9 классе, и он имел годовые положительные отметки, его стоит отправить в нормальное профессиональное училище.
Там он смог бы дополучить знания, которые не освоил в школе, закрыть свои огрехи, и получать среднее профессионально образование на технической базе, которая уже существует в этом училище.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag