
Что такое турсхемы
Туристические схемы стали разрабатывать в РФ после того, как в 2021 г. правительство утвердило госпрограмму по развитию туризма. В ней выделили самые популярные направления для путешественников.
Туристический каркас страны поделили на 12 приоритетных зон развития туризма — так называемых макротерриторий. Турсхема — это стратегия развития конкретной макротерритории.
Структура «Большой Волги»
«Большая Волга» включает территорию от Тверской до Астраханской областей. Сама Волга для этих регионов оказалась единственным связующим звеном при множестве культурных и инфраструктурных отличий.
- Верхняя Волга: Тверская, Костромская, Ивановская, Нижегородская, Ярославская области;
- Средняя Волга: Республики Марий Эл, Чувашская и Татарстан, Самарская и Ульяновская области;
- Нижняя Волга: Саратовская, Волгоградская и Астраханская области.
Число входящих в состав проекта регионов — это далеко не главный фактор сложности. Куда важнее неравномерность развития туристической инфраструктуры. Некоторые регионы уже измеряют свои турпотоки миллионами туристов в год и располагают значительными бюджетами. Другие до сих пор находятся на начальных стадиях формирования туриндустрии и не имеют четкого понимания своих возможностей и ограничений. Мы старались уделять особое внимание именно вторым«, — отметил руководитель руководитель проекта «Большая Волга» (ВЭБ.РФ) Даниил Веретенников. <
Что привлекает туристов
Все регионы «Большой Волги» обладают богатым культурным наследием: здесь более 11 тыс. культурно-познавательных точек притяжения и около 19 тыс. объектов культурного наследия.
Макротерритория объединяет 9 типов ландшафтов: от тайги до пустыни. Это и возможности для водного туризма, и культурно-этническое разнообразие. На берегах Волги живут 30 народов с самобытными традициями.
«Замедление» туризма
Пока территория не может полностью удовлетворить запросы современных туристов. Инфраструктура в популярных локациях перегружена, большая доля турпотока приходится на крупные города и региональные столицы.
Путешественники в основном выбирают туры выходного дня с максимумом достопримечательностей. Маршрутная сеть такова, что туристы возвращаются в региональные столицы после того, как выезжают из них. Поэтому регионы Волги ассоциируются с «быстрым» туризмом.
Миссия «Большой Волги» — замедление туризма для устойчивого развития регионов. Эксперты предлагают заменить концепцию «успеть всё и сразу» на вдумчивое и продолжительное знакомство с местом.
Посещение ультра-популярных направлений смещается в сторону менее известных, но перспективных локаций. В приоритет ставится повышение возвратности: туристы будут стремиться приехать на территорию еще и еще, чтобы открыть для себя новые интересные локации.
Кластеризация Волги
На макротерритории находится более 22 тыс. точек туристического притяжения. Эксперты «Новой земли» применили кластерный подход и выделили 60 зон приоритетного развития. В каждой зоне — скопление точек притяжения на расстоянии не более 45 минут езды на автомобиле. Если стратегию удастся реализовать в полной мере, то к 2030 г. турпоток вырастет на 51% и приблизится к 40 млн поездок в год.
Очень важно, чтобы пользовательский опыт был бесшовным. Турист не должен при выходе из отличной гостиницы попадать на разбитую улицу и на попутке доезжать до туристической достопримечательности. Поэтому мы и говорим о синхронизации на определенных локациях инвестиций из различных источников. В этом основная задача турсхем — показать пространство и туриста в нём.