Интервью

Как работает самая масштабная турсхема страны?

Григорий Соломин
Григорий Соломин
Управляющий партнер проектной и аналитической компании «Новая земля»
Завершилась разработка туристической схемы «Большая Волга» — самой масштабной в России турсхемы, объединяющей 13 регионов. Единственное связующее звено территории от Твери до Астрахани — река Волга. Культурных и инфраструктурных отличий между регионами много. Чтобы спроектировать единое туристическое пространство, учитывали особенности и пожелания каждого субъекта. Как поможет новая турсхема путешественникам, почему особое внимание уделяют медленному туризму и как он позволит разнообразить форматы путешествия по Волге, «Эксперту» рассказали в проектно-аналитической компании «Новая земля» и ВЭБ.РФ.

Что такое турсхемы

Туристические схемы стали разрабатывать в РФ после того, как в 2021 г. правительство утвердило госпрограмму по развитию туризма. В ней выделили самые популярные направления для путешественников.

Туристический каркас страны поделили на 12 приоритетных зон развития туризма — так называемых макротерриторий. Турсхема — это стратегия развития конкретной макротерритории.

Структура «Большой Волги»

«Большая Волга» включает территорию от Тверской до Астраханской областей. Сама Волга для этих регионов оказалась единственным связующим звеном при множестве культурных и инфраструктурных отличий.

  • Верхняя Волга: Тверская, Костромская, Ивановская, Нижегородская, Ярославская области;
  • Средняя Волга: Республики Марий Эл, Чувашская и Татарстан, Самарская и Ульяновская области;
  • Нижняя Волга: Саратовская, Волгоградская и Астраханская области.

«Число входящих в состав проекта регионов — это далеко не главный фактор сложности. Куда важнее неравномерность развития туристической инфраструктуры. Некоторые регионы уже измеряют свои турпотоки миллионами туристов в год и располагают значительными бюджетами. Другие до сих пор находятся на начальных стадиях формирования туриндустрии и не имеют четкого понимания своих возможностей и ограничений. Мы старались уделять особое внимание именно вторым», — отметил руководитель руководитель проекта «Большая Волга» (ВЭБ.РФ) Даниил Веретенников.

Что привлекает туристов

Все регионы «Большой Волги» обладают богатым культурным наследием: здесь более 11 тыс. культурно-познавательных точек притяжения и около 19 тыс. объектов культурного наследия.

Макротерритория объединяет 9 типов ландшафтов: от тайги до пустыни. Это и возможности для водного туризма, и культурно-этническое разнообразие. На берегах Волги живут 30 народов с самобытными традициями.

«Замедление» туризма

Пока территория не может полностью удовлетворить запросы современных туристов. Инфраструктура в популярных локациях перегружена, большая доля турпотока приходится на крупные города и региональные столицы.

Путешественники в основном выбирают туры выходного дня с максимумом достопримечательностей. Маршрутная сеть такова, что туристы возвращаются в региональные столицы после того, как выезжают из них. Поэтому регионы Волги ассоциируются с «быстрым» туризмом.

Миссия «Большой Волги» — замедление туризма для устойчивого развития регионов. Эксперты предлагают заменить концепцию «успеть всё и сразу» на вдумчивое и продолжительное знакомство с местом.

Посещение ультра-популярных направлений смещается в сторону менее известных, но перспективных локаций. В приоритет ставится повышение возвратности: туристы будут стремиться приехать на территорию еще и еще, чтобы открыть для себя новые интересные локации.

Кластеризация Волги

На макротерритории находится более 22 тыс. точек туристического притяжения. Эксперты «Новой земли» применили кластерный подход и выделили 60 зон приоритетного развития.

В каждой зоне — скопление точек притяжения на расстоянии не более 45 минут езды на автомобиле. Если стратегию удастся реализовать в полной мере, то к 2030 г. турпоток вырастет на 51% и приблизится к 40 млн поездок в год.

«Очень важно, чтобы пользовательский опыт был бесшовным. Турист не должен при выходе из отличной гостиницы попадать на разбитую улицу и на попутке доезжать до туристической достопримечательности.

Поэтому мы и говорим о синхронизации на определенных локациях инвестиций из различных источников. В этом основная задача турсхем — показать пространство и туриста в нём», — подчеркнул управляющий партнер проектной и аналитической компании «Новая земля» (разработчика турсхемы) Григорий Соломин.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Замминистра экономики Киргизии: «Россия — это огромный рынок с большими перспективами»
Султан Ахматов — о точках роста в сотрудничестве России и Киргизии
Театр одного танцора
Николай Цискаридзе вышел на сцену МХТ под псевдонимом
Мальков по осени считают
Как найти баланс между аппетитами человека и интересами океана