контекст
Депутаты фракции «Новые люди» предложили закрепить автоматическую компенсацию для пассажиров, не улетевших из-за овербукинга. Вице-спикер Владислав Даванков направил соответствующее письмо министру транспорта Андрею Никитину.
Парламентарии настаивают, что выплата должна составлять 100% стоимости билета и перечисляться быстро, без споров с авиакомпанией и обращений в суд. Сейчас же пассажиры нередко добиваются компенсаций через сложные процедуры.
Инициатива, по мнению авторов письма, должна стимулировать перевозчиков точнее планировать загрузку рейсов и не злоупотреблять сверхбронированием, обеспечивая при этом пассажирам гарантированное и оперативное возмещение ущерба.
Прежде чем что-то регулировать — компенсации, штрафы, порядок действий — нужно ввести само понятие. Описать, что это такое и в каких случаях возникает, в каких допускается, а в каких нет.
Есть и другой вопрос: если авиакомпания выплатила компенсацию, освобождает ли это ее от штрафа надзорных органов или она должна платить и то и другое? Как эти нормы совместить?
Это сложно, особенно с учетом реальных ситуаций. Например, из-за плана «Ковер» аэропорт закрыт, рейсы задерживаются, самолеты не прилетают, цепочка сбоев расходится по всей стране.
Авиакомпания может поставить резервный самолет, но его компоновка отличается — мест меньше, поэтому возникает овербукинг. Что ей делать: быстро отправить большинство пассажиров и задержать нескольких или ждать несколько часов прилета «родного» борта? Вводить жесткие штрафы в таких обстоятельствах — значит, ухудшать положение пассажиров.
Депутаты, к сожалению, не учитывают, что овербукинг — далеко не всегда злой умысел авиакомпании. Бывают ситуации, за которые наказывать нельзя.
Из-за этой сложности вопрос обсуждают уже полтора десятка лет — и решения до сих пор нет. Если бы задача была простой, нормы давно бы появились. Но разбираться в деталях сложно, проще «наказать авиакомпании рублем».
Бывают случаи, когда из-за погоды или технических причин пассажиров рассаживают по разным рейсам. Кто в этом случае считается «лишним»? Как определять, подпадает ли ситуация под овербукинг? Это тоже надо определить в законе. До тех пор разговоры останутся яркими заголовками в СМИ.
Как решить проблему? Несколько раз предлагалось создать отдельный закон, где четко прописать понятие овербукинга, случаи его возникновения, когда он допустим, как компенсируется, когда наказывается и как авиакомпания должна действовать.
Можно изучить западный опыт: там предусмотрены значительные компенсации, но сохраняется обязательство доставить пассажиров в пункт назначения.
Кроме того, у авиакомпаний есть инструменты: пересадить «лишних» пассажиров в бизнес-класс, предложить добраться следующим рейсом за компенсацию. Во всем мире работает принцип добровольности — и желающие почти всегда находятся.
В Германии я видел, как при 10 лишних пассажирах, желающих получить ваучер на 200 евро, пришло больше 40. Это работает.
В России это тоже возможно, если отказаться от излишнего консерватизма и изучать положительный мировой опыт. Проблема в том, что депутаты предпочитают не разбираться в механизмах, а сразу что-то запретить и наказать.
Но овербукинг все равно будет возникать — лучше его грамотно регулировать. Нужно ввести понятное русское определение, например, «перебронирование», описать порядок действий, определить категории пассажиров, которые не должны попадать под перебронирование: семьи с детьми, инвалиды, пенсионеры, группы детей с сопровождающими.
Нужно учитывать особенности направлений — где несколько рейсов в сутки, овербукинг допустим, а где самолет летает раз в неделю — недопустим.
Авиакомпании иногда используют перебронирование для распределения пассажиров между рейсами, чтобы не отправлять одни самолеты пустыми, а другие перегруженными.
Если сделать систему добровольной, все оказываются в выигрыше: пассажир получает компенсацию, авиакомпания — заполненный рейс, репутация — плюс.
Если заниматься этим вопросом всерьез, нужен полноценный закон, где будут прописаны действия авиакомпании, ее обязательства, порядок компенсаций. Если закона нет, каждая авиакомпания выкручивается как может.
Что будет дальше?
Если такую инициативу принять, последствия окажутся противоположными ожидаемым. Авиакомпании начнут избегать любого признания овербукинга, потому что формальная фиксация факта автоматически повлечет для них компенсации и штрафы.
В итоге перевозчики будут списывать ситуацию на «компьютерные сбои», «неправильные билеты» или любые технические причины, лишь бы не признавать перебронирование.
Подобные примеры уже происходили: пассажир спокойно улетает в одну сторону, а на обратном рейсе ему заявляют, что в базе его билета нет. В такой ситуации человек остается без компенсации и без возврата денег.
При отсутствии бумажных документов, когда почти все покупается онлайн, доказать что-либо крайне сложно — исчезновение данных в системе фактически лишает пассажира возможности защитить свои права.
Нельзя создавать условия, при которых перевозчик вынужден вести себя непорядочно. Нужны четкие правила, обязательные для всех сторон.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag