Интервью

Как внедрение биометрии поможет бизнесу выжить в конкурентной борьбе?

Следующий шаг в развитии платежей

Вадим Изотов
Вадим Изотов
Начальник управления разработки и сопровождения специальных электронных продуктов департамента транзакционного бизнеса — старший вице-президент банка ВТБ
Сегодня биометрия — уже не технология будущего, а качественное улучшение ежедневного взаимодействия человека с окружающим миром и следующий шаг в развитии платежей. Но, в отличие от бесконтактной оплаты, завоевавшей мир достаточно быстро, гораздо более удобная оплата по биометрии лица пока не вызывает достаточного доверия у людей.

Проблема, на мой взгляд, — в воздействии массовой культуры, шпионских триллеров и боевиков, в которых фотография или резиновая маска с легкостью обманывают сложную систему безопасности. И в одном из самых глубинных и древних суеверий — страхе кражи души, до сих пор распространенном в разных культурах.

Между тем, в 2025 г. количество инициативно зарегистрировавших свои данные пользователей выросло в четыре раза до более 7 млн человек. Число биометрических слепков, хранящихся в ЕБС, превысило 50 млн.

Ускоряющаяся динамика оплат проезда по биометрии в московском метрополитене подтверждает все более позитивное отношение людей к технологии. В первом полугодии 2025 г. пассажиры совершили 25 млн проходов по биометрии — на 15% больше, чем за тот же период 2024 г. По данным Центра биометрических технологий, за первые три квартала 2025 г. число биометрических платежей выросло в 9 раз до почти 146 млн., что сделало эту технологию самым быстрорастущим платежным инструментом.

Буквально за пару лет системы биометрической идентификации преобразовались из заказных разработок в коробочные решения. За счет интеграции коммерческих биометрических систем с Единой биометрической системой (ЕБС) стоимость идентификации покупателя снижается, а значит, решение становится дешевле для людей и бизнеса.

Антропологи отмечают, что умение распознавать лица является одним из важных эволюционных приобретений человека. Те, кто не понимал эмоции, не различал друзей и врагов, не передали дальше гены, свое наследие. Другими словами, они проиграли в конкурентной борьбе с более совершенными и приспособленными сородичами. Так и бизнес, который сегодня пропустит внедрение биометрии в свои ежедневные процессы, рискует остаться только в учебниках как негативный пример для будущих студентов бизнес-школ.

Знаковым событием для повсеместного использования технологии стали изменения на законодательном уровне для отраслей, в обязательном порядке использующих паспорт для идентификации человека. Уже запущены пилотные проекты с использованием биометрии из ЕБС для посадки в поезд или самолет, заселения в гостиницы. А также для подтверждения возраста в ритейле при продаже товаров с возрастными ограничениями, сначала в обычных магазинах, а затем — при онлайн-покупках. Транспорт и ритейл — это основные индустрии, которые получат преимущество от применения идентификации по биометрии в своих каналах и сервисах.

Сервис постепенно становится привычным за счет удобства применения. Но биометрия должна найти путь не к разуму, а к сердцу. И те, кто смогут обернуть векторы, математические модели и невозможность обратного преобразования слепка в фото в вау-эмоции, изменит реальность и сформирует новые отношения между людьми и технологиями. Как это сделать, мы будем говорить на инвестиционном форуме «РОССИЯ ЗОВЕТ!».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Аналитика, 27 ноя 16:14
Скидки на налоги или бонусы для налоговых вычетов
Аналитика, 22 ноя 10:40
Цифровой переход как вопрос выживания
Аналитика, 20 ноя 07:37
Структурные барьеры и драйверы роста
Аналитика, 18 ноя 15:30
Цифровая занятость вышла из тени
Свежие материалы
Титан сворачивает крылья
В мире,
IperionX не смогла заменить поставки российского металла
Нефтедобытчики проявили самообладание
В мире,
Страны ОПЕК+ определились с квотами на 2026 год