Все просят отсрочку
Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси (объединяет более 4 тыс. таксопарков в 35 регионах) попросила президента России Владимира Путина перенести вступление в силу обязательных требований по использованию локализованных в РФ автомобилей с 1 марта 2026 г. на 1 марта 2031 г. «Эксперт» ознакомился с письмом от 9 октября. В нем идет речь о требованиях по локализации машин, на которых работают таксисты-самозанятые.
Минтранс, в свою очередь, предлагает отложить вступление требований по локализации машин, на которых осуществляют таксомоторные перевозки самозанятые, до 2033 г. Об этом заявил 9 октября на пленарной сессии конференции TAXI-2025 в Сочи руководитель департамента госполитики в области автомобильного транспорта ведомства Александр Васильченко. «Мы еще этот закон будем корректировать в части определенных вещей, в том числе по самозанятым и индивидуальным предпринимателям рассматриваем [перенос требований] до 2033 года», — сообщил Александр Васильченко.
С аналогичной просьбой о том, чтобы отложить вступление требований по локализации машин для физлиц, работающих в такси на личных автомобилях, к председателю правительства ранее обращался Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), сообщал РБК.
Как будут определять локализацию
Принятые в мае 2025 г. поправки в закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси» предусматривают, что с 1 марта 2026 г. в качестве такси могут использоваться только локализованные в России автомобили. Критерии локализации таковы: автомобиль должен набирать 3200 баллов по постановлению 719 (определяет «российскость» промпродукции) либо быть собран в рамках специнвестконтракта (СПИК), заключенного с Минпромторгом с 1 марта 2022 г. по март 2025 г. Правительство также может скорректировать список моделей «вручную», отдельным решением. Требования по локализации не распространяются на авто, внесенные в региональные реестры такси до 1 марта 2026 г. Есть и другие исключения: например, в Калининградской области и Сибирском ФО новые требования для машин такси вступят с силу лишь в марте 2028 г., в ДФО — в марте 2030 г.
«Специфика отрасли такси — высокая доля самозанятых и широкое использование лизинговых схем — делает прямое и быстрое применение требования о локализации для всех перевозчиков социально и экономически рискованным», — говорится в письме Владимиру Путину.
По данным на сентябрь 2025 г., в реестрах ФГИС «Такси» зарегистрировано более 1,13 млн автомобилей, из которых более 834 тыс. являются действующими. В обращении организации отмечается, что значительная часть машин зарегистрирована на самозанятых, использующих «преимущественно личные транспортные средства».
«По нашим оценкам, порядка 75% самозанятых эксплуатируют автомобили, которые не смогут соответствовать критериям локализации. Это значит, что после вступления нормы в силу самая массовая категория перевозчиков <...> не сможет легализоваться», — говорится в документе.
Какие марки допустят в такси
В начале октября Минпромторг опубликовал перечень автомобилей, которые можно будет использовать для такси. В него попали 22 модели Lada, «Москвич», УАЗ, Sollers, Evolute и Voyah. В Минпромторге тогда поясняли, что этот перечень будет расширяться.
Усугубляет ситуацию, по мнению Общественного совета, высокая ключевая ставка. «Ориентировочные ежемесячные выплаты при семилетнем кредитовании превышают 32 тыс. руб., при трехлетнем — порядка 44 тыс. В таких условиях массовая замена автомобилей личного пользования на новые локализованные для самозанятых экономически неосуществима», — указано в письме Владимиру Путину. Глава организации в документе также обратила внимание президента на то, что при смене собственника машина будет исключаться из реестра такси, что приведет к «выведению из легального поля» не менее 217 тыс. автомобилей.
На эту же правовую коллизию указывала в середине сентября в обращениях в Минпромторг, Минтранс и Совет Федерации Объединенная лизинговая ассоциация (письмо есть у «Эксперта»). По данным ассоциации, около 70-80% автомобилей такси взяты в лизинг, из них 80% — импортные. В письмах отмечается, что средний срок лизинга авто для использования в пассажирских перевозках — 3 года, а средний срок эксплуатации в качестве такси — до 8 лет. «То есть по истечении срока лизинга автомобиль часто продолжает эксплуатироваться в такси. После перехода права собственности на автомобиль требуется перерегистрация ТС в реестре такси на нового собственника. Поскольку на момент такой перерегистрации будет действовать новое законодательство, автомобиль, не соответствующий требованиям локализации, не сможет быть внесен в реестр повторно», — говорится в письмах ассоциации лизинговых компаний.
Помимо отсрочки требований по локализации, Общественный совет по развитию такси попросил президента РФ рекомендовать Минпромторгу совместно с Минтрансом и Минфином пересмотреть критерии включения моделей в перечень локализованных автомобилей «с учетом эксплуатационных требований городского такси, стоимости владения и региональных инфраструктурных ограничений». Также предлагается предусмотреть меры господдержки для самозанятых таксистов и малых таксопарков (льготные программы кредитования и лизинга, субсидирование стоимости новых машин и пр.).
Еще одной проблемой для реализации обязательных требований по локализации может стать дефицит российских машин. Индивидуальный предприниматель Александр Полетаев рассказал на TAXI-2025, что пытался купить 100 машин Lada Granta, но не смог пока этого сделать: «Дилеры говорят, что автомобилей нет, а корпоративный отдел [„Автоваза“] — что всё отдал дилерам». Наличие проблемы подтвердил на также исполнительный директор по корпоративным продажам «Джили-Моторс» Алексей Винер.
«Эксперт» направил запросы пресс-секретарю президента России Дмитрию Пескову и в пресс-службу Минтранса.
Какие машины сейчас в такси
По данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), 80% парка автомобилей такси в стране занимают 10 марок авто. Лидер рейтинга с долей в 16,4% — автомобили Lada. За ними следуют Kia (доля 14,9%), Hyundai (13,4%), Volkswagen (7,9%), Skoda (6,2%), Renault (5,5%), Toyota (5,2), Chery (4,4%), Haval (3,7%) и Geely (2,7%).
«Мы посмотрели тип перевозчика в действующих разрешениях. Здесь однозначно юрлица занимают только четверть. Вроде бы и ИП не так много — 21%, около 20% — самозанятые. Порядка 35% — без указания на тип. Но мы уверены, что это самозанятые или ИП. Получается, порядка 70-75% приходится на ИП и самозанятых», — отметила на пленарной сессии конференции TAXI-2025 директор НАПИ Татьяна Арабаджи.
По ее мнению, для самозанятых водителей, а также для малых городов нужно формулировать иные требований к такси, нежели для крупных городов. «Во-первых, чтобы не лишать людей подработки. А во-вторых, во многих небольших городах такси подменяет общественный транспорт. Нельзя лишать людей транспортной доступности», — сказала Татьяна Арабаджи.
Что думают агрегаторы
В «Яндекс Такси» поддерживают предложение скорректировать требования локализации и отложить их до 2033 г., заявила «Эксперту» представитель сервиса. «Сейчас важно сохранить водителей на личных автомобилях в отрасли и обеспечить равный доступ на рынок для всех подходящих под требования машин и производителей», — добавила она. Сохранение «подработчиков», подчеркнули в «Яндекс Такси», поможет избежать негативных последствий — оттока водителей и снижения доступности услуги такси в регионах.
Отсрочка требований по локализации не решит проблемы, сказал представитель сервиса «Максим». «Самозанятых на личных автомобилях нужно выводить из-под нормы о локализации. Для регионов Дальнего Востока действует отсрочка с близкой к предложенным датой — 1 марта 2030 г. И совершенно не просматривается перспектива, например, для Хабаровска, где доля отечественных машин составляет 0,6%, или для Владивостока — там таких подходящих всего 0,3%», — пояснил он.
Кроме того, во Владивостоке, по словам представителя сервиса, водители такси выбирают гибридные Toyota Prius для экономии топлива, альтернативы которым отечественный автопром не может предложить.
В сервисе «Максим» считают необходимым ввести дифференциацию требований — отдельно для таксопарков, отдельно для физлиц: «Это две разные модели перевозок — услуги профессионального такси и услуги частных водителей с личными автомобилями. Основы для этого заложены в недавно принятом законе о платформенной экономике».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag