Вызов семейному бизнесу

17 июля 2000, 00:00

В списке десяти богатейших людей мира за 1999 год, составленном журналом Forbes, одно из первых мест занимает гонконгский миллиардер Ли Кашин с состоянием в 12,7 млрд долларов. Правда, достигнув выдающихся результатов в этом всемирном пантеоне тщеславия, клан самого известного гонконгского магната пока не может похвастаться столь же высокими позициями в мировом корпоративном бизнесе. Суммарная капитализация компании Ли Кашина Hutchison Whampoa составляет «всего лишь» 57,3 млрд долларов (90−е место), а принадлежащей его сыну Ричарду Ли компании Pacific Century Cyberworks — 22 млрд долларов (261−е место).

Столь «скромный» — по сравнению с их личным богатством — корпоративный вес самых выдающихся в мировом бизнесе хуацяо наглядно отражает специфику делового профиля китайской диаспоры. До сих пор лишь малая часть их компаний котирует свои акции на бирже; большинство китайцев предпочитают держать все нити управления и принятия стратегических решений в руках «семьи», не приглашают на конкурсной основе топ-менеджеров, основывают бизнес на системе давних земляческих и родственных связей. И вообще, не любят афишировать свои состояния.

В отличие от отца и сына Ли, захвативших лидирующие позиции в интернет-бизнесе Гонконга и став тем самым ведущими игроками в региональной «новой экономике», другие китайские семейства Гонконга предпочитают по-прежнему заниматься недвижимостью. Сходная картина наблюдается и в других странах Юго-Восточной Азии. Помимо недвижимости это торговля и банковская деятельность, страхование и строительство, рестораны и гостиницы. Лишь на Тайване заметен крен в сторону реальной экономики: в первой пятерке две компании занимаются выпуском пластмасс, одна — электроникой и электробытовой техникой.

И тем не менее реалии глобализации, все более ожесточенная конкуренция на внешних рынках заставляют китайские компании подстраиваться к меняющимся правилам игры. Знаковый пример реформы семейного бизнеса показали владельцы одной из наиболее динамичных торговых компаний Гонконга Li & Fung. Она была основана в 1906 году в Гуанчжоу Фунь Пакли и Ли Томином и к 90−м годам превратилась в совместное достояние многочисленного (свыше 30 человек) клана их потомков. До недавнего времени ее профиль — импорт товаров на юг Китая и экспорт местной продукции за рубеж — почти не менялся.

Так бы оно, возможно, и продолжалось, если бы три года назад братья Виктор и Вильям Фунь не выкупили доли акций у совладельцев компании и полностью не приватизировали ее. К этому времени у братьев сложилась своя, более «продвинутая» концепция, что и как делать. И неудивительно: оба получили образование и докторские степени в самых престижных университетах США и накопили более чем десятилетний опыт работы по руководству Li & Fung. Опыт, который властно говорил им: хватит «работать на дядю» (тетю, сестер…) и зависеть от «семейного» совета директоров.

Сегодня братья зарабатывают приличные комиссионные (7−12%) на том, что помогают крупным международным корпорациям организовать производство того или иного брэнда в Китае или на предприятиях, контролируемых хуацяо, в других странах региона. В компанию приглашены высококлассные специалисты, способные стать «соединительным мостиком» между требовательными западными заказчиками, предлагаемыми ими технологиями и спецификой местных реалий и производителей. Главное, что сделали братья, — развернули фирму «лицом к миру», не стали замыкаться только на одном Китае, не стали ждать, когда их найдут заказчики. Поисками выгодных клиентов из числа компаний, желающих инвестировать в Азии, занимаются сейчас 45 офисов компании, размещенных в 29 странах мира. На очереди «экспансия» в Восточную Европу, Россию и СНГ.

Исповедуя в бизнесе американизированный управленческий стиль, братья Фунь в своей «семейно-клановой» жизни остаются все-таки китайцами. Живут в одном элитном многоэтажном доме со своими мамой и сестрами, постоянно общаются друг с другом, и не только по работе. Даже читают одно и то же: последней стала книга Била Гейтса «Бизнес со скоростью мысли».

Именно так, «со скоростью мысли», придется действовать теперь наиболее дальновидным этническим коллегам братьев Фунь, чтобы не остаться в хвосте «новой экономики». Они все больше осознают недостатки «внутрисемейного» построения управления компанией со всеми присущими ему атрибутами (непрозрачность, снижение кадрового потенциала фирмы и т. д.) в современных условиях. Все чаще даже самым великим и удачливым приходится переманивать к себе суперменеджеров со стороны, а не изыскивать их из числа своих ближайших родственников.

Именно от того, насколько скоро это осознание повлечет за собой качественную «модернизацию» бизнеса китайской мировой диаспоры в целом, будут зависеть ее дальнейшие позиции в мировом бизнесе.