Харьков - город для Украины типичный во многих отношениях. Точнее, типичный для той ее части, которая не вписалась в экспортные цепочки типа "уголь-кокс-металл" и не кормится с сельского хозяйства.
Харьков был известен во времена СССР как крупнейший промышленный и научный центр Европы. Здесь располагались десятки вузов и производилось до половины советских танков. Не говоря уже о самолетах, системах управления космическими кораблями, турбинах для АЭС, фотоаппаратах и прочей военно-промышленно-бытовой утвари. Собственно, примерно тем же славилась и вся Украина. Так что нынешнее состояние славного города Харькова очень показательно для понимания того, как живет и развивается украинская экономика.
Если еще десять лет назад в промышленности области было занято свыше 400 тыс. человек, то сейчас - лишь 192 тыс. Многие из тех, кто раньше стоял у станка или кульмана, стоят за прилавком символа нового Харькова - Барабашовского рынка, одного из крупнейших в Восточной Европе. "Барабашка" - город в городе, он одевает и обувает окрестные украинские и российские регионы и обеспечивает работой более чем 15 тыс. харьковчан - в полтора раза больше, чем крупнейшее предприятие города - Завод им. Малышева (некогда ведущий производитель бронетехники в СССР). "Барабашка" - предприятие очень успешное. Его предполагаемый годовой оборот исчисляется сотнями миллионов долларов.
Помимо этого Харьков стал неофициальной столицей украинского подпольного пошива брюк и дубленок. Репутация харьковских цеховиков сложилась еще при застое, но в годы независимости этот бизнес стал одним из "градообразующих". В последние годы некоторые цеха легализовались, а их хозяева оформились как частные предприниматели.
Что касается малого бизнеса в Харькове в целом, то назовем лишь одну цифру - доля занятых в этой сфере в городе, согласно статистике, составляет 30% трудоспособного населения. Конечно, в это число включены и рыночные торговцы, и работники предприятий, которых работодатели заставляют регистрироваться частными предпринимателями для минимизации налогообложения (ЧП платит государству фиксированный налог от 10 до 40 долларов в месяц, что гораздо меньше, чем налоги и отчисления в соцфонды с заработной платы). Однако даже с учетом этих поправок роль малого бизнеса в экономике города более чем заметна и имеет тенденцию к росту.
Но идем дальше. Подпольный пошив одежды, конечно, не определяет лицо промышленности Харькова, хотя лицо это в сравнении с советскими временами изменилось кардинально. В 2001 году незаметно произошло знаменательное событие: облстат зафиксировал, что машиностроительная отрасль, которая со времен индустриализации 30-х годов была ведущей в регионе, уступила первое место по объемам производства пищепрому. Последний представлен большим числом предприятий, приспособившихся к рыночной среде, однако держится на трех китах. Прежде всего это АО "Филип Моррис Украина" - так с 1994 года называется Харьковская табачная фабрика. На фабрику приходится 28,4% выпущенных на Украине сигарет, а объем производства составляет приблизительно 250 млн долларов, или 12% от объема всей промышленности региона.
Еще две пищевые компании уверенно превосходят рубеж в 50 млн долларов - это АОЗТ "Харьковская бисквитная фабрика" и ОАО "Пивзавод Рогань". Их руководители Алла Коваленко (бисквитка) и Николай Белокур ("Рогань") раньше других освоились в условиях рынка. Г-н Белокур сумел реализовать "правильную схему жизни" постсоветского предпринимателя - довести до ума бизнес и за хорошие деньги продать его иностранцам: в 2000 году "Рогань" был выкуплен пивоваренным гигантом Sun Interbrew.
Что касается машиностроения, то оно сейчас также демонстрирует приличные показатели: рост за восемь месяцев 2003-го составил 18%. Но эти цифры надо понимать правильно. За последние двенадцать лет отрасль потеряла минимум две трети своих объемов. Однако те предприятия, что выжили, чувствуют себя относительно неплохо. Прежде всего стабилизировалась ситуация и наметился рост на двух крупнейших предприятиях города - Государственном авиационном предприятии (бывший ХАЗ) и АО "Турбоатом". Первое осваивает выпуск нового самолета Ан-140, второе занимается поставкой, наладкой и ремонтом турбин на электростанциях СНГ и дальнего зарубежья. Кроме того, отрасль вытягивает рост спроса со стороны России. Сегодня в РФ отправляется 45% продукции ПО "Коммунар" (системы управления ракетами), 75% - ОАО "Автрамат" (поршни к двигателям), 70% - ОАО Харьковский станкостроительный завод". В целом на Россию приходится 47% экспорта Харькова, из них две трети обеспечивает машиностроительная отрасль.
Судьба харьковской науки схожа с ситуацией в машиностроении. Да, спад здесь большой. Но некоторые коллективы к новому положению адаптировались. Наибольшие успехи демонстрирует концерн "Институт монокристаллов", который сумел вписаться в мировой рынок, экспортируя свою продукцию в США и Японию. На базе института создан технопарк, которому дарованы значительные налоговые льготы. Его объем производства сопоставим с пищевыми гигантами - 16,5 млн долларов в первом квартале нынешнего года.
Так или иначе, но город оживает. Характерные приметы времени - взрывообразный рост цен на недвижимость (в 2002 году - на 30-50%) и заметный любому строительный бум. Благосостояние населения растет, конечно, не такими ударными темпами (средняя официальная зарплата по городу дотянулась почти до 100 долларов), но все же люди начинают больше тратить. Рост оборота розничной торговли налицо. Собственно, торговля, услуги, пищевка и мелкое производство сейчас основные локомотивы экономики Харькова. И, наверное, останутся таковыми в будущем. Однако еще не растраченный до конца интеллектуальный потенциал города все-таки не дает угаснуть надежде на прорыв в постиндустриальную реальность с более достойных позиций.
Харьков