Щетка против нефти

Маргарита Линева
25 апреля 2005, 00:00

Чтобы закрепиться на российском рынке, финская компания по производству устройств для сбора разлитой нефти открывает здесь небольшое производство

Нефтедобыча в России в последние годы стремительно растет. Только на Балтийском море появился целый ряд новых нефтяных терминалов - Приморск, Высоцк, Батарейная, Ломоносов. Регулярно увеличивает объемы перекачки нефти Санкт-Петербургский порт, растет транспортировка с Севера и Дальнего Востока России. Увы, но и нефтяных разливов становится больше, прежде всего на портовых территориях и в узких проливах. Как рассказала "Эксперту" представитель финского Института окружающей среды Сирпа Пеллинен, в Балтийском море две наиболее опасные точки - Датские проливы и Финский залив (особенно на участке между Таллином и Хельсинки, где траектория движения нефтяных танкеров, следующих из российских портов, пересекается с регулярным морским сообщением между финской и эстонской столицами). По данным VTT (Технический исследовательский центр Финляндии), к 2017 году объем разлитой в Балтийском море нефти возрастет приблизительно на 10, а в Финском заливе - на 20%.

Большая часть оборудования, используемого российскими нефтяниками для ликвидации разливов, изготавливается за пределами России - более половины мирового рынка производства нефтесборного оборудования (его объем оценивается в 300 млн евро) занимают три фирмы: финская Lamor, датская Roclean-Desmi и британская Vicoma. Финская компания Lamor контролирует до 45% российского рынка нефтесборочного оборудования. В ближайшее время она планирует открыть в России собственное производство. Причины - желание получить ряд государственных заказов, которые могут стать доступными только для компаний, базирующихся в России. Руководство Lamor не скрывает: Россия - один из крупнейших и наиболее перспективных рынков сбыта. Наработанные связи, практическое отсутствие конкуренции и значительный рост добычи и экспорта нефти делают российский рынок крайне привлекательным для финнов.

Lamor работает в России уже восемь лет. За это время она осуществила проекты практически со всеми крупнейшими нефтяными компаниями - "ЛУКойлом", ЮКОСом, "Сибнефтью", "Транснефтью" и "Роснефтью". В прошлом году финны оснастили Мурманское морское пароходство оборудованием для ликвидации разливов в арктических условиях, запустили проект сотрудничества с Exxon Mobile на Сахалине. В 2002-м и 2004 годах компания осуществила два совместных проекта с Министерством транспорта РФ по оснащению Госморспасслужб Петербурга и Калининграда оборудованием для ликвидации нефтяных разливов. "Сто процентов нефтесборочного оборудования в порту Высоцка и около девяноста процентов оснащения терминала в Приморске было поставлено нашей компанией", - говори директор по экспорту Lamor Николай Кильдишов. Если крупные заказчики, такие как Высоцк и Приморск, приобретают целый комплекс оборудования, включая плавсредства, то менее крупные регулярно покупают небольшие партии оборудования.

С этого года Lamor собирается предоставлять и операторские услуги по ликвидации разливов в местах аварий. Первый операторский центр компании будет расположен в Порвоо (в Центре ликвидации разливов нефти на Финском заливе и Балтийском море). Центры-сателлиты разместятся непосредственно на местах потенциальных разливов нефти. Это даст компании большое конкурентное преимущество. Ведь, скажем, база другого крупного оператора ликвидации нефтяных разливов - британской компании OSRL, которая также заинтересована в российском рынке, - расположена в Сингапуре. Поэтому англичанам понадобится несоизмеримо больше времени, чтобы добраться к месту аварии на севере России. Базы второго крупного оператора на мировом рынке - шотландской компании Briggs - по мнению экспертов, также расположены достаточно далеко. (Есть, впрочем, и собственно российские операторы, один из крупнейших и наиболее квалифицированных - "Экошельф Балтика".)

Поскольку конкуренции в технологиях сбора нефти сейчас не существует (см. "Способы ликвидации"), выбор поставщика определяется исключительно качеством оборудования, дополнительного сервиса, обслуживания, операторских услуг и т. д. Поэтому: дабы избежать ослабления позиций на крайне перспективном российском рынке, компания Lamor решила открыть собственное производство в России - пока речь идет о небольшом предприятии отверточной сборки под Выборгом. Производство оборудования в России даст финнам возможность выйти на многие российские государственные проекты, которые могут быть доступными лишь для отечественных производителей.

Способы ликвидации

Существуют два основных способа ликвидации нефтяных разливов - механический (сбор разлитой нефти с помощью нефтесборщиков различной конструкции) и химический (предполагает использование химреагентов, которые смешивают нефть с водой или опускают ее на дно). Второй способ дешевле, но он нелегален. По словам Сирпы Пеллинен, его используют в основном в случае "скрытых" разливов, о которых широко не объявляется, а их результаты стремятся скрыть. Поэтому в последнее время ведущие компании, как западные, так и российские, стараются приобретать нефтесборочное оборудование, работа которого основана на механическом принципе.

Механические нефтесборники, в свою очередь, бывают двух типов. Первые - это вакуумные и пороговые нефтесборщики, которые, по сути, являются перекачивающими устройствами, захватывающими вместе с собираемой нефтью большое количество воды. Вторые - тросовые, ленточные, барабанные, дисковые и щеточные нефтесборщики, которые осуществляют сбор нефти благодаря тому, что нефть прилипает к их рабочим органам. Это позволяет снизить количество воды в собираемой нефти до 5-10%. Сегодня максимальная производительность сбора нефти (до 500 кубометров в час) у щеточных нефтесборщиков - они обладают наибольшей площадью поверхности нефтесборного рабочего органа. Щеточные нефтесборщики могут работать в самых тяжелых условиях, а собранная нефть содержит минимальное количество свободной воды.