Малые составляющие большой стабильности

Ангелина Давыдова
12 сентября 2005, 00:00

На долю мелких и средних предприятий в Японии приходится почти 99% от общего числа компаний страны. В них трудится три четверти всех занятых в экономике, и эти люди производят половину национального ВВП

Основной посылкой к возникновению успешной модели малого бизнеса в Японии стала необходимость создания раздробленного базиса экономики, который смог бы успешно функционировать, будучи относительно независимым от отдельных контрагентов. Дело в том, что малый японский бизнес не только демонстрирует высокую деловую активность и производительность, но и играет важную роль в поддержании самих основ жизнеспособной экономики, обеспечивая конкурентную рыночную среду. К тому же именно мелкие предприятия отличает высокая гибкость, мобильность и отзывчивость на все изменения рынка. Таким образом, сегодня мелкий бизнес, по сути, обеспечивает социальную стабильность в обществе.

Под опекой государства

Сектор малого бизнеса в Японии начал формироваться сразу после Второй мировой войны - именно рост и экспортный потенциал малых предприятий тогда во многом помогли восстановлению экономики страны. Долларовые доходы малого бизнеса наряду с реинвестициями в развитие собственного производства шли и на восстановление крупных промышленных предприятий. А впоследствии эти же малые предприятия начали работать и в качестве субподрядчиков крупных корпораций. При этом был создан защитный механизм - специальные страховые фонды, ограждающие мелкий бизнес от цепных банкротств. Отчисления в них были законодательно освобождены от налогообложения.

Сектор малого и среднего бизнеса в Японии и сегодня остается чрезвычайно активным и подвижным - ежегодно создаются сотни тысяч новых предприятий, хотя другие сотни тысяч разоряются и исчезают. По сути, этот сегмент стал своего рода лакмусовой бумажкой всей японской экономики, первым сигнализируя о тенденциях, проблемах и структурных изменениях в хозяйстве страны. Так, по словам Хатио Ивасаки, главы японского Научно-исследовательского института малого бизнеса, "мелкому бизнесу уготована роль проведения 'гладких' структурных изменений в японской экономике и содействия дальнейшему стабильному экономическому развитию".

С самого начала процесс создания таких предприятий получил в Японии мощную государственную поддержку - уже в 1948 году было основано Агентство по поддержке мелких и средних предприятий. А к концу 50-х госполитика в этой сфере была приведена в систему и стала предлагать такие элементы, как финансовая помощь, консультационные услуги, диагностика структуры управления, повышение уровня организации и т. д. (И сегодня в Японии постоянно проходят семинары, где людям разъясняют азы предпринимательства, рассказывают об имеющихся возможностях и потребностях общества, своим опытом делятся наиболее удачливые бизнесмены.)

В 1963 году был принят закон о малых и средних предприятиях, а также комплексная программа модернизации сектора. В результате начиная с 70-х малый бизнес перешел в стадию стабильного роста, благодаря чему многие именно мелкие предприятия стали осваивать новые наукоемкие и венчурные технологии. Позже, в 80-е и 90-е годы, в секторе прошла волна структурных изменений: действующие в одной отрасли мелкие фирмы начали сливаться. Однако экономическая ситуация стала ухудшаться, и развитию мелкого и среднего бизнеса в стране вновь было решено уделить особое внимание - упор главным образом был сделан на внедрение инноваций и запуск новых высокотехнологичных проектов.

В конце 90-х в целях оживления деловой конъюнктуры, недопущения падения конкурентоспособности страны, чреватого потерей внешних рынков и утратой позиций на рынке внутреннем, и в рамках структурных реформ правительства Дзюнъитиро Коидзуми был разработан и внедрен целый комплекс мер, призванных оказать помощь мелкому бизнесу. Так, в 1999 году вступил в силу закон "О содействии в создании новых предприятий", в преамбуле которого подчеркивается, что правительство придает первостепенное значение созданию благоприятных условий для открытия новых предприятий, видя в этом одно из действенных средств преодоления депрессивного состояния японской экономики.

Закон, к примеру, гарантировал предоставление льготных кредитов независимо от сферы деятельности, рода занятий и возраста предпринимателей. При этом новичкам, использующим передовые технологии, гарантируются кредиты на существенно (в десятки и даже сотни раз) более весомые суммы, нежели другим. А фирмам, использующим местные производственные ресурсы, оказывается дополнительная финансовая, организационная и техническая помощь по линии специализированных фондов и корпораций (таких, как Корпорация содействия развитию малого бизнеса и местных органов власти, Корпорация содействия развитию регионов, Фонд оказания помощи развитию технополисов). Важным подспорьем оказалась и помощь в подборе и подготовке персонала для новых предприятий, связанных с информационными технологиями (это оказалось проблемой и для японского бизнеса).

По мнению экспертов, японское правительство исходит из того, что малые предприятия - это мощный регулятор экономики. Крупные компании, как правило, ориентируются на внушительные капитальные вложения и испытывают сравнительно небольшую потребность в рабочей силе. Поэтому выходит, что, если экономика испытывает дефицит основного капитала, более выгодным становится перенесение акцента с корпораций на мелкий бизнес, который потребляет малый капитал и абсорбирует большую часть рабочей силы.

Нужны деньги и идеи

Основная проблема, с которой сталкивается японский малый бизнес сегодня, - дефицит финансов. Прежде всего это обусловлено высоким уровнем цен на землю. Постоянно растет и размер стартового капитала, что обусловлено необходимостью закупки дорогого оборудования. Кроме того, по данным опроса, проведенного Национальной федерацией ассоциаций мелкого бизнеса Японии, предпринимателей сильно беспокоят такие проблемы, как снижение спроса и падение уровня продаж (67,2% опрошенных), растущая конкуренция (47,1%), жесткие условия контрактов для подрядчиков и субподрядчиков, диктуемые крупными корпорациями (21,6%).

Свои выкладки приводит и НИИ малого бизнеса Японии. По оценке его специалистов, растущая конкуренция (прежде всего со стороны других азиатских стран), перенос производственной базы за рубеж, структурные изменения в спросе, а также долгосрочная зависимость от "родительских" компаний (корпораций) стали серьезными препятствиями для развития среднего и мелкого предпринимательства. А как довесок к этому пакету проблем отмечается еще и уменьшение численности, а также старение кадрового состава.

В качестве одного из вариантов решения этих проблем в Японии сейчас рассматривается стратегия расширения "горизонтального" сотрудничества и создания "горизонтальных" сетей. Подобная модель кооперации предполагает обмен между малыми предприятиями управленческими ресурсами, техническими и управленческими ноу-хау. А чтобы не усиливать конкуренцию, делать это предлагают фирмам, действующим в разных отраслях. Причем речь идет даже о проведении совместных R&D исследований с целью создания и выведения на рынок новых товаров и услуг. Такая методика, конечно же, имеет ряд преимуществ, однако она требует создания качественно новой инфраструктуры, в том числе организационной, а также жесткого контроля уровня управления и административных затрат во вновь создаваемых организациях.

Впрочем, несмотря на проблемы, в целом японская модель функционирования и развития мелкого бизнеса может считаться почти образцовой, а японская система поддержки предпринимательства уже признана одной из самых всеобъемлющих и зрелых в мире. Примечательно, что попытки перенять японский опыт предпринимались и в России. Так, еще в начале 90-х Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства отнесли Россию к странам так называемого общественного типа (к каковым относится и Япония), где роль государства будет сохраняться на достаточно высоком уровне и, соответственно, государственная поддержка предпринимательства должна быть широкой. Неоднократно проводились и различные семинары, конференции, в ходе которых пропагандировался опыт Японии. Однако никаких конкретных шагов в этом направлении не последовало, а инициативы так и остались инициативами, не воплощенными в жизнь.

Демография и малый бизнес

Ежегодно в Японии более 1 млн человек заявляет о желании начать собственный бизнес, однако сделать это удается не всем. На возможность реализации предпринимательских устремлений влияют самые разные факторы. Прежде всего это общеэкономическая конъюнктура. Так, в периоды быстрого экономического роста (конец 50-х-начало 60-х гг.) свой бизнес смогли наладить примерно две трети всех желающих, а вот в период экономической депрессии 90-х - только около трети.

Разнообразием отличаются как сфера деятельности, так и возрастной и образовательный состав потенциальных бизнесменов. Около 80% японских предпринимателей имеет полное среднее образование, в том числе 20% - высшее. Примерно половина всех начавших новое дело - люди до 40 лет, около четверти - 40-50 лет и столько же - люди старше 50 (причем половина из них уже перешагнула 60-летний рубеж). Кстати, доля последних (как и число женщин) в среде новых японских предпринимателей постоянно растет.

Эти тенденции во многом обусловлены быстрым старением японского общества. Поэтому в стране прилагаются особые усилия для содействия занятости именно лиц пенсионного возраста, тем более что большинство из них вынуждено выходить на пенсию по возрасту (в 60 лет), хотя имеют хорошее здоровье и желание работать. Кроме того, уходя на пенсию, японцы получают пособие, равное нескольким годовым окладам, и оно нередко становится первоначальным капиталом для открытия собственного бизнеса.