Тигр и тигрята

Иван Рубанов
12 сентября 2005, 00:00

В силу природных и исторических особенностей едва ли не единственной доступной для Японии нишей в международном разделении труда оказалось машиностроение. Оно стало основой японской экономики и ее коньком на мировом рынке, однако удерживать позиции абсолютного лидера стране все сложнее

Специализацию Японии в международном разделении труда предопределили история и природные особенности этой страны. После Второй мировой войны Япония потеряла рынки сбыта и источники сырья, к тому же из всех крупных государств она оказалась самой обделенной природными ресурсами. В таких условиях высокотехнологичная экспорториентированная промышленность стала единственным шансом для японцев занять достойное место в мировой экономике.

В стране это хорошо поняли, и в 50-е годы с американской помощью начали внедрять модель ускоренного развития промышленности. Эффект превзошел все ожидания - в короткие сроки Япония превратилась во вторую по экономической и промышленной мощи державу.

Это "японское чудо" было обусловлено сочетанием целого ряда факторов: грамотной экономической политикой, наличием высококвалифицированной и дисциплинированной рабочей силы, мизерными расходами на оборону (страна до сих пор находится под военным патронажем США), способностью к быстрому копированию и улучшению чужих технологий, а также огромным вниманием, которое уделялось в Японии развитию научного потенциала. Кроме того, машиностроение и другие высокотехнологичные отрасли получили мощный толчок в середине 70-х-начале 80-х, когда одновременно с нефтью сильно подорожал весь спектр ввозимого в страну сырья, и японским промышленникам стало невыгодно развивать материалоемкие производства.

Развитие высокотехнологичного машиностроения в Японии было очень бурным (см. график 1), в результате чего страна превратилась в "мировую мастерскую", а ее продукция стала насыщать рынки большинства государств. И сегодня по объемам производства машиностроительной продукции Япония занимает второе после США место в мире. Причем во многих областях японцы уже переигрывают своих конкурентов из развитых стран даже у них дома. Например, автомобили японских марок все увереннее лидируют в европейских и американских рейтингах продаж и постепенно отвоевывают рыночную долю у местных производителей, в то время как в самой Японии импортные транспортные средства, напротив, продаются вяло.

Ключевыми составляющими успеха японской машиностроительной продукции специалисты единодушно признают ее инновационный характер и высочайшее качество. Любопытно, что в управлении качеством на японских предприятиях принимает участие весь персонал. Обычное дело здесь - внесение различных рацпредложений, проведение планерок с "работой над ошибками" (показательно, что американские промышленники в 90-е годы вместо курсов повышения квалификации нередко отправляли свой персонал на японские фабрики). А на научные разработки в стране тратится 3,2% ВВП - существенно больше, чем в США (2,6%) или Западной Европе (1,9%), не говоря уже о России (менее 1%). При этом фантастического уровня достигла автоматизация производства: достаточно сказать, что более 40% промышленных роботов, производимых в мире, используется именно в Японии.

Сердце экономики

Занимая ведущие позиции на международных рынках, японское машиностроение играет ведущую роль и в экономике самой Японии. Эта отрасль обеспечивает почти половину промышленного производства страны (в то время как в России данная величина составляет лишь 20%) и около 70% экспорта - невиданный по мировым меркам показатель. Если в других развитых странах в качестве ключевых индикаторов экономического развития используются показатели строительства новых домов, индексы промышленных заказов, ожиданий бизнесменов или динамики безработицы, то в тех биржевых сводках, где говорится о Японии, чаще фигурирует "индекс заказов в области машиностроения".

Важнейшая особенность японского машиностроения - его исключительная ориентированность на экспорт. Если в целом по экономике доля экспора составляет порядка 15-20%, то по ключевым позициям машиностроительной продукции она возрастает до 50-90%. Впрочем, это является как преимуществом отрасли (она не сильно зависит от колебаний внутреннего спроса), так и ее слабым местом: при конкуренции с зарубежными компаниями возрастает значимость динамики валютных курсов.

Официально в японском машиностроении выделяется шесть базовых отраслей. Ведущую роль среди них играют транспортное машиностроение, представленное в основном автомобиле- и судостроением, а также производство электротехнического оборудования и широкого спектра разнообразных электронных изделий (см. график 2). Но можно разделить подотрасли машиностроения и по другому принципу. С одной стороны, это сравнительно старые, зародившиеся еще в 60-70-е годы металлоемкие направления - те же автомобиле- и судостроение, а также некоторые виды общего машиностроения, представляющие своего рода фундамент отрасли. С другой стороны - сравнительно новые, активно развивающиеся наукоемкие отрасли (приборостроение, производство промышленных роботов, компьютерных комплектующих, других изделий на базе современной электроники).

Конец чуда

Период быстрого развития японского машиностроительного комплекса, как, впрочем, и всей японской экономики, продолжался до начала 90-х годов. В те времена казалось, что рост экономической мощи и экспортную экспансию этой страны не остановить. И многие даже полагали, что XXI век станет эрой Японии, которая сместит США с позиций мирового экономического лидера.

Однако в последнее десятилетие прошлого века экономика страны, и в особенности ее машиностроительный комплекс, вошли в затяжную стагнацию (см. график 1). Причин тому оказалось несколько. В частности, негативную роль сыграло значительное укрепление японской иены, в результате чего с середины 80-х товары японских компаний на зарубежных рынках подорожали в два с половиной раза. Но главной проблемой стало то, что в 80-90-е годы еще более резкий промышленно-технологический рывок совершили другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В результате появились так называемые молодые тигры, прежде всего Корея и Тайвань, которые стали прямыми конкурентами японской экономики. Быстро развивающиеся и тоже ориентированные на экспорт компании из этих государств научились выпускать товары, которые практически не уступают японским по качеству, но более дешевы.

В итоге японские компании вынуждены были ввязаться в ценовую войну с новыми производителями и значительно сократить стоимость своей продукции (так, под давлением корейских конкурентов японские кондиционеры за последние пять лет подешевели вдвое). Соответственно, японским машиностроительным компаниям пришлось заняться кардинальным снижением издержек. И хотя все крупные корпорации ввели масштабные программы сокращения расходов на 20-30%, было ясно, что довести их до приемлемого уровня в стране с исключительно высокой стоимостью ресурсов и рабочей силы невозможно. Поэтому с середины 90-х основной тенденцией для японского машиностроения стал вывод мощностей за рубеж, особенно заметный в материало- и трудоемких конвейерных производствах.

Примечательно, что вначале японцы строили сборочные заводы в основном в развитых странах (США, Западная Европа), где ориентация на потребителя позволяла, в частности, обходить протекционистские барьеры. Но теперь все больше новых производств открывается в странах с дешевыми ресурсами и низкооплачиваемой рабочей силой - в Китае, государствах Восточной Европы. Более того, некоторые филиалы, давно созданные за границей, сейчас повторно переводятся в те регионы, где можно организовать низкозатратное производство.

Судя по всему, этот тренд становится все более мощным. Так, несмотря на то что у компании Toyota уже около 40% автомобилей производится за пределами Японии, ее руководство недавно объявило о желании продолжить вывод мощностей с островов и собирать уже большую ударение на о большую часть продукции на иностранных сборочных предприятиях. Схожие намерения демонстрируют и многие другие фирмы.

Это значит, что в перспективе Япония может остаться "домом" лишь для верхних этажей корпораций (управление, НИОКР), наукоемких и наименее материало- и трудоемких производств, а также для предприятий, ориентированных лишь на внутренний спрос. Что же касается намерений японских машиностроителей сохранить лидерство на мировых рынках, то, видимо, единственный выход для них - по-прежнему быть на самом острие прогресса.