Токио против Парижа

Елена Катасонова
12 сентября 2005, 00:00

Пока японские дизайнеры восхищают западную публику своими самобытными работами, на токийских улицах формируется другая мода, мало похожая на образцы европейских подиумов

Японская культура обладает редким свойством - умением заимствовать за рубежом все самое ценное и полезное, перерабатывать его, а затем представлять миру качественно новый, более совершенный продукт. Это умение японцы демонстрируют и в области моды.

Пионером современной японской моды считается Ханаэ Мори. Ее появление в Париже в 60-х годах стало первым шагом к "японской экспансии" на европейских подиумах. Именно работы Мори открыли моду на японцев. "Детьми Мори" иногда называют и следующее поколение японских дизайнеров - Иссэй Мияке, Йоджи Ямамото, Рэй Кавакубо... Общим для них стало то, что слава к модельерам пришла не из Японии, а из Франции.

Японские дизайнеры в Париже - особое явление. Представители других стран так и не смогли обрести второй дом в мировой столице моды, в то время как японская культура органично влилась во французскую моду, но не смешалась с ней. Более того, можно утверждать, что японская мода давно перестала быть экзотикой и гармонично вписалась в культурное общемировое пространство.

Зарплаты и традиции

Революция, совершенная японцами на мировых подиумах, в наименьшей степени отозвалась на их родине. На островах никого не волновало то, по чему сходили с ума в Европе и Америке. Возможно, потому, что вещи, которые эффектно смотрелись на высоких, хорошо сложенных европейских манекенщицах, на маленьких японках, с иными пропорциями тела, выглядели несуразными. Сказывался и традиционный консерватизм. Среднее и старшее поколение японцев по-прежнему предпочитает строгость и умеренность в одежде, неяркие цвета. Служащие компаний до сих пор подтверждают свою корпоративную принадлежность фирменными униформами с символикой. Ведь японцам с детства прививают в одежде "групповое начало". В каждом детском саду - свои костюмчики, шапочки, аппликации. Ношение школьной формы - тоже непреложный закон общества, а ее консервативный покрой и невыразительные цвета - характерная черта японского менталитета, несущего отголоски строгих средневековых регламентаций.

Другая особенность японского консерватизма - культ западных вещей, черта, которая сравнительно недавно была привита обществу в процессе насаждения западной цивилизации. Поэтому современные японцы подчас лучше принимают новинки из Европы и Америки, нежели работы собственных дизайнеров: все самое авангардное поступает в первую очередь на японский рынок и, надо сказать, принимается с восторгом. Кумирами японских модниц стали Gucci, Prada, Armani, чьи новинки раскупаются мгновенно.

Моду порождает среда, а Токио для моды - поистине благодатная почва. В японской одежде четко присутствуют четыре времени года: японская улица преображается с каждой сменой сезона. И если человек модный (а модников в Японии много), то он ни за что не наденет туфли старой модели или наряд в цвете, который котировался в прошлом сезоне.

Образцовая японская модница тратит на свой гардероб колоссальные деньги. И хотя экономические отчеты правительства и Банка Японии с каждым годом рисуют все более мрачную картину экономической ситуации в стране, продавцы роскоши по-прежнему получают на японском рынке значительную долю доходов. Дело в том, что в Японии большой платежеспособный средний класс, который, по разным оценкам, составляет 60-80% населения. По статистике, месячный доход средней японской семьи составляет 570 тыс. иен (около 4,5 тыс. долларов). К тому же молодые люди не спешат обзаводиться семьей, подолгу живут с родителями. А значит, почти вся их зарплата - это карманные деньги. "В Японии практически каждый работающий может позволить себе купить вещь от Cartier, - цитирует Financial Times Фабриса Паже, менеджера по маркетингу японского представительства Cartier. - Наш бизнес в Японии идет лучше, чем где бы то ни было, продажи каждый год растут более чем на десять процентов, а иногда - на пятнадцать-двадцать процентов".

В новом образе

Считается, что товары самых дорогих зарубежных марок завоевали так много поклонников в Японии за счет того, что японцы сократили число поездок за рубеж и предпочитают покупать иностранную продукцию у себя. Однако цены в Японии, как правило, выше европейских в среднем на 50%. И в этом, по мнению специалистов, состоит одна из причин возникшего и быстро растущего спроса на отечественных дизайнеров.

Сегодня оригинальные модели и коллекции рождаются в многочисленных салонах Токио, который стал одной из пяти мировых столиц моды наряду с Парижем, Нью-Йорком, Миланом и Лондоном. Еще в 70-е годы широкой известности на родине добились модельеры, входившие в группу TD-6 (Tokyo designers 6) - Дзюнко Косино, Мицухиро Масуда, Исао Канэко, Юкико Ханаи, Кансай Ямамото и Такэо Кикути. Затем 32 виднейших модельера Японии организовали CFD (Сouncil of Fashion Disigners, Tokyo - Совет фэшн-дизайнеров), который координирует работы в сфере высокой моды и оказывает поддержку молодым талантам. CFD служит также связующим звеном между модельерами и мастерами по производству тканей.

В результате консервативная дорогая одежда стала выходить из моды: японцы начали избавляться от снобистского пристрастия к западным дизайнерам и выбирают разнообразие. Еще недавно считалось высшим шиком подобрать весь выходной наряд от одной известной марки - Armani или Dior. Теперь же модники больше всего боятся похожести и выискивают нечто оригинальное, приобретая вещи малоизвестных дизайнеров. В современной японской моде идет полное смешение направлений и стилей: сломаны барьеры между мужской и женской одеждой, в сферу "от кутюр" уже попала детская одежда, стираются грани между высокой модой, "прет-а-порте" и уличной модой. И именно последняя теперь диктует правила внутреннему рынку и производителю.

Достаточно сказать, что современный образ молодой японки весьма далек от прежних представлений о японской женщине. Сегодня это уже не черноволосая дюймовочка в кимоно, а зачастую высокая блондинка, порой - с голубыми линзами: современное поколение японцев стало выше ростом, крупнее, изменились пропорции тела, манеры. Повседневная обувь на огромной платформе - обычная вещь в гардеробе японки: она отлично согласуется с предложениями модных местных дизайнеров. Молодые японки любят одеваться броско - в кричащие цвета, подобранные в самом безумном сочетании, обожают носить белые или разноцветные гольфики, носочки.

Молодежь старается походить на героев комиксов-манга и анимационных фильмов - анимэ, которые несколько десятилетий держат в плену практически все общество. Этим объясняются и вкусовые пристрастия. Например, бум хаки и цвета асфальта пришелся на эпоху киберпанка - Ghost in the Shell ("Привидение в доспехах"). А розовые кепки и мужские кроссовки в цветочек вошли в обиход под влиянием телевизионного анимэ-сериала "Чобиты". С героями манга и анимэ могут сравниться лишь поп- и рок-певцы, которым японские юноши и девушки пытаются подражать во всем.

Таланты и ценники

Молодежная мода сегодня удивительно разнообразна. Однако в кажущемся хаосе фиолетового и зеленого, красного и голубого, в эклектике стилей и модных направлений можно найти свои закономерности. Самые выраженные из них (это чисто национальная черта) - тяготение к многослойности и многофункциональности одежды. Стилистика хайтека все чаще уступает место стремлению к реализации креативного потенциала.

С новыми вкусовыми пристрастиями японцев появилось и новое поколение талантливых модельеров, которые не просто задают тон в отечественной моде, но и начали создавать коллекции, которые моментально оказываются на улицах. И дело здесь не только в таланте. Секретом коммерческого прорыва стали непривычные для Японии низкие цены на массовую продукцию, которая все больше конкурирует с товарами известных фирм.

В условиях экономического спада символом коммерческого успеха стали огромные площади так называемых стоиеновых магазинов. И хотя в реальности за 100 иен (примерно один доллар) можно купить лишь мелкие повседневные вещички, идея низких цен стала одним из главных факторов в работах молодых дизайнеров. Дешево и броско - вот к чему стремится новая мода. Среди получивших известность в последние годы японских торговых марок, создающих недорогую, но яркую одежду, следует назвать Multiple Marmelade и Lad Musician. Они оказались законодателями моды в так называемом паназиатском стиле и, возможно, скоро станут хорошо известны и в Европе. А профессия дизайнера ныне крайне популярна: в Японии действует несколько известных школ, институтов и студий, готовящих профессионалов в области моды.

Одежда вместо машин

Сейчас меняется не только лицо японской моды, но и сама страна. Экономический гигант, мировой лидер в области высоких технологий, автомобилестроения - этот образ Японии требует значительной корректировки. Затянувшаяся на десятки лет экономическая стагнация, растущая конкуренция со стороны стремительно развивающихся государств-соседей (Южной Кореи, Китая), другие факторы в значительной степени пошатнули позиции страны. Видимо, вместо этого Япония примеряет на себя образ мировой культурной державы, сделав ставку в своей международной деятельности именно на культурную составляющую. Японское кино, японские манга и анимэ, японская музыка, мода и кухня - все, о чем прежде мало знали за пределами страны, сегодня поражает размахом во многих странах мира. Культурный экспорт по динамике развития явно опережает показатели промышленного экспорта страны, а высокодоходными статьями на протяжении нескольких последних лет оказались японская мода, кухня и косметика.

Оценив это, Штаб стратегии интеллектуальной собственности японского правительства год назад выступил с инициативой создать "Бренд Японии". Цель акции - поднять конкурентоспособность собственной промышленности и улучшить имидж Японии за рубежом, усилить экспансию японских товаров на рынки других стран, а также увеличить приток иностранных туристов.