Фантастика для бытовых нужд

Ирина Тихоцкая
12 сентября 2005, 00:00

Именно в Японии самые неожиданные изобретения и идеи, в том числе западные, чаще всего воплощаются в товары повседневного спроса и становятся доступными для людей всего мира

Активное развитие высоких технологий началось в Японии в период радикальной структурной перестройки экономики, последовавшей сразу за нефтяным шоком 1973-1974 годов. Несмотря на заметное отставание в некоторых областях хайтека от США, эта страна уверенно занимает свои ниши на рынке высокотехнологичных товаров (и второе место по их экспорту).

Прежде всего она стала мировым лидером в области производства и использования робототехники. На передовых позициях с глобальной точки зрения стоят и японские бытовые электроприборы (включая жидкокристаллические и плазменные телевизоры, цифровые фото- и видеокамеры), видеоигры, а также большой объем услуг на базе мобильного интернета. Японии принадлежит 80% мирового рынка изобретенных здесь высокоинтенсивных диодов (LED), и в этой же стране был впервые коммерциализирован ЖК-дисплей для мобильных телефонов.

О том, какого уровня достигли технологии японцев, свидетельствует и такой факт: еще десять лет назад они создали уникальную вязальную машину для бесшовного трикотажа. Она не только полностью компьютеризирована, но и способна воспроизводить 40 тыс. цветовых оттенков, тогда как глаз человека различает лишь 700.

Железный друг человека

Сегодня в Японии используется 350 тыс. промышленных роботов из 800 тыс. имеющихся в мире, или 44%. Отрыв от других стран колоссальный: идущие следом Германия и США вместе эксплуатируют лишь 14% мирового "парка" таких машин. Еще в 2000 году на японских предприятиях было произведено 89,4 тыс. промышленных роботов. Правда, в последующие годы их выпуск несколько упал, зато вырос уровень технического совершенства: с 2004 года стали выпускаться роботы, которые с помощью высокочувствительных сенсоров способны распознавать предметы в трех измерениях и производить сборку с точностью до одного микрона. Это стало настоящим прорывом, позволившим создавать полностью автоматизированные сборочные линии в таких сложных отраслях, как, скажем, автопром.

Впрочем, японцы не были бы японцами, если бы ограничились только промышленными задачами. Как и другие новейшие технологии и продукты хайтека, роботы широко используются в быту. Причем выпуск умных машин постоянно диверсифицируется с учетом новых проблем общества. Так, в последние годы постоянно растет интерес к домашним роботам, предназначенным для уборки, охраны, помощи детям и престарелым. Уже разработаны роботы, которые вызывают "скорую помощь" (если человек не отвечает на обращение робота в течение определенного времени). Интерактивные роботы-терапевты помогают людям после инсульта восстанавливать двигательные функции - разрабатывать руки, плечи.

Совсем скоро они войдут и в повседневную жизнь людей. В марте этого года (в ответ на запросы быстро стареющего общества, где появляется необходимость в уходе за людьми с ограниченными физическими возможностями) компания NEC представила усовершенствованную версию персонального робота-партнера PaReRo (аббревиатура от "перспективный робот-партнер"). Он способен почти по-человечески говорить, хорошо слышать в условиях бытового шума и даже распознавать написанные от руки иероглифы, запоминая имена и делая математические вычисления. Причем такой "железный друг" может быть соединен с другими роботами или с удаленными терминалами, например с персональным компьютером.

Одной из разновидностей робота-партнера от NEC стал робот-няня. Благодаря нескольким микрофонам он в состоянии определять местоположение источника звука и распознавать команды даже в таких шумных помещениях, как детские сады. С детьми такая няня может петь и танцевать, играть в викторины, пользоваться мобильным телефоном. По просьбе ребенка PaReRo свяжется, в случае необходимости, со службой спасения. За счет специальных устройств и с помощью мобильной связи через таких роботов можно следить за детьми и даже слышать их разговоры.

Уже давно японцы делают и роботы-игрушки, но сейчас их производство шагнуло так далеко, что поражает воображение даже взрослых. Дети принимают животных-роботов за настоящих: например, кошка мяукает, как живая, вытягивает шею при поглаживании. Спросом пользуется "друг", который произносит порядка 300 слов, ночью спит, утром приветствует, информирует о праздниках, поздравляет с днем рождения, заразительно смеется и вообще улучшает настроение. Словом, настоящий компаньон, и не только для одиноких людей. Несмотря на кусающую цену (около 2 тыс. долларов), своего потребителя находят и роботы-собачки, умеющие ходить, вилять хвостом и подавать голос.

Надо сказать, что инженеры долго бились над проблемой разработки робота, способного передвигаться. Но теперь усилия сразу нескольких компаний увенчались успехом - уже создан целый ряд роботов-гуманоидов, ездящих на колесах или даже шагающих, подобно людям. Первым (и до сих пор наиболее продвинутым) стал Ashimo, разработанный конструкторами фирмы Honda. Позже появились и другие, в том числе и от другой автомобильной корпорации - Toyota.

Этот факт отнюдь не случайность. Японское автомобилестроение однозначно входит в число отраслей, широко применяющих высокие технологии в производстве массовых товаров. Та же Toyota активно занимается созданием автомашин на гибридных двигателях, и в 2004 году на различных рынках мира ею было продано почти 100 тыс. таких транспортных средств, что на 80% выше показателя 2003 года. Но уже в этом сезоне компания намерена довести сбыт гибридных машин до 300 тыс. штук, а еще через пять лет - до миллиона. Для этого стремительно расширяется модельный ряд таких автомобилей, и теперь на рынке есть уже не только Prius, ставший пионером в числе тойотовских гибридов, но и десяток других, в том числе Lexus из премиум-сегмента.

Быстрыми темпами развивается в Японии и сфера биотехнологий. Хотя здесь пока позиции страны несколько скромнее конкурентов - она отстает, особенно по промышленному применению, от США и Европы. Поэтому шесть лет назад японское правительство выработало специальную стратегию в области биотехнологий, и финансирование этой сферы сразу возросло: уже в 2000 году бюджет отрасли составил 2,5 млрд долларов. Особый упор здесь сделан на исследования, связанные с геномом человека. С учетом географического положения страны большое внимание уделено и реализации принятой еще в 1988 году программы развития биотехнологии моря.

Вместе с тем в целом ряде отраслей японской экономики набирает обороты процесс коммерциализации биотехнологий. В основном этим занимаются крупные компании: фармацевтические Takeda и Shionogi, химические компании концернов Mitsubishi и Sumitomo, пищевые Suntory и Ajinomoto.

Чтобы быт не засосал

Одним из самых ярких примеров использования японцами новых технологий на благо массового потребителя стало производство высокотехнологичных сидений для унитаза с разными функциями. По их созданию и выпуску Япония сегодня единоличный лидер (их делают лишь в этой стране).

Сиденья нагреваются до заданной температуры (что актуально в не отапливаемых японских домах), а специальное приспособление делает фактически ненужной туалетную бумагу: ее могут заменить струя воды (выбранной температуры) и струя воздуха, что объединяет в себе функции биде и фена. Управление режимами работы унитазом - через кнопки сбоку, но оно может быть и дистанционным.

Средняя цена составляет порядка 300 долларов, но есть и более дорогие модели. У некоторых при приближении человека крышка поднимается автоматически (и так же опускается при удалении). Самые продвинутые автоматически спускают воду и даже могут сами себя мыть (появились уже и сиденья из материалов, обезвреживающих бактерии и микробы, что актуально для общественных туалетов). Для желающих найдутся модели и с функцией водного массажа, и делающие анализ мочи, и оснащенные часами. Стоимость подобных усовершенствованных сидений последнего поколения доходит до 3,5 тыс. долларов.

Впрочем, пределов совершенству нет. Тем более, если есть спрос. А потому крупнейшая на этом рынке компания Тоtо совместно со своим партнером, одной из домостроительных компаний, предлагает уже не просто унитазы, а целую интеллектуальную систему, позволяющую тут же, в туалете, определить содержание сахара в моче, измерить давление, вес и индекс массы тела. Все данные обработает компьютер, который даст совет, какой диеты следует придерживаться, какие физические упражнения выполнять.

Деньги на знания

Образцы использования высоких технологий в повседневной жизни в Японии можно найти практически повсюду. Взять, скажем, высокоскоростные поезда "Синкансэн" и находящиеся пока в стадии разработки "Маглев". Или электронные карточки "Суйка", с помощью которых поначалу (в 2003 году) можно было покупать только железнодорожные билеты или проходить через турникет, а теперь уже оплачивать все товары в сети станционных магазинов.

Очевидно, что это направление (как и развитие высоких технологий в целом) будет в Японии быстро развиваться: в стране взят курс на переход к экономике, основанной на знаниях. Соответственно, растет и интенсивность НИОКР: их доля на японских предприятиях за 2000-2002 годы выросла с 2,12 до 2,32% ВВП. По данным ОЭСР, это самый высокий показатель в мире. А в целях усиления позиций в этой области в 2003 году в стране был создан и специальный Центр стратегии в области исследований и разработок.