Идеология лидерства

Андрей Безверхов
12 сентября 2005, 00:00

Реально претендуя на титул крупнейшего автомобильного производителя планеты, компания Toyota задает тон и на российском рынке иномарок

В 2005 году корпорация Toyota в соответствии с глобальным планом должна выпустить более 8 млн автомобилей (с учетом таких брендов, как Lexus, Daihatsu и Hino). И тогда, согласно прогнозам, по суммарному производству машин она впервые обойдет американскую корпорацию General Motors, то есть займет первое место в мировом рейтинге автопроизводителей. Вклад в успехи материнской фирмы вносит и ее российское подразделение. Продав в стране с начала года уже более 50 тыс. легковых автомашин, оно намного опередило импортеров всех других брендов. Свое интервью "Эксперту" президент ООО "Тойота Мотор" и глава представительства компании Toyota Motor Corporation в Москве Томоаки Ниситани начал с рассказа о главных составляющих, позволивших добиться этих результатов.

- В 2004 году наша компания, действующая на Европейской части территории России, Урале и в Западной Сибири, через официальных дилеров реализовала более 47 тысяч автомобилей Toyota и Lexus. А по итогам нынешнего года этот показатель превысит 60 тысяч единиц. Я выделяю три важнейших фактора, которые помогают нам брать новые высоты.

Прежде всего это высочайшее качество продуктов, подтвержденное на всех рынках мира. Причем у нас очень ровный ряд модельных предложений в обоих ключевых сегментах - как среди легковых автомобилей, так и среди внедорожников. В первом случае это модели Camry, Avensis и Corolla, во втором - Land Cruiser 100, Land Cruiser Prado и RAV4. И, конечно же, в премиум-сегменте хороша вся линейка марки Lexus. Все это очень сильные продукты, среди которых практически каждый покупатель может выбрать что-то подходящее.

Следующий фактор - отличная дилерская сеть, способная не только хорошо продавать машины, но и обеспечивать им сервис, делать качественный ремонт. Сегодня у нас действует двадцать один дилер Toyota и четыре официальных дилера Lexus.

Наконец, должен сказать о своих сотрудниках. Это настоящая команда молодых, но очень талантливых и грамотных специалистов.

- Вы отметили дилерскую сеть, однако многие клиенты жалуются: чтобы попасть в сервис-центр, нужно простоять в очереди несколько недель или даже месяцев. Эта ситуация изменится?

- К сожалению, пока очереди сохраняются, особенно в Москве, и в основном на кузовные работы и окраску. Мы знаем эту проблему и решаем ее. Всем дилерам рекомендовали увеличить сервисные мощности, а в Москве в этом году открыли два новых дилерских центра. Далее будут предприняты новые шаги, в частности, в столице в следующем году откроются еще три дилера Toyota и четыре Lexus.

- Вы не находите, что по числу дилеров пока заметно отстаете от многих конкурентов? У некоторых из них в России уже свыше сотни дилерских предприятий, а у "Тойота Мотор" только двадцать пять.

- Для нас главное не число дилерских центров, а уровень обслуживания в них. Факт продажи - это лишь начало наших долгих взаимоотношений с клиентом, и ключевая роль здесь принадлежит дилеру. Поэтому мы очень скрупулезно подходим к выбору партнеров. Начав в 2002 году лишь с нескольких предприятий в Москве и Санкт-Петербурге, мы постепенно расширяем свою дилерскую сеть по всей стране. Сейчас определили регионы, где есть наибольший спрос на модели Toyota. В основном это города с населением более миллиона человек. Правда, это не относится к Дальнему Востоку и Сахалину - там бизнес нашей корпорации контролируется из Японии. Зато российская компания ООО "Тойота Мотор" этим летом расширила свой бизнес и на Казахстан. Впрочем, деятельность в других странах СНГ мы пока не планируем.

- Недавно на российском рынке появился первый автомобиль с гибридным двигателем - Lexus RX400h. С вашей стороны это смелый шаг, ведь в России в основном предпочитают бензиновые моторы. Не жалеете об этом начинании?

- Гибридные технологии - одна из важных составляющих в работе нашей корпорации по усовершенствованию автомобилей, и за этим будущее. Кроме того, нужно учитывать, что гибридные силовые установки не только щадят экологию, но и существенно повышают мощность машины, что тоже важно для российских покупателей. Поэтому я убежден, что они в полной мере оценят это новшество, как это происходит во многих странах мира. Могу сообщить: наши заводы подчас уже не успевают покрывать растущий спрос на гибриды.

- А как, по-вашему, сможет повлиять на рыночную ситуацию в России завод, который корпорация Toyota полгода назад начала возводить в Санкт-Петербурге?

- Один из принципов нашего бизнеса - создавать производства в непосредственной близости от важнейших рынков. И это стало главным аргументом в пользу решения о строительстве российского завода. Кроме того, я надеюсь, что его открытие позволит нам сократить период доставки в страну запасных частей и автомобилей. В первую очередь это относится к модели Camry, которую будем выпускать в Санкт-Петербурге.

Надеюсь, все пойдет по плану, и ровно через два года - в декабре 2007-го - предприятие уже выпустит первую партию автомашин. Вначале производственный процесс будет осуществляться по сборочной технологии, впоследствии введем полный цикл, включающий сварку и окраску.

- Почему для старта была выбрана Camry?

- Мы считаем, что были обязаны начать именно с флагманской модели. Тем более что она очень популярна в России - по объемам продаж Camry у нас идет на втором месте, впереди нее только Corolla. Конечно же, выбор модели долго обсуждался, и в итоге в корпорации было учтено также мнение российской компании-импортера.

- На российском рынке представлены бренды всех японских автопроизводителей, у них есть дистрибуторские компании. Чем отличается от других подход к бизнесу в ООО "Тойота Мотор", ведь у вас дела идут лучше всех?

- Какой сложный вопрос (надолго задумывается). Знаете, наверное, все дело в корпоративной философии, которой мы придерживаемся во всем, будь то создание продуктов, их выпуск на заводах, продажи или послепродажное обслуживание. В Toyota Motor Corporation можно делать все, что считается важным и нужным, не боясь ошибиться. Ведь ошибки тоже очень нужны, поскольку мы на них учимся. И именно поэтому мы первыми из японских автомобильных фирм более трех лет назад начали самостоятельно импортировать в Россию машины и строить собственную дилерскую сеть, а сейчас опять же первыми решились на строительство завода.

- А в чем теперь вы намерены вновь опередить других?

- Моя задача - сделать ООО "Тойота Мотор" самой успешной в России иностранной компанией, которая целиком будет управляться только российскими менеджерами. Для меня лично это большой вызов, но я готов к нему.