Гастрономический натиск

Продукты питания из Австралии все более активно завоевывают рынки разных стран, в том числе российский. В основе такой экспансии лежат: качество товаров, передовые технологии их производства и господдержка австралийского производителя

Совместный проект журнала "Эксперт" и посольства Австралии в России

Условия, в которых работают австралийские производители сельхозпродуктов, -- мечта их конкурентов из многих уголков планеты: благоприятный климат на этом континенте позволяет производить продукты питания в течение всего года. Впрочем, одного этого для успеха мало, а потому, говоря об Австралии как о постоянном поставщике продуктов в десятки стран мира, следует отметить и развитые технологии пищевой промышленности.

В общем объеме пищевого экспорта страны более половины занимают изделия из мяса (бекон, ветчина), мясо птицы и переработанное молоко (молочно-сливочные продукты, мороженое, сыры). Популярностью во многих странах пользуются и австралийские вина. Среди других экспортных категорий можно выделить кондитерские изделия, переработанные фрукты и овощи (соки, закуски), специи, вкусовые добавки и т. д.

При этом многие категории включают деликатесные продукты, поскольку в их состав нередко входят уникальные местные ингредиенты. А за счет применения новейших технологий сроки хранения многих продуктов увеличены, то есть гарантирована безопасность их длительной перевозки и хранения. Поэтому австралийские продукты питания подчас стоят дороже, чем аналогичные товары из других стран.

К инновационным технологиям в мясной промышленности можно отнести широкое использование термоусадочной упаковки и съедобных оболочек, специальную обработку, снижающую содержание жиров, а также обработку мясных изделий таким образом, что их можно готовить в микроволновой печи. Для рыбных продуктов используется упаковка, позволяющая транспортировать их на большие расстояния, сохраняя свежими. Популярны также маринады и специальная подготовка для быстрого приготовления продуктов.

Свои секреты есть у австралийцев и в молочной промышленности. Можно отметить производство цельного порошкового молока с очень низким содержанием жиров для изготовления шоколада и других кондитерских изделий. В мороженом и йогуртах здесь применяют заменители молока из белков молочной сыворотки, а также порошковое молоко с повышенными пенными, эмульгирующими и растворимыми качествами.

Все это гарантирует продуктам из Австралии и качество, и спрос. Что подтверждают и специалисты: "Практически все австралийские товары, которые можно найти в наших магазинах, относятся к классу 'премиум', -- рассказывает 'Эксперту' директор департамента маркетинга сети супермаркетов 'Азбука вкуса' Галина Ящук. -- И это логично: наша сеть вообще работает в премиум-сегменте, основу ее ассортимента составляют высококачественные эксклюзивные товары, к которым относится и большинство австралийских".

Подобную оценку высказывают и представители ряда других компаний, владеющих сетями продуктовых магазинов. По их мнению, спрос на продукты из Австралии будет расти, хотя сейчас торговые отношения между двумя странами только набирают обороты.

"Мы положительно оцениваем перспективы сотрудничества с австралийскими дистрибуторами, -- замечает Галина Ящук. -- С ними сложились хорошие партнерские отношения, и мы уверены, что предложение австралийских товаров на российском рынке будет увеличиваться и в дальнейшем. По крайней мере, для этого есть все предпосылки, ведь рынок продовольственного ритейла в России растет очень динамично. Хотя для большей популяризации австралийской продукции ей нужна соответствующая реклама, которой, на мой взгляд, пока недостаточно".

Тем не менее "Азбука вкуса" предлагает достаточно большой ассортимент продуктов из Австралии. В их числе мясо, морепродукты, мороженый хлеб, овощные консервы, деликатесные сыры и вина. Закупать их компания начала летом 2004 года, и с тех пор объем продаж по большинству позиций вырос в среднем в 2,5─3 раза, а сбыт некоторых морепродуктов вообще подскочил почти впятеро.

Мясная роскошь

В 2004/2005-м финансовом году доход мясной промышленности Австралии составил 5,1 млрд долларов, и он стабильно растет на протяжении последних четырех лет. Баранина, говядина, свинина и ягнятина -- основные виды мяса, продаваемого в Австралии. Экспортируется оно мороженым и свежим, а также в виде продукции, готовой к употреблению.

Недавно к этим традиционным позициям добавились постное мясо и мясопродукты, популярные у людей, ведущих здоровый образ жизни. Речь идет прежде всего о мясе птицы, которое стоит дешевле и легко готовится, а также о рыбе и морепродуктах (популярных, несмотря на их высокую стоимость). Такие предпочтения связаны с высоким содержанием в "черном" мясе -- говядине и баранине -- жиров и других ингредиентов, несовместимых с диетическим питанием.

В целом в 2005 году Австралия экспортировала 1,2 млрд тонн мяса. Лидерами здесь являются такие игроки, как Sanger Australia Pty, Teys Bros Pty, Nippon Meat Packers Australia Pty, Midfield Meat International Pty и Tatiara Meat Company. Причем благодаря контролю со стороны правительства Австралии за прошедший год цены на мясную продукцию выросли всего на 3,6%. Правда, даже несмотря на это, австралийская мясная промышленность сталкивается со все более ожесточенной конкуренцией со стороны Уругвая и Бразилии, имеющих огромный потенциал для мясного производства.

Винный дух повсюду

Пищевая отрасль Австралии славится и производством вин -- столового, игристого, крепленого. Доход винодельческой промышленности в 2004/2005-м финансовом году составил 5,4 млрд долларов -- это на 3 млн больше, чем в 2003/2004-м и даже выше, чем доход мясной промышленности. По производству вина Австралия уже вышла на второе место в мире, потеснив Францию и уступая лишь Италии. В стране насчитывается 1,9 тыс. виноделен, производящих свыше 8,5 тыс. марок напитков.

Потребление вина на австралийском рынке стабильно растет, и это происходит по нескольким причинам. Во-первых, вино выигрывает у пива в ценовой конкуренции. Во-вторых, спрос на вино стимулирует растущий уровень жизни: чем выше персональный доход, тем чаще люди ходят в рестораны, а там обед без вина -- редкость. В-третьих, по мере роста глобального благосостояния в течение последних десяти-пятнадцати лет растет стремление потреблять продукты класса "премиум", к которым относятся и многие австралийские вина.

Растет и экспорт. За последние пять лет он увеличился более чем на 10% и достиг 2,7 млрд долларов. Поставки вина за границу сегодня занимают 2,3% в общей структуре австралийского экспорта и являются 12-й по объему экспортной отраслью страны. В основном вино идет в Великобританию и США, за ними, отставая в разы, следуют Канада, Новая Зеландия и Германия. Важнейшим аргументом в пользу австралийских вин в Америке остается их цена -- треть вин, продаваемых на рынке США в нижнем ценовом сегменте, произведена в Австралии. В Европе крупнейший клиент -- Великобритания (35% от всего объема экспорта).

Высокая конкурентоспособность австралийской винной промышленности объясняется достаточно низкими издержками и, как результат, сравнительно невысокими ценами. По оценке одного из крупнейших австралийских производителей вина Southcorp, американские вина того же класса обычно дороже на 45%, а французские -- на 85%. Кроме того, австралийские производители осуществляют грамотный маркетинг, который ощутимо поддерживает и правительство -- оно выделяет на это 26 млн долларов ежегодно. К тому же в 2004 году государство существенно снизило налоги для отрасли и облегчило бюрократические процедуры при открытии нового дела, что способствовало развитию малого и среднего бизнеса.

Сегодня на экспорт идет более 50% всех вин, которые производятся в стране. Основные экспортные сорта -- красные столовые вина (62,7%): Burgundy, Rhine, Shiraz, Cabernet Sauvignon, Merlot, Pinot Noir и Grenache. Среди белых вин популярностью традиционно пользуются Chablis, Chardonnay, Riesling, Colombard, Semillon.

Основные игроки австралийского рынка вина и других алкогольных напитков -- Foster`s Group, Hardy Wine Company, Orlando Wyndham Group, McGuigan Simeon Wines и ряд других. Причем Foster`s Group и Hardy Wine Company входят в мировую двадцатку лидеров отрасли и занимают верхние позиции в десятке компаний, которые производят вино класса "премиум". Понятно, что мелким и средним производителям алкоголя сложнее выйти на международный рынок и выдержать там конкуренцию.

На российском рынке австралийские вина пока представлены не так широко, как европейские или американские, однако их уже можно найти во всех торговых сетях, работающих в премиум-сегменте. Не исключено, что запрет на ввоз в Россию грузинских и молдавских вин может несколько повысить спрос на австралийскую продукцию, хотя она и стоит значительно дороже.