Голландская дорога к процветанию

Елена Островская
23 октября 2006, 00:00

Экономика Нидерландов выработала свою модель преодоления кризисов. В ее основе — грамотное сочетание ряда объективных факторов, интересов государства и крупного бизнеса

Совместный проект журнала «Эксперт» и посольства Королевства Нидерландов в РФ

В нынешнем году подданные Королевы Нидерландов Беатрикс воспрянули духом: по последним оценкам центрального планового бюро этой страны, в 2006 году прирост ВВП должен достичь 3%, производственных капиталовложений — 8,5, экспорта — 7%. Ожидается и почти двухпроцентное снижение безработицы (до 4,6%). Все эти показатели заметно лучше средних по Западной Европе. Более того, оптимистичны и прогнозы на 2007 год.

Это важно, поскольку начало нынешнего столетия выдалось для Нидерландов неожиданно трудным. В 2001–2005 годах темпы экономического роста упали более чем втрое — до 0,8% (а в 2003-м они даже оказались отрицательными), безработица выросла к 2005 году до 6,5%. В основе этих тенденций было прежде всего падение динамики мировой торговли, спровоцировавшее снижение темпов как экспорта, так и всех основных элементов внутреннего спроса. На ту же мельницу лили воду изменение соотношения евро и доллара и повышение мировых цен на нефть. А усугубились негативные процессы за счет ряда внутренних факторов — финансового скандала вокруг гиганта розничной торговли Аhold, крупных увольнений на предприятиях Philips, эпидемии птичьего гриппа, приведшей к забою 28 млн голов птицы и к эмбарго на экспорт птицы и яиц.

Тем не менее Нидерланды остаются одной из самых развитых стран Западной Европы. По величине душевого ВВП (29 332 евро в 2005 году) они занимают 4-е место в регионе и 5-е в мире, по объему экспорта на душу населения входят в первую десятку стран планеты, по накопленным зарубежным вложениям — в пятерку мировых инвесторов. Страна едва ли не первой из континентальных западноевропейских государств, одновременно с Великобританией, начала движение к постиндустриальной фазе развития («сервисизации» экономики) и далеко продвинулась на этом пути (доля услуг в ВВП сейчас составляет 76%, в то время как промышленности — 22, сельского хозяйства — 2%).

В 90-е годы экономика страны развивалась лучше многих других на Западе: средний темп экономического роста в 1991–2000 годах составил 3% (при аналогичном среднем показателе ЕС-15 2,1%). И даже глубокий мировой кризис 1992–1994 годов голландцы пережили без заметных потерь, отделавшись лишь торможением экономической динамики. Еще более успешными были 1996–2000 годы, когда голландский ВВП ежегодно увеличивался в среднем на 3,6%.

Локомотивом экономического роста в 90-е годы, как и в предыдущие десятилетия, была внешняя торговля: средние темпы экспорта составляли около 8%. Быстро расширялись капиталовложения, особенно производственные, ежегодный прирост которых дважды (в 1997-м и 1999 годах) приближался к 10%. Практически рассосалась безработица: ее уровень за 1995–2000 годы упал с 7,8 до 3,6%, а рост занятости поддерживал повышение доходов и ускорение динамики личного потребления. Вполне логично, что резко вырос и спрос на жилье, вызвавший бум жилищного строительства. Наконец, на рост экономики в те годы позитивно влиял невысокий курс евро к доллару. Однако новый век начался для Нидерландов с кризиса.

Толерантность как фактор экономики

Нынешнее преодоление кризиса — отчасти результат улучшения мирохозяйственной конъюнктуры. Но в значительной степени оно опирается на внутренний фактор — высокую адаптационную способность, которую Нидерланды неизменно демонстрируют в течение всей второй половины ХХ столетия. Так, сразу после Второй мировой войны им удалось справиться с потерей двух основных сфер деятельности национального бизнеса — предоставления международных займов и эксплуатации колонии (Индонезии) — и успешно осуществить индустриализацию. На рубеже 70–80-х годов, довольно быстро преодолев тяжелые последствия «голландской болезни», Нидерланды добились длительного и устойчивого роста, троекратного сокращения безработицы.

Важнейшим фактором успешной адаптации голландской экономики к изменениям и колебаниям мирохозяйственной конъюнктуры остается промышленная специализация — концентрация усилий в небольшой группе отраслей, имеющих преимущества в сравнении с зарубежными конкурентами. Подобная специализация типична для всех малых стран, но особенность Нидерландов в том, что за счет своих преимуществ (удобного географического положения, крупных запасов природного газа, а также в отдельные периоды заметного превышения предложения над спросом на рынке труда) они смогли создать долговременные источники прибыли в виде существенного снижения энергетических и трудовых издержек.

В частности, благодаря тому, что около 20% западноевропейского импорта нефти идет через роттердамский порт, цены на это сырье здесь ниже, чем в других странах региона. А по запасам газа сами Нидерланды находятся на 5-м месте в мире. Однако голландцы не сидят сложа руки и уже имевшиеся объективные благоприятные условия превратили в долговременные факторы прибыльности. Например, благодаря неоднократным переоборудованиям порта Роттердам под прием танкеров все большего тоннажа (ныне — до 500 тыс. тонн) удешевлялась доставка нефти. Привлечению клиентов способствовало и поддержание на низком уровне газовых тарифов (особенно для крупных потребителей). Занижение трудовых издержек до середины 60-х годов было постоянным, а затем эта мера использовалась лишь периодически — при возникновении высокой безработицы. Общенациональное соглашение о сдерживании роста доходов, заключаемое предпринимателями, профсоюзами и государством, формально нацеленное на улучшение ситуации на рынке труда, всякий раз позволяло заметно сокращать удельные трудозатраты по сравнению с внешними конкурентами.

Формально главным дирижером превращения сравнительных преимуществ в долгосрочные источники прибыли в Нидерландах выступает государство. Оно регулирует уровень доходов наемных работников; оно (в лице муниципалитета Роттердама) инвестировало в переоборудование порта колоссальные средства; оно же устанавливало тарифы на газ, добычей и распределением которого до рубежа 80–90-х годов занимались государственные компании. Но на самом деле это превращение являлось результатом умелого сочетания интересов многих хозяйственных субъектов. Вообще умение уважать разные интересы и увязывать их в переговорном процессе, стремление к консенсусу — традиционные черты национального голландского характера, и их смело можно считать еще одним «сравнительным преимуществом» Нидерландов.

В формировании долгосрочных источников прибыли заинтересованы многие сектора экономики. Прежде всего это промышленные корпорации, которые действуют именно в тех отраслях, где основные элементы издержек — энергетические и трудовые. В первую очередь это три крупнейшие ТНК голландского происхождения: Shell (нефтепереработка и нефтехимия), Philips (электротехника и электроника) и Unilever (пищевая промышленность, бытовая химия). Кроме того, снижение трудовых издержек повышает конкурентоспособность в других отраслях, например в полиграфической промышленности, где на одно из первых мест в Европе выдвинулся голландский Reed-Elsevier. Дешевизна топлива важна для энергоемких производств пищевой индустрии (изготовление сахара, напитков; так, в частности, завоевывали высокие позиции среди европейских пивоваров Heineken и Grolsch); для черной металлургии (голландский Соrus сейчас второй производитель в Старом Свете); для производства искусственных и синтетических волокон (концерн Akzo Nobel еще с начала 70-х годов один из европейских лидеров).

Активизация таких компаний, в свою очередь, укрепляет корпорации, связанные с ними производственными связями. Так, ведущие голландские строительные фирмы специализируются на работах по очистке дна рек, углублению фарватеров и т. п. (что позволяет, в частности, экспортировать крупнотоннажную химическую продукцию из Нидерландов по рекам), прокладке трубопроводов от газовых месторождений к крупным внутренним и внешним потребителям. Транспортные компании перевозят промышленную продукцию, торговые занимаются ее реализацией, кредитно-финансовые учреждения (в числе которых крупнейшие европейские банки ING и ABN AMRO; четвертый в Европе страховщик Аhold) обслуживают их деятельность.

Таким образом, в Нидерландах сложилась мощная группа компаний — практически все ведущие предприятия всех сфер экономики, заинтересованных в минимизации издержек. Руководство этих фирм — национальная предпринимательская элита, объединенная прочными узами личного участия в своих корпорациях, семейными и дружескими отношениями. Это сплоченное образование весьма активно отстаивает свои интересы перед государством (представительство в различных государственных организациях, работа предпринимательских ассоциаций), добиваясь от него, в частности, принятия решений, ведущих к долгосрочному снижению издержек.

Впрочем, в этом же заинтересовано и само государство, которому рост деловой активности помогает в достижении многих среднесрочных целей экономической политики: хороших темпов роста, должного уровня занятости, профицита бюджета, положительного сальдо торгового и платежного баланса.

Четыре отрасли вместо трех китов

На базе относительно низких энергетических и трудовых затрат сложились ключевые направления голландской промышленной специализации. Их четыре: нефтепереработка, нефтехимия, электронное машиностроение, пищевая промышленность.

Почти 15% продукции обрабатывающей промышленности и около 20% товарного экспорта страны сегодня обеспечивают нефтепереработка и нефтехимия. Вокруг порта Роттердам сложился мощный нефтеперерабатывающий комплекс (один из самых крупных в мире), и во многом благодаря этому в ассортименте голландской нефтехимии широко представлены продукты оргсинтеза и пластмассы (доля Нидерландов в мировой торговле этой продукцией около 18%). Развито также производство синтетических моющих средств и лакокрасочная промышленность (крупнейшая в мире). В последние годы быстро растет фармацевтика.

На изделия электронного машиностроения приходится около 13% добавленной стоимости промышленности и почти 20% экспорта. Основные направления — выпуск офисного и медицинского оборудования, аудио- и видеоаппаратуры.

Пищевая промышленность обеспечивает пятую часть добавленной стоимости промышленного производства и экспорта. Она развернута на базе высокоразвитого сельского хозяйства и ориентирована на выпуск продукции молочного животноводства. В результате Нидерланды входят в десятку мировых производителей молочных изделий, прежде всего сыров и сливочного масла. Впрочем, страна числится среди мировых лидеров и по другим продуктам питания: пива (3-е место), безалкогольных напитков, овощных и фруктовых консервов, какао и чая.

Государственный подход

Когда в стране случается кризис, голландское государство делает все от него зависящее, чтобы повысить эффективность долгосрочных источников прибыли. В первую очередь это относится к трудозатратам, где у государства есть реальные рычаги влияния.

Считается, что главной причиной падения производства и экспорта в начале нынешнего столетия стало снижение конкурентоспособности, обусловленное именно ростом трудозатрат в предпринимательском секторе. Дело в том, что благоприятные хозяйственные условия второй половины 90-х порождали у бизнеса оптимистические ожидания, и предприниматели предъявляли высокий спрос на рабочую силу, в массовом порядке заключая бессрочные трудовые договоры. Но по голландскому трудовому праву подобные договоры весьма сложно расторгнуть. Поэтому с началом сокращения производства в 2001 году в экономике продолжала функционировать избыточная рабочая сила, с которой оказалось очень непросто расстаться. А дополнительным фактором роста трудозатрат стало повышение обязательных пенсионных взносов, произведенное для компенсации дефицита пенсионных фондов (в кризис они сильно пострадали от падения доходности ценных бумаг, обращающихся на голландском финансовом рынке).

В итоге удельные трудозатраты подскочили за 2001–2004 годы почти на 10%. «Отечественные товары стали жертвой роста трудовых издержек последних лет; они с трудом противостоят натиску внешней конкуренции», — отмечали по этому поводу голландские экономисты. Неудивительно, что одним из главных направлений антикризисной деятельности государства стали реформы на рынке труда. Формально нацеленные на повышение занятости, на деле они обеспечивают торможение роста удельных трудозатрат. Это и изменения в законодательстве (упрощение условий увольнения в бессрочных трудовых договорах), и снижение срока выплаты пособия по безработице с пяти до трех лет, и расширение предложения на рынке труда путем мер по активизации трудоустройства лиц старше 50 лет. Результатом стало торможение роста трудозатрат: за последние два года они повысились всего на 2%.

Вместе с тем в Нидерландах осознают, что промышленная специализация, сложившаяся еще в 50–60-е годы, постепенно устаревает. Ее основные направления признаются экспертами ОЭСР недостаточно наукоемкими. Относительно невысокий спрос на научные исследования привел к ситуации, когда знаний в стране вырабатывается много, а их коммерческое использование невелико (так называемый голландский парадокс). Сегодня суммарные расходы компаний на НИОКР в Нидерландах не превышают 1% ВВП, тогда как в среднем по развитым странам — 1,5%.

Стратегическая задача государства — ликвидировать это явление, обеспечив трансформацию хозяйства в «экономику знаний». В частности, планируется укрепить связи между государственными исследовательскими организациями и компаниями, расширить доступ к НИОКР малому и среднему бизнесу, поднять эффективность использования финансовых средств, выделяемых государством на эти цели. Наконец, повысить долю лиц с высшим образованием в составе трудоспособного населения, причем как за счет совершенствования работы голландских университетов и снижения стоимости образования в них, так и благодаря привлечению в страну высококвалифицированной молодежи из-за рубежа.