Совместный проект журнала «Эксперт» и посольства Королевства Нидерландов в РФ
Расположенный на территории Нидерландов порт Роттердам в шутку называют самым большим портом Германии. Впрочем, эти слова могут быть отнесены не только к Германии, но и к целому ряду других стран, например, Австрии, Швейцарии: наибольшая часть грузов, доставляемых в эти государства, проходит через самые главные «ворота в Европу». Впрочем, и сам Роттердам уже с трудом можно называть голландским: порт теряет свою национальность — сегодня здесь на каждом шагу можно встретить торговых представителей едва ли не из всех стран мира, работников логистических комплексов глобальных корпораций, китайских моряков, российских бункеровщиков…
В последние годы крупнейший в Европе перегрузочно-логистический комплекс Роттердама столкнулся с целым рядом системных вызовов. Ответив на эти вызовы, порт сможет перейти на новый технологический уровень, определяемый в первую очередь иным представлением о качестве услуг и в целом о принципах работы транспорта и логистики.
Роттердамские козыри
Расположенный на реке Рейн порт обладает одним важным преимуществом перед своими конкурентами — стивидорными компаниями, находящимися на европейском побережье между Гамбургом и Гавром: непосредственной близостью перегрузочных терминалов к Северному морю. Конкурентам же, прежде чем добраться до причала, необходимо пройти большое расстояние по реке или каналу в глубь континента.
Уникальность местоположения порта, предопределившая его успех, состоит и в том, что реки, текущие по территориям разных стран, великолепно подходят для транспортировки грузов в центральную и западную часть Европы. А ландшафт местности сделал возможным интенсивное автомобильное и железнодорожное движение, что крайне важно при высоком грузообороте. К примеру, в России ни один из первой десятки портов не имеет прямого выхода на федеральную автотрассу, что сдерживает рост объемов перевалки.
Среди портов мира Роттердам по грузообороту третий после Шанхая и Сингапура. В 2005 году через него было перевалено 370 млн тонн грузов, а это лишь немногим меньше, чем общий показатель всех российских портов (скажем, порт Санкт-Петербурга перевалил лишь около 58 млн тонн). Более 100 тыс. речных судов ежегодно загружаются и разгружаются на берегах Рейна.
До недавнего времени порт Роттердам принадлежал городу и был под управлением муниципалитета, как единственного акционера. Но теперь в состав собственников вошло и федеральное правительство Нидерландов, что, однако, не изменило общую схему: муниципалитет и государственные власти делегируют часть своих полномочий управляющей компании Port of Rotterdam, которая разрабатывает стратегию и осуществляет оперативный менеджмент. При этом компания работает в непосредственном контакте с профильными структурными подразделениями сената города Роттердам. Все проекты, будь то строительство новых терминалов или же намыв территории, согласовываются с муниципалитетом, но в то же время управляющая компания обладает значительной самостоятельностью (показательно, что в 2005 году подобную модель управления перенял и один из основных конкурентов Роттердама — порт Гамбург).
Роттердамский порт получил естественное продолжение не только в виде речных путей, автомобильных и железных дорог (которые уже можно считать такой же портовой инфраструктурой, как подходные каналы и причальные стенки); его коммерческие представительства разбросаны по всему миру, есть постоянные представители и в столице Евросоюза Брюсселе. Задача этих представителей заключается в отстаивании интересов компании при развитии законодательства ЕС в области портового хозяйства, а также в помощи европейским чиновникам — например, в предоставлении информации о таком специфическом виде бизнеса, как перевалка грузов и логистика.
Поезд — партнер парохода
В ближайшие несколько лет роттердамскому порту предстоит справиться с рядом задач. Например, решить, как вести себя в ситуации, когда стремительно увеличивается давление на внутриевропейские водные пути. Дело в том, что почти все товарные потоки растут быстрее, чем ожидалось ранее. Всего за пять ближайших лет общий грузооборот достигнет 400 млн тонн, а это на 7% выше, чем прогнозировалось еще совсем недавно.
Интенсификация грузооборота требует решений, направленных на более эффективное использование имеющихся ресурсов, а не на экстенсивный путь развития. Порт Роттердама принял не оригинальное, но логичное и рациональное решение — внедрять в работу высокие технологии. Введение в 2004 году Международной морской организацией новых правил охраны судов и портовых сооружений потребовало от администрации порта работы с большим массивом информации. Так, каждый из 141 морского терминала обязали принять определенные меры для обеспечения безопасности, а администрации остается информировать об этих мерах, а также проверять их выполнение. Для простоты обмена информацией руководство порта внедрило интерактивную софтверную программу, которая доступна через интернет.
В ближайшем будущем на всей территории порта будет создана беспроводная телекоммуникационная система, которая позволит его работникам и представленным в порту компаниям получать доступ к информации из любой точки порта, без привязки к стационарным компьютерам. Предполагается, что эта мера повысит мобильность всех операций, что в итоге приведет к более быстрому и слаженному проходу судов.
Среди других мер, отвечающих требованиям современности, — активное вмешательство в перераспределение грузов между видами транспорта. Казалось бы, дело портовиков — предоставить грузовладельцу качественный сервис по перегрузке и ряду других операций, а уж чем доставлять свой товар до места назначения, клиенту решать самому. Но так было прежде. Сегодня порт Роттердам поставил перед собой конкретную задачу снизить нагрузку на автомобильные дороги, которые не только в Нидерландах, но и вообще в Европе задыхаются от избыточного трафика — в первую очередь грузового, и перебросить часть потоков на железную дорогу.
Разумеется, административными методами этой цели не достичь, но улучшением сервиса (и этому хорошо бы поучиться у голландцев нашим транспортным чиновникам) — вполне возможно. В частности, с этой целью в 2007 году на 160-километровом участке между Роттердамом и немецким городком Эммерих начнет действовать регулярное железнодорожное сообщение мощностью 240 пар поездов в сутки, предназначенное исключительно для перевозки грузов. При этом Министерство транспорта, общественных работ и водного управления Нидерландов выделило 35 млн евро на компенсацию операционных убытков линии в первые три-пять лет ее эксплуатации и еще 12 млн, чтобы оборудовать локомотивы в соответствии со стандартами безопасности.
Контейнер на все случаи
Экстенсивный же путь развития предполагает намыв нового портового района, Maasvlakte-2, территория которого будет занимать 2 тыс. га, то есть примерно одну пятую от ныне существующей площади порта. Он будет непосредственно граничить с акваторией Северного моря. Стоимость проекта — 3 млрд евро, начало строительства планируется на 2008 год, а первые судозаходы — уже на 2012-й.
Основной номенклатурой создаваемого комплекса станут контейнеры и нефтехимия. Выбор контейнеров объясним: тенденция перевозить в них грузы приобретает все более выраженный характер. Сегодня именно в контейнерах, которые легко складировать, грузить и перевозить на различных видах транспорта, транспортируются и легковые автомобили, и бытовая техника, и металлоизделия, и даже нефть.
Согласно прогнозу порта Роттердам к 2010 году контейнеропоток здесь вырастет до 12 млн TEU (twenty equivalent utility — эквивалент двадцатифутового контейнера, принятая в индустрии единица измерения), хотя, согласно прежним расчетам, к этому сроку ожидалось несколько меньше — 10,5 млн. Тенденция столь отчетлива, а мощностей для перевалки в Европе настолько остро не хватает, что о своем желании побороться за возможность возвести в Maasvlakte-2 свой терминал уже объявили все глобальные портовые и шиппинговые компании.
Еще одним новшеством, которое порт планирует внедрить, станет переход на 24-часовой режим работы. Сейчас в режиме нон-стоп трудится в основном химический комплекс — в силу специфики. Однако маркетологи в Роттердаме надеются добиться того, чтобы круглосуточно работали все стивидоры, а также специалисты по логистике и другие службы. Только так можно добиться максимальной отдачи от ограниченного в пространстве ресурса. Очевидно, российским портовикам имеет смысл перенять не только опыт Роттердама в логистике и оптимальном государственном управлении, но и присмотреться к принципиально иным подходам в менеджменте.