Глобальный бизнес на локальных рынках

13 ноября 2006, 00:00

Четко определив стратегию и приоритеты бизнеса, один из лидеров мировой электротехнической индустрии, компания Schneider Electric, собирается еще выше поднять уровень стандартов в отрасли и за счет этого потеснить конкурентов

Совместный проект журнала «Эксперт» и ассоциации «Клуб Франция»

Чтобы перечислить крупнейших игроков мирового рынка электротехнического оборудования, достаточно пальцев одной руки: это американская General Electric, японская Mitsubishi Electric, немецкая Siemens, ABB из Швейцарии и созданная во Франции еще в 1836 году Schneider Electric. Впрочем, французской эту фирму сегодня можно называть с долей условности — сохранив свои корни и штаб-квартиру в Париже, Schneider Electric стала международной компанией. Она работает в 170 странах мира, где имеет 207 заводов и 170 сервисных центров, в ее штате почти 100 тыс. человек. Только за последние четыре года в состав Schneider Electric вошли такие известные европейские производители, как Lexel, TAC, Merten GmbH & Co. KG, ей принадлежит 85% акций MGE UPS Systems.

В результате Schneider Electric сейчас демонстрирует едва ли не самую высокую динамику роста в своем секторе, являясь мировым лидером в производстве электротехнического оборудования низкого и среднего напряжения, а также средств автоматизации. Ее продукция, известная под брендами Merlin Gerin, Telemecanique, Square D, пользуется постоянным спросом в строительстве, инфраструктуре, промышленности, электроэнергетике.

Тем не менее компания продолжает расширять бизнес, для чего строит заводы (в том числе в России) и сервисные филиалы, приобретает фирмы, что позволяет ей занимать новые рыночные ниши. О своей стратегии, принципах управления и дальнейших планах «Эксперту» рассказал президент Schneider Electric Жан-Паскаль Трикуар.

— Прежде всего надо сказать, что мы очень четко сфокусированы на ключевой сфере своей специализации — производстве оборудования для распределения электроэнергии и промышленной автоматизации. При этом наша стратегия нацелена на три полюса: максимальный рост, максимальную эффективность и максимальное удовлетворение запросов потребителей. Для решения этих задач мы развиваем пять основных направлений деятельности компании.

— Вы можете их назвать?

— Конечно, это не секрет. Первое — высочайшая концентрация сотрудников на качестве. Я имею в виду весь спектр: качество продуктов, качество поставок и сервиса, качество консультаций. По этим показателям Schneider Electric уже одна из лучших компаний в мире, но мы хотим большего, и потенциал роста есть. Это подтверждает и рынок: в 2005 году наш оборот по сравнению с 2004-м увеличился почти на 13 процентов и составил 11,7 миллиарда евро, а по итогам нынешнего года мы планируем перешагнуть за 13 миллиардов. При этом важно, что темпы роста у нас выше, чем у основных конкурентов.

Второе направление — географическое расширение. На развивающиеся государства сейчас приходится порядка 30 процентов нашего бизнеса, и в эти регионы мы будем делать основные инвестиции. Причем есть совсем небольшая группа стран, всего три, куда Schneider Electric в ближайшие годы намерена вкладывать наиболее значительные средства. Это Россия, Китай и Индия.

Третья линия — развитие новых видов деятельности. Раньше мы уверенно играли только в двух сегментах — в распределении электроэнергии и в промышленной автоматизации. Теперь мы намерены предоставлять заказчикам полный пакет электротехнического сервиса, предлагать комплексные решения для каждого объекта. Для этого Schneider Electric приобрела ряд компаний, работающих в таких сферах, как автоматизация зданий, ультратерминальное электрораспределение, источники бесперебойного питания, энергосбережение, обслуживание систем. Еще пять лет назад этих направлений в компании не было вообще, а теперь на них приходится около 40 процентов бизнеса.

Четвертая составляющая — комплексная поставка оборудования, подкрепленная высококачественным сервисом. И, наконец, пятая — осуществление научных исследований и новых разработок. На этом направлении у нас в 25 странах трудится 6,5 тысяч человек, каждый год Schneider Electric тратит на НИОКР более 600 миллионов евро — фактически половину чистой прибыли. Кроме того, развито партнерство со многими университетами, которые помогают нам в научной деятельности. Скажем, в России Schneider Electric имеет комплексные соглашения о сотрудничестве с ведущими техническими университетами Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары. В 2005 году открыт Центр обучения Schneider Electric в Московском энергетическом институте.

Говоря о стратегии, нужно подчеркнуть и то, что компания всегда стремится быть как можно ближе к клиентам, производить и присутствовать на тех рынках, где работают заказчики.

— По сути, ваша компания сегодня — это огромная мировая сеть. Как построено управление фирмой?

— Я бы охарактеризовал Schneider Electric как мультилокальную компанию. Мы хотим, чтобы она была французской во Франции, американской в США и российской в России. В менеджменте мы развиваем децентрализацию, которая строится на знании местной специфики и доверии к кадрам. В каждой стране руководство обладает всей полнотой власти и ответственности, необходимыми рычагами управления, и все принципиальные решения принимаются в непосредственной близости от клиентов. Вместе с тем каждый может воспользоваться опытом и поддержкой всей группы. Нас объединяют общие ценности и традиции. Например, ответственность перед заказчиками и уважение к собственным сотрудникам, готовность брать на себя риски. Кроме того, у нас единые процессы в части логистики, финансового управления, запуска новых продуктов, обучения персонала. Должен сказать, это работает хорошо.

— Довольны ли вы бизнесом в России?

— В Москве есть наша компания ЗАО «Шнейдер Электрик», у которой уже дюжина филиалов по всей России и два завода — в Санкт-Петербурге и Оренбургской области. Вообще у вас в стране мы присутствуем 22 года. За это время реализовано очень много крупных проектов. К примеру, наше оборудование установлено в комплексе зданий Московского Кремля, в Государственной думе и Доме правительства, на стадионе «Лужники» и Останкинской телебашне, в ряде бизнес-центров, гипермаркетов, автомагистралей, театров и музеев, включая Эрмитаж, на крупных промышленных предприятиях — Новолипецком металлургическом комбинате, «Норникеле», на всех российских АЭС, на объектах «Газпрома» и «Транснефти». Динамично растет спрос со стороны частных потребителей — мы поставляем продукцию как в строительные фирмы, возводящие жилье, так и в розничную торговлю. В прошлом году объем российских продаж в целом у нас составил 140 миллионов евро, а в 2006-м он заметно превысит 200 миллионов.

Чтобы развивать бизнес, в 2005 году мы создали в Москве центр поддержки клиентов, в Подмосковье весной 2006 года начал действовать новый логистический центр общей площадью 11,6 тысячи квадратных метров, а летом был открыт большой демонстрационный зал, где представлена вся гамма продукции Schneider Electric. Сейчас мы продолжаем наращивать свое присутствие на этом рынке.

— Вы имеете в виду какие-то конкретные проекты?

— Да. Прежде всего в области развития производства и технологий. В Санкт-Петербурге уже строится наш второй завод, его запустим в конце 2007 года. С выходом на полную мощность он сможет производить до 20 миллионов изделий ежегодно. В феврале 2007 года будет создано совместное предприятие с московским заводом ЭЗОИС, который уже выпускает продукцию по нашей лицензии. Рассматривается также возможность покупки еще одного российского предприятия либо строительства завода «с нуля». Расширяется и торгово-сервисная сеть.

— Подобные проекты требуют немалых инвестиций. О каких суммах идет речь?

— Если сложить затраты нескольких последних лет, а также новые вложения, рассчитанные до 2010 года, то инвестиции в Россию составят 28 миллионов евро. Но здесь речь не только о деньгах. Это и привлечение в страну новейших технологий, и насыщение рынка качественными европейскими товарами, и создание новых рабочих мест, причем не только на наших предприятиях: каждый работник на заводе Schneider Electric обеспечивает занятость еще для трех-четырех человек у смежников.

— Каких клиентов вы предпочитаете?

— Ко всем заказчикам мы относимся одинаково. Уже много лет Schneider Electric работает с «Газпромом», выполнен очень большой объем работ — в частности, налажен выпуск комплектных распределительных устройств для компрессорных станций. И мы гордимся этим партнерством. Но точно так же мы сотрудничаем с малым и средним бизнесом. У нас есть совсем небольшие дистрибуторы — семейные фирмы.

— Господин Трикуар, как вы оцениваете в целом французско-российское сотрудничество, какие видите перспективы?

— Я не политик, поэтому скажу лишь о бизнесе. Сегодня двусторонние контакты развиваются очень динамично. Россия — большая страна, она открыта для партнерства, и это ценят французские предприниматели, которые идут к вам с инвестициями. Но я уверен, что в ближайшие годы этот процесс поднимется на новый уровень. Прежде всего потому, что в России сейчас развернута программа «Имидж Франции», с помощью которой наше правительство намерено укрепить позиции крупного французского бизнеса на перспективных рынках. Schneider Electric — участник этой кампании и ее активный проводник. И мы приложим максимум усилий для дальнейшего сближения наших государств и экономик.