Смена кабинета или смена курса?

Константин Саркисов
4 декабря 2006, 00:00

Сообщив о грядущих реформах, новое японское правительство пока лишь модернизирует политику своих предшественников

В октябре 2006 года Дзюнъитиро Коидзуми после более чем пятилетнего пребывания у власти в Японии уступил кресло премьер-министра новому лидеру — Синдзо Абэ, который отличается от предшественников и молодостью, и амбициями. В своей программе он заявил о созидании «новой Японии». Действительно, страна на перепутье: вторая экономическая держава мира не обладает серьезным влиянием на ход мировых событий, чрезмерно зависит от США, а ее политическая модель остается специфической.

Уже полвека эта модель включает три системообразующих элемента, которых нет в других развитых странах. Первый — «мирная» конституция, запрещающая ведение войны и обладание армией для осуществления боевых действий за пределами государства. Второй — военно-политический союз с США, американские военные базы и «ядерный зонт» над страной. Третий — многолетнее доминирование на политической арене одной силы — Либерально-демократической партии (ЛДП). Все три элемента неразрывно связаны и формируют так называемую систему 1955 года.

1955 год — это время, когда закончилась оккупация Японии, страна оправилась от послевоенной разрухи, разгар холодной войны. За счет невовлеченности в конфликты и сохранения политической стабильности модель позволила сосредоточиться на внутренних проблемах и добиться выдающихся результатов.

Первый сбой системы случился лишь в 1993-м, когда ЛДП впервые потерпела поражение и ненадолго ушла в отставку. Мир и Япония изменились, и факторы, влиявшие на формирование «системы 1955 года», стали исчезать или меняться (распад СССР и мирового социализма, конец холодной войны, превращение Японии в третий, наряду с США и Европой, центр экономической силы). ЛДП перестала восприниматься как единственный гарант развития и стабильности, чрезмерная ориентация на США выглядела излишней. А начавшаяся стагнация заставила деловые круги заговорить о выработке модели, которая позволяла бы прийти к власти наиболее дееспособной политической силе через соперничество, а также ограничивала бы влияние бюрократии, связанной с ЛДП.

Если приход к власти Синдзо Абэ оценивать с точки зрения трансформации «системы 1955 года», то картина получается противоречивой. Что-то он намерен поменять, кое-что оставить, что вполне в духе японской политической традиции. Так, первый элемент системы — конституция, и ее пересмотр стал центральным пунктом программы нового премьера. В ноябре 2005 года правящей партией был опубликован проект новой конституции, где в «мирной» девятой статье сохранена первая часть (отказ от войны), но полностью переработана и расширена вторая: предполагается создание «армии самообороны», способной участвовать в боевых действиях за рубежом в рамках миротворческих операций. Пересмотр конституции — дело долгое, а в парламент уже внесен проект законопроекта о преобразовании управления национальной обороны в министерство, и дело тут не в смене вывески, а в сути. Ведутся острые дебаты и по проекту реформирования Основного закона об образовании, где усилен акцент на патриотическое воспитание.

Второй фундаментальный элемент — тесный союз с США — значительно укрепляется. Это реакция на возросшую мощь Китая и острые противоречия с ним, да и ядерные испытания в Северной Корее лишь повысили значение этого союза: сейчас идет формирование общих командных структур сил самообороны и американских войск в Японии.

Третий элемент — политическое доминирование ЛДП. Оно сохраняется в полной мере. Единственная способная стать альтернативой партия — демократическая — не может завоевать достаточной для этого популярности.

Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что смена кабинета принципиально ничего не меняет. «Система 1955 года» в краткосрочной перспективе сохранится при некоторой модификации. Ее радикальная замена сдерживается как внутренними, так и внешними ограничителями. Так, на создание собственного потенциала обороны страны без союза с США потребовалось бы 250 млрд долларов ежегодно. Таких денег нет и не будет при хроническом дефиците бюджета, старении населения и других внутренних проблемах.

Но все может измениться в случае резкого обострения внешней ситуации — расползания ядерного оружия, усугубления вызовов со стороны Китая и т. д. Союз с США останется стержневым, хотя проамериканский уклон может быть выправлен в случае успешной реализации концепции формирования Восточноазиатского сообщества по подобию ЕС (в сообществе могут быть преодолены противоречия Японии с Китаем за счет сотрудничества при решении общих региональных задач). А вот ЛДП останется ведущей политической силой за счет своей большей, чем у оппозиции, готовности, к радикальным реформам. Словом, нынешняя смена кабинета — это не смена курса, а лишь его усиление по ряду направлений.