Чрезвычайный и Полномочный Посол Дании в России Пер Карлсен работал в Москве еще в начале своей дипломатической карьеры — двадцать лет назад. Но теперь, по его словам, это уже совсем другая страна. О том, как сейчас развивается двустороннее сотрудничество и каковы его перспективы в будущем, глава датской дипломатической миссии рассказал в интервью «Эксперту».
— Знаете, немногие страны могут похвастаться столь долгой историей партнерских отношений, как Дания и Россия. Первый договор о дружбе между нашими государствами был заключен более пятисот лет назад, и на протяжении этих веков было очень много позитивного. Хотя, конечно, случались и взлеты, и падения. С одной стороны, тесные связи объяснялись родственными контактами между монархическими домами, с другой — взаимным интересом промышленников, банкиров, фермеров. Вместе с тем после Второй мировой войны Дания вступила в НАТО, а СССР создал Варшавский договор, и это негативно повлияло на уровень сотрудничества. Да и в последние годы по некоторым пунктам у нас были разные точки зрения. К примеру, датское правительство активно поддержало новые страны Балтии. Можно вспомнить и о разногласиях относительно Чеченской республики.
Впрочем, это не смогло серьезно ухудшить наши отношения. Тем более что было и много позитивных моментов. Вспомним хотя бы недавнее перезахоронение праха императрицы Марии Федоровны — событие, которое еще раз напомнило о глубине и прочности двусторонних связей.
— И как же вы оцениваете сегодняшний уровень сотрудничества?
— Думаю, лучше всего об этом скажут цифры. Например, в 2006 году по сравнению с 2005-м товарооборот между нашими странами увеличился на тридцать процентов и превысил три миллиарда долларов. Но это далеко не предел: есть еще очень большой потенциал роста.
— На чем базируется такая уверенность?
— Во-первых, Дания хоть и маленькая страна, но во многих областях имеет опыт, которым может поделиться с такой динамично развивающейся экономикой, как российская. Во-вторых, Россия, напротив, большая страна, и основная часть ее регионов еще не охвачена нашим бизнесом. Так сложилось, что после холодной войны датчане сосредоточились на сотрудничестве с Москвой, Северо-Западным и Балтийским регионами, а до Урала, Сибири, юга вашей страны так и не дошли. Теперь мы стремимся восполнить эти пробелы.
К примеру, в Екатеринбурге планируем открыть торговое представительство, готовим почву для работы датских компаний в Новосибирске, уже сейчас налажено партнерство в области сельского хозяйства в Краснодарском крае. Впрочем, речь идет не только о торговле и инвестициях. Очень динамично развиваются и наши культурные связи: это и празднование два года назад юбилея Ганса Христиана Андерсена, и прокат фильмов датских режиссеров, и организация выставок. Скажем, в 2007 году хотим познакомить россиян с датским дизайном и производством мебели.
— Давайте вернемся к экономике. В каких отраслях партнерство развивается наиболее успешно?
— Прежде всего нужно сказать о крупном датском бизнесе. Он эффективно действует в разных отраслях российской экономики. Так, Carlsberg — один из крупнейших в стране производителей пива, достаточно упомянуть хотя бы принадлежащий ему бренд «Балтика». Думаю, многим россиянам нравится и обувь фирмы Ecco. Компания Maersk Containers осуществляет порядка двадцати процентов российских контейнерных перевозок, охватывая территорию от Владивостока до Калининграда. Фирма FL Schmidt A/S работала в России еще до революции, а теперь вкладывает в вашей стране средства и технологии в развитие цементных заводов. Другая наша сильная отрасль — фармацевтика, но если до сих пор компания Novo Nordisk лишь поставляла на российский рынок лекарства, то теперь намерена открыть свое производство в Подмосковье. Хорошо известны в России и такие крупные машиностроительные компании, как Grundfos и Danfoss, также создавшие свои подразделения в вашей стране. Могу еще упомянуть о сотрудничестве датской компании Dong и «Газпрома» в области добычи углеводородов в Балтийском море.
Вместе с тем существует проблема привлечения в Россию датского малого и среднего бизнеса. А ведь именно он составляет основу нашей экономики. Предприниматели не спешат ехать в российские города, опасаясь языковых преград, больших расстояний, коррупции, криминала. Поэтому мы, сотрудники посольства, стараемся помочь им избавиться от этих страхов: проводим встречи с руководителями регионов и компаний, организуем поездки в российские регионы.
— А что экспортирует в Данию российская сторона?
— Если говорить об объемах, то в наших торговых поставках в целом сохраняется баланс. Хотя в основном дело пока ограничивается такими товарами, как нефть и газ, металлургическая продукция. Однако и здесь я вижу позитивные сдвиги и убежден, что уже в ближайшее время ассортимент российского экспорта в Данию заметно расширится.