Некоторые особенности датских инвестиций

Алексей Кузнецов
19 марта 2007, 00:00

Вкладывая деньги в российскую экономику, датчане пока в основном рассчитывают на те отрасли, где есть массовый потребительский спрос

По данным российского торгпредства в Дании, накопленная сумма датских прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в России в начале 2006 года превысила 800 млн долларов. В принципе это не очень много, и по этому показателю Дания уступает практически всем своим соседям — Финляндии, Швеции, Норвегии. Хотя, в отличие от многих южноевропейских или азиатских ТНК, известные датские компании в большинстве своем не ограничились в России открытием представительств, а создали здесь дочерние фирмы.

Вместе с тем пока их усилия главным образом сконцентрированы на поддержке сбыта готовой продукции или сервисном обслуживании, а не на развитии местного производства, как у большинства скандинавских или германских ТНК. По сути, крупные ПИИ в российские производственные предприятия осуществили лишь ориентированные на массового потребителя пищевые концерны и фирмы, выпускающие стройматериалы. И все же, хотя пока доля России в общем объеме датских прямых иностранных инвестиций не составляет даже 1%, их накопленная сумма в нашей стране неуклонно растет.

Своя Европа ближе

Согласно сведениям Национального банка Дании, к началу 2006 года накопленные прямые иностранные инвестиции компаний этой страны составили 96,3 млрд долларов. UNCTAD (Конференция ООН по торговле и развитию) приводит еще более впечатляющие цифры — 118,1 млрд долларов, и, по ее оценкам, маленькая Дания занимает 18-е место в мире по сумме экспортированных ПИИ.

Кстати, именно небольшой размер страны при интенсивном вывозе капитала определяет специфику датских прямых иностранных инвестиций. Прежде всего необходимо отметить лидерство Дании в мире по числу национальных фирм — прямых инвесторов (свыше 9 тыс. против 2,4 тыс. в США и 5,9 тыс. в ФРГ). В то же время датских компаний почти нет в списке крупнейших ТНК. Исключение составляют мировой лидер контейнерных перевозок A.P. Møller-Maersk, фармацевтическая фирма Novo Nordisk, машиностроительные компании Danfoss и Grundfos, пищевые концерны Carlsberg и Danisco, а также ведущий банк страны — Danske Bank. В последнее время заметно возросла активность датских инвесторов и в топливной промышленности. Так, в 2005 году Maersk Olie og Gas (дочерняя структура транспортного концерна A.P. Møller-Maersk) приобрела за 3,1 млрд долларов британскую компанию Kerr-McGee, а Dansk Olie og Naturgas — за 1,2 млрд долларов норвежскую Ormen Lange Gas Field.

Другой особенностью датских ПИИ является их концентрация в Европе, прежде всего в близлежащих странах бассейна Северного моря (см. график). Учитывая преобладание среди датских фирм небольших инвесторов, экономический потенциал которых ограничен, а склонность к вложению капитала в странах с высокими рисками ниже, чем у ведущих ТНК, такая географическая картина вполне объяснима. Практически половина датских заграничных капиталовложений приходится всего на пять стран — Великобританию, Швецию, Нидерланды, Германию и Норвегию.

На российской земле

Свыше трети всех датских капиталовложений в России осуществил концерн Carlsberg, причем в нашей стране он делает ПИИ в партнерстве с другими европейскими инвесторами. Так, в конце 2000 года произошло слияние пивоваренных активов Carlsberg и норвежской компании Orkla (более известной у нас в качестве владельца холдинга «Сладко»). В результате датский инвестор получил 30% акций зарегистрированного в Швеции концерна Baltic Beverages Holding (BBH), совладельцем которого с 1995 года была компания Orkla. В 2004-м Carlsberg полностью выкупил долю Orkla, что позволило ему стать собственником 50% акций BBH (второй половиной с 2002 года владеет британская фирма Scottish & Newcastle). BBH принадлежит 86% акций пивоваренной компании «Балтика» с заводами по всей России.

В российскую пищевую промышленность вложили средства и другие датские фирмы. Например, заметные ПИИ поступили в производство и переработку мяса в Центральной России. Датское подразделение шведского концерна Cerealia, инвестировав 18 млн долларов, открыло в 2006 году хлебопекарню в подмосковном Егорьевске. Кроме того, можно вспомнить, как в 1999-м в Великом Новгороде под датским контролем стартовало производство жевательной резинки Dirol (ПИИ достигли 130 млн долларов), которое через три года перешло в собственность британской фирмы Cadbury Schweppes.

Среди датских производителей стройматериалов необходимо выделить фирму Rockwool. Она начала поставки негорючей теплоизоляции (минеральной ваты) еще в советские времена, а в 1999 году открыла завод в подмосковном Железнодорожном, инвестировав в него около 30 млн долларов. Но это предприятие не смогло удовлетворить весь спрос со стороны динамично развивающегося строительного сектора России, поэтому Rockwool в 2006 году ввела в Ленинградской области еще одно предприятие стоимостью более 60 млн долларов.

В 2007–2008 годах в России должны заработать и другие крупные заводы по выпуску стройматериалов датских компаний. Специализирующаяся на мягких кровельных материалах и гидроизоляции фирма Icopal заканчивает возведение завода в Петушках Владимирской области (ПИИ превысят 35 млн долларов), а производитель мансардных окон Velux окончательно определился с местом строительства своего российского завода, планируя вложить 35 млн долларов в Ярославской области.

Постепенно набирают обороты и датские машиностроители. Так, всемирно известный производитель насосов Grundfos, который в 2005 году Датским бизнес-клубом и посольством Дании в Москве был признан лучшей датской компанией в России, захватил уже около 10–12% нашего рынка насосного оборудования. Еще в начале 90-х эта компания открыла представительство в Москве, а в 1998 году — и сбытовую дочернюю структуру, которая теперь имеет офисы уже по всей стране. Правда, лишь в 2005-м в Истринском районе Московской области начало работать первое российское сборочное производство Grundfos (ПИИ составили 15 млн долларов).

Владея десятками собственных заводов в разных странах, производитель теплоавтоматики (радиаторных терморегуляторов, шаровых кранов и др.), промышленной автоматики и холодильного оборудования, компания Danfoss в России пока ограничивается размещением производственных заказов на независимых предприятиях. Тем не менее еще в 1993 году Danfoss основал в Москве сбытовую фирму и организовал разветвленную региональную сеть. Кстати, в 2007 году российский «Данфосс» переезжает из столицы в Истринский район — поближе к компании-соотечественнице (штаб-квартира уже открыта в Истре, скоро заработает и новый склад).

Среди других значимых инвестиционных проектов можно отметить организацию выпуска холодильного оборудования в Калининграде, в которое Derby и Caravell вложили свыше 20 млн долларов. Заметим, однако, что в октябре 2006 года эти объединившиеся в 2003-м датские фирмы были поглощены бразильской компанией Metalfrio Solutions.

Особый разговор про датскую фирму Jysk Staalindustri. В силу тесных связей с ОАО НЛМК она используется для приобретения в его интересах разных активов. Например, в 2004 году Jysk Staalindustri стала собственником контрольного пакета акций ОАО «Морпорт СПб».

От Москвы, но не до окраин

Говоря о территориальном распределении датских инвесторов, следует отметить их концентрацию в Центральной России и на Северо-Западе. И это не случайно: скандинавов привлекают емкие рынки Московской и Петербургской городских агломераций. При этом места под площадки для строительства датчане выбирают в областях с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и фактор географической близости, сопряженный с низкими транспортными издержками при налаживании торговых связей с Евросоюзом, а также большей информированностью потенциальных инвесторов о соседних регионах — предприниматели из всех стран Северной Европы обычно предпочитают Центральную Россию и Северо-Запад.

В перспективе следует ожидать дальнейшего роста датских ПИИ в России, причем в основном в Европейской части страны. Не исключено и расширение отраслевой диверсификации капиталовложений. А дополнительным стимулом для инвесторов из Дании станет сохранение до 2012 года поддержки почти всех проектов в России со стороны датского Инвестиционного фонда для стран Центральной и Восточной Европы. Он был создан в 1989 году для поддержки трансформации бывших соцстран, и теперь его деятельность постепенно сворачивается, но стран СНГ ограничение финансирования касается в наименьшей степени.