Социализм с нефтегазовым лицом

Павел Прохоров
5 ноября 2007, 00:00

Нефть и газ Северного моря превратили Норвегию в одну из самых богатых стран мира. В ближайшие годы центр добычи углеводородов сместится в Баренцево море, где норвежский концерн StatoilHydro станет партнером «Газпрома» в освоении гигантского Штокмановского месторождения

Совместный проект журнала «Эксперт» и представительства «Теленор Раша АС»

Уже несколько лет подряд Норвегия признается ООН лучшей в мире страной для проживания. В значительной степени нынешнему процветанию государство обязано гигантским запасам нефти и газа, которые были обнаружены на континентальном шельфе. Сказка стала реальностью, когда первая нефть была найдена в Северном море на месторождении Экофиск и Норвегия начала поставлять ее на мировой рынок. В 1970-х годах в разведке и добыче углеводородов на шельфе лидировали иностранные компании, однако парламентским законом Норвегия создала государственную компанию Statoil, а затем обязала всех иностранных участников обеспечить 50-процентное представительство Statoil в каждом из разрабатываемых месторождений. Сегодня объединенная компания StatoilHydro — крупнейший в мире оператор офшорных месторождений.

С начала 1985 года нефтегазовая отрасль была законодательно реорганизована. Statoil по-прежнему осталась в общественной собственности, но в дополнение к этому был введен в действие механизм прямого государственного экономического участия (ПГЭУ) во всех проектах, на которые давались лицензии. Благодаря ПГЭУ государство владеет собственностью в нефтяных и газовых месторождениях, трубопроводах, терминалах и перерабатывающих предприятиях. В 2001 году Statoil была частично приватизирована, и ее акции стали котироваться на биржах Осло и Нью-Йорка. За почти сорокалетний период нефтегазовая отрасль заработала около 1 млрд долларов США в пересчете на сегодняшний курс, а добыча углеводородов на шельфе возросла более чем в 20 раз.

Надежный поставщик

Норвегия сыграла роль палочки-выручалочки для Запада во время кризиса 1973 года, когда арабский мир бойкотировал нефтяные поставки. Сегодня страна также является важным игроком на мировом рынке и занимает пятое место в мире по экспорту нефти и третье — по экспорту газа. Как и Россия, Норвегия не является членом ОПЕК, но картель вынужден учитывать норвежские возможности при планировании своей производственной и маркетинговой политики. В экспорте газа на европейский рынок Норвегия уступает только России и обеспечивает 15% всех потребностей (доля нашей страны — около 30%). Крупнейшие покупатели — Германия (30% всего норвежского газового экспорта), а также Великобритания и Франция. После того как осенью этого года на баренцевоморском месторождении Снёвит был введен в строй первый в Европе завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), начались его поставки в США. Согласно оценкам Международного энергетического агентства, потребности Европы в газе будут увеличиваться в период до 2030 года на 1,4% ежегодно, и континент может столкнуться с проблемой дефицита энергоресурсов. В этих условиях Россия и Норвегия, а также другие продавцы газа на европейский рынок фактически не являются конкурентами, во всяком случае в сегменте трубопроводных поставок.

Основа благосостояния

К концу 2006 года в эксплуатации на шельфе находилось 52 месторождения. Добыча на них составила 101 млрд тонн нефти (2,8 млн баррелей в день), включая сжиженный природный газ и конденсат, и 88 млрд кубометров газа. Пик добычи нефти на шельфе пришелся на 2001 год, когда средний уровень добычи составлял 3,4 млн баррелей в день, затем отдача месторождений стала снижаться. В 2005 году добыча нефти снизилась по сравнению с предыдущим годом на 3%, а в 2006-м упала еще на 6% — это связано с истощением действующих месторождений. Добыча газа, напротив, растет и, по прогнозам, должна увеличиться к 2013 году на 50%. На данный момент больше всего газа было добыто в прошлом году, в этом, как ожидается, добыча составит 90 млрд кубометров. В 2011-м доля газа в общем объеме продаваемых углеводородов (в пересчете на нефтяной эквивалент) составит 45% против сегодняшних 35%.

Нефтегазовая отрасль играет огромную роль в экономике Норвегии и определяет благосостояние ее граждан, сегодня она крупнейший плательщик налогов в казну. В 2005 году вклад нефтегазовой промышленности в рост ВВП составил 25%. Нефть и газ принесли 36% налогов и 51% всей экспортной выручки. Экспорт углеводородов дал 92,5 млрд долларов, что в 15 раз превышает аналогичный показатель, достигнутый в рыбопромысловом секторе (второй по величине отрасли национальной экономики). Наконец, уровень накоплений Государственного пенсионного фонда (бывший Нефтяной фонд) к концу 2006 года достиг отметки 324 млрд долларов. Это свыше 70 тыс. долларов в пересчете на каждого жителя государства.

Норвежское государство пополняет казну, получая часть прибыли от компаний, в которых есть общественная доля, распределяя лицензии на месторождения, а также за счет налогов и сборов

Согласно данным норвежской службы занятости, в нефтегазовой промышленности трудятся 75 тыс. человек (трудоспособное население страны составляет примерно 2 млн). Благодаря инвестициям в нефтегазовый сектор развиваются судостроение, офшорные технологии, транспортная инфраструктура, строятся нефте- и газопроводы. Если на начальном этапе добычи нефти на шельфе использовались иностранные технологии, то сейчас норвежские предприятия являются мировыми лидерами подводной добычи углеводородов. В первую очередь это касается технологий сейсмической разведки, строительства платформ, трубопроводов и другой необходимой инфраструктуры. Норвежские компании StatoilHydro, Aker Kvaerner, Det Norske Veritas и FMC Technologies известны во всем мире.

Государство берет свое

По норвежскому законодательству государству принадлежат все права собственности на минеральные ресурсы континентального шельфа в исключительных экономических зонах. К добыче нефти и газа на шельфе допускаются норвежские и иностранные компании с любой формой собственности. Однако как законодательная, так и исполнительная ветвь власти осуществляют жесткий управленческий и финансовый контроль над этой важнейшей для страны сферой деятельности. Такие вопросы, как предоставление новых акваторий для разведки углеводородов и утверждение крупных производственных проектов, решаются стортингом (норвежским парламентом). Выдачу разрешений на произведение разведывательных работ и добычу нефти и газа осуществляет министерство нефти и энергетики, разработка нормативных актов, регламентирующих работу нефтегазового сектора, ведется управлением нефти и газа министерства. Государственное управление по предотвращению нефтяных загрязнений контролирует охрану окружающей среды и следит за тем, чтобы не допустить чрезвычайных происшествий на промыслах.

Норвежское государство пополняет казну за счет нефте- и газодобычи на шельфе несколькими способами: получая часть прибыли от компаний, в которых есть общественная доля, распределяя лицензии на месторождения, а также собирая налоги и сборы. Стране принадлежит большой пакет акций в ведущей нефтегазовой компании StatoilHydro. Предприятие образовалось путем слияния двух самых крупных нефтегазовых концернов страны — Statoil и Norsk Hydro. Об объединении было объявлено в декабре прошлого года, а формально оно произошло 1 октября 2007 года. Госпакет акций StatoilHydro составляет 62,5%, однако правительство Норвегии заявляло, что желает довести его до 67%. В каждом из разрабатываемых месторождений государство владеет долей на добычу углеводородов через ПГЭУ. Созданная в 2001 году компания со 100-процентным государственным участием Petoro управляет всеми долями от ПГЭУ в месторождениях. На практике это означает, что государство берет на себя часть расходов на разработку месторождения в объеме своей доли в нем. Государство может самостоятельно распоряжаться частью нефти и газа, добытых в соответствии с долей в акциях месторождений, однако продажей сырья занимается не Petoro, а StatoilHydro (раньше — Statoil). В 2006 году Норвегия получила от ПГЭУ 21 млрд долларов, или 36% всех нефтегазовых доходов.

Прибыль компаний, ведущих добычу углеводородов на норвежском морском шельфе, облагается обычным подоходным и специальным налогом. Ставка подоходного налога составляет 28%, а ставка специального — 50% (закон о специальном налоге ввели, исходя из сверхвысокой рентабельности этого вида деятельности). Для того чтобы исключить продажу нефти дочерним и аффилированным компаниям по заниженным ценам, норвежским законодательством введена практика нормативных цен на нефть, добываемую на шельфе. Нормативные цены соответствуют ценам свободного рынка и устанавливаются по истечении заданного периода, например в конце каждого месяца. Поскольку свободного рынка природного газа пока не создано, то практика нормативных цен здесь не применяется, а для фискальных целей используются цены согласно заключенным контрактам. С нефтедобывающих компаний взимается также плата за размер лицензионного участка месторождения (от 1,3 до 12,7 тыс. долларов за квадратный километр) и сборы за выбросы углекислого газа (50 долларов за тонну). Плата за добычу углеводородов, так называемое роялти, после 2005 года не начисляется. Налоги и сборы служат самым большим источником бюджетных поступлений от деятельности: в 2006 году от них получено 39,3 млрд долларов, или более 60% всех доходов от отрасли.

Сказка продлится 25 лет

В 2007 году Норвегия ввела в строй два новых крупных газовых месторождения — Снёвит и Ормен Ланге. Оба отличаются очень тяжелыми условиями добычи (большие глубины, низкие температуры, удаленность от берега), а также тем, что впервые добыча ведется на них в отсутствие платформ. Вся инфраструктура добычи находится под водой, а телеуправление осуществляется с берега. В рамках проекта Ормен Ланге построен самый протяженный в мире трубопровод — Лангелед, связывающий месторождение с потребителями в Великобритании. Теперь Ормен Ланге обеспечивает 20% английских потребностей в природном газе. Месторождение Снёвит осуществляет поставки СПГ в США. Однако существующих месторождений на норвежском шельфе не хватит, для того чтобы обеспечить сегодняшний уровень добычи в отдаленной перспективе. Как показывают долговременные прогнозы, сделанные министерством нефти и энергетики Норвегии, этих нефтегазовых запасов хватит на 20–25 лет, но после 2014 года уровень добычи будет снижаться.

StatoilHydro считает, что передовые технологии, которые были разработаны при освоении месторождений Снёвит и Ормен Ланге, могут быть с успехом применены в штокмановском проекте

Норвегия надеется пополнить резервы за счет месторождений, находящихся за пределами своего шельфа, прежде всего — в российской части Баренцева моря. 25 октября «Газпром» объявил, что норвежская компания StatoilHydro станет третьим и последним участником проекта разработки Штокмановского месторождения и получит 24% акций в Компании специального назначения (КСН). Летом этого года 25% акций КСН получила французская Total, а 51% остается в собственности «Газпрома». Российский монополист остается также собственником всего добываемого штокмановского газа, но Total и StatoilHydro смогут поставить на баланс часть активов месторождения. Норвежцы считают, что передовые технологии, которые были разработаны при освоении месторождений Снёвит и Ормен Ланге, могут быть с успехом применены в штокмановском проекте. Соглашение дает возможность StatoilHydro участвовать в первой фазе проекта. Руководитель StatoilHydro Хельге Лунд отметил после подписания соглашения, что штокмановский проект станет для его компании самым важным. «Мы с надеждой смотрим на сотрудничество с “Газпромом” и Total в реализации проекта, который не будет иметь границ», — отметил он. «Подписанное соглашение открывает новую страницу в сотрудничестве с объединенной компанией StatoilHydro. “Газпром” располагает огромными запасами в Баренцевом море, тогда как наши партнеры в Норвегии обладают отличным опытом добычи и транспортировки газа в тяжелых арктических условиях. Наши общие усилия станут ключом к успеху на Севере», — дополнил своего норвежского коллегу Алексей Миллер.

Подписанным соглашением остались довольны и норвежские политики. «Участие StatoilHydro в разработке Штокмановского месторождения — радостное событие. Оно укрепит норвежско-российские отношения добрососедства и наше стратегическое партнерство в энергетическом секторе на Севере. Участие также подчеркивает нашу общую ответственность за устойчивое управление ресурсами Баренцева моря», — заявил премьер-министр Йенс Столтенберг. «StatoilHydro обладает исключительным ноу-хау и опытом ведения деятельности на континентальном шельфе Норвегии в сложных условиях. Компания давно работает в России. Я разделяю ожидания компании в том, что ее участие будет способствовать успешной разработке Штокмановского месторождения. Это участие показывает, что StatoilHydro с успехом проявляет себя в международной конкуренции за крупные проекты», — подчеркнула министр нефти и энергетики Ослауг Хага. Штокмановское месторождение — самое крупное в мире, его запасы превышают ресурсы всех действующих газовых месторождений Норвегии. Благодаря Штокману норвежская нефтяная сказка продлится не менее 25 лет.