Mitsubishi Electric: 10 лет в России

Москва, 17.12.2007
«Обзоры стран» №8 (22)
Mitsubishi Electric Europe B.V. отмечает десятилетие представительства в Москве и планирует дальнейшее расширение своего присутствия на российском рынке

Совместный проект журнала «Эксперт» и Mitsubishi Electric при поддержке посольства Японии в России

Годовой объем продаж Mitsubishi Electric Corporation, одного из крупнейших в мире производителей электроники и электронного оборудования, превышает 30 млрд долларов США. Продукция Mitsubishi Electric поставлялась в Россию еще с 70-х годов. В середине 90-х компания приступила к созданию в нашей стране своей дистрибуторской и сервисной сети. А десять лет назад, в декабре 1997 года, Mitsubishi Electric Europe B.V. открыла в Москве свое представительство. Его генеральный директор Норитсугу Уэмура рассказал «Эксперту» о том, как сегодня работает японская компания в России, и о том, каким он видит будущее Mitsubishi Electric на российском рынке.

— Господин Уэмура, что значат европейский и российский рынки для Mitsubishi Electric?

— Mitsubishi Electric работает в Европе с 1969 года, уже почти сорок лет, и к сегодняшнему дню по всей Западной Европе создана хорошо развитая сеть продаж и послепродажного обслуживания. Хотя на западноевропейских рынках все еще остаются резервы роста, компания ясно видит возможности, которые открываются в Центральной и Восточной Европе. Именно в этих частях европейского континента Mitsubishi Electric расширяет в настоящее время свое присутствие.

Я совсем недавно прибыл из токийской штаб-квартиры Mitsubishi Electric Corporation и могу сказать абсолютно точно: сегодня Россия является для корпорации очень важным рынком. В Японии, на своей родине, Mitsubishi Electric — очень известный бренд, и корпорация смотрит в будущее с уверенностью. За последние три года она довольно успешно развивала свой бизнес и повышала прибыльность, что позитивно отразилось на росте котировок акций корпорации на фондовом рынке. Но хотя наш бизнес там процветает, только этот рынок уже не может обеспечить корпорации таких высоких темпов роста, как прежде. Поэтому для обеспечения роста корпорации последние годы для нас важно не только увеличение зарубежных продаж, но и их доля в общем объеме товарооборота Mitsubishi Electric. Сегодня этот показатель достиг 30 процентов и, судя по всему, будет расти. В стратегии роста корпорации за счет расширения ее зарубежных операций Россия благодаря значительным темпам роста ее экономики и широкому спектру деловых возможностей играет очень важную роль.

— Изменился ли с годами подход компании к деятельности в России?

— Mitsubishi Electric Europe B.V. открыла свой московский офис не так давно по сравнению с другими японскими компаниями — некоторые из них присутствуют в России более двадцати лет. Но за этот короткий по меркам основанной в 1921 году корпорации десятилетний период Россия превратилась в один из наиболее перспективных мировых рынков. И вот сегодня мы пришли к выводу, что стратегия работы в России, и в первую очередь работа московского офиса, требует пересмотра. За годы пребывания на посту генерального директора московского представительства Mitsubishi Electric Europe B.V. мой предшественник Георгий Седов заложил основы его деятельности. Сегодня мы должны сделать следующие шаги для расширения присутствия компании в России и других странах СНГ и вывести деятельность московского офиса на новый уровень. Именно этим и продиктовано решение руководства корпорации поручить управление московским офисом японскому менеджеру. В то же время компания высоко ценит опыт господина Седова — с октября 2007 года он является советником генерального директора представительства.

— Какова стратегия работы Mitsubishi Electric на российском рынке и каковы результаты ее реализации?

— Московский офис выполняет лишь представительские функции. Непосредственно экспорт в Россию осуществляется немецким и голландским филиалами Mitsubishi Electric Europe B.V.. Эти филиалы работают с российскими компаниями-дистрибуторами. В прошлом 2007-м финансовом году, который закончился в этом марте, объем торговли Mitsubishi Electric Europe B.V. с российскими партнерами превысил 60 миллионов евро. Это более чем в два раза выше показателей 2005-го финансового года.

— Чем вы можете объяснить столь поразительный рост?

— Последние три года ситуация на российском рынке была очень благоприятной. По информации Японского бизнес-клуба, членом которого я являюсь, объем экспорта японских товаров в Россию увеличивался на 20–30 процентов в год.

— Какую продукцию Mitsubishi Electric поставляет в Россию сегодня? И какова, на ваш взгляд, специфика местного рынка?

— Значительная часть совокупного объема продаж Mitsubishi Electric в Россию приходится на кондиционеры воздуха. Второе место делят оборудование для автоматизации производства и визуально-информационные системы, такие как фотосистемы и системы безопасности, проекторы и видеокубы. Кроме того, увеличиваются поставки в Россию силовых полупроводников Mitsubishi Electric — это очень перспективный продукт для рынка вашей страны.

Продажи кондиционеров воздуха в Россию имеют свои особенности. С учетом климата — жаркого лета и холодной зимы — клиенты могут использовать наше оборудование как для охлаждения воздуха, так и для обогрева помещения. Таким образом, наша техника может использоваться круглый год. Мы постоянно убеждаемся в том, что покупатели нашей продукции ценят ее качество и надежность, приобретая ее, несмотря на то что она несколько дороже продукции наших конкурентов.

— Кто главный конкурент Mitsubishi Electric на российском рынке кондиционеров воздуха?

— Основными конкурентами компании на рынке кондиционеров воздуха являются прежде всего японские предприятия, а также корейские и китайские производители, хотя последние и ориентируются на другие рыночные ниши.

— Как вы считаете, не ожидает ли этот рынок в ближайшем будущем сокращение?

— Я не думаю, что рынок ожидает сокращение. В России кондиционеры воздуха продаются не только для квартир или домов, ими оборудуются и офисы, и промышленные комплексы. Мы видим активное строительство жилых домов и офисных зданий в больших городах, и эти здания оборудуются системами кондиционирования воздуха. Поэтому, по моему мнению, рынок кондиционеров воздуха продолжит рост.

— Что вы можете сказать о развитии рынка промышленной автоматики?

  Фото предоставлено Mitsubishi Electric Europe B.V.
Фото предоставлено Mitsubishi Electric Europe B.V.

— Как вы знаете, сегодня многие иностранные промышленные производители приходят в Россию. Например, в автомобильной отрасли Toyota, Nissan и Suzuki основывают здесь свои производства. Мы считаем, что для этой страны очень важно иметь производства подобных японских промышленных «тяжеловесов». Это подтверждает серьезность намерений иностранных инвесторов, которые изучают возможности долгосрочного инвестирования в российскую экономику. Дело в том, что вместе с этими гигантами в страну приходят и менее крупные компании, поставляющие им оборудование, компоненты и материалы. Например, вслед за Toyota в России должны создавать и развивать свое производство и поставщики комплектующих. И, конечно же, для развития производства японских компаний требуется оборудование для его автоматизации. Это сектор, где позиции Mitsubishi Electric особенно сильны. В частности, наше оборудование широко используется на заводе Toyota в Санкт-Петербурге. Та же картина будет наблюдаться на заводах Nissan и Suzuki.

— Расскажите, пожалуйста, как развивается бизнес Mitsubishi Electric в российских регионах?

— Очевидно, что Москва является основным центром развития бизнеса в России. Деловая активность крайне стремительно развивается и в Санкт-Петербурге. Мы считаем многообещающим Уральский регион. Так, в октябре этого года Mitsubishi Electric Europe B.V. открыла в Екатеринбурге свое второе российское представительство. На приеме, организованном в честь открытия офиса, присутствовали более пятидесяти региональных компаний, предлагающих на Урале продукцию Mitsubishi Electric. Еще один перспективный регион — Татарстан. Недавно я был в Казани и встречался с руководством республики. Этот регион получает хороший доход за счет добычи природных ресурсов, и там растут инвестиции в промышленность и развитие экономики. Я уверен, что в России есть еще много перспективных регионов, которые нам только предстоит для себя открыть. Именно изучение потенциала регионов вашей страны и является основной целью нашей работы здесь.

— А есть ли планы по открытию предприятий в России — как известно, за пределами Японии у компании имеются производственные мощности?

— У корпорации есть много зарубежных производственных мощностей по всему миру, но большинство из них сосредоточено в Азии. Что касается производства в России, в настоящее время подобная возможность не рассматривается. Политика компании заключается в поставке на российский рынок товаров, которые производятся на расположенных поблизости от него заводах. В ближайшем будущем у нас будет возможность выбора источника удовлетворения спроса в нашей продукции на российском рынке.

— Ограничится ли российский ассортимент продукции Mitsubishi Electric группами товаров, о которых вы говорили?

— Сейчас компания сфокусирована на развитии перечисленных выше продуктовых групп. Но уже в краткосрочной перспективе мы рассматриваем возможность вывода на рынок новых продуктов. Mitsubishi Electric может поставлять компоненты для общественного транспорта (например, метро Нью-Йорка оборудовано нашими кондиционерами воздуха и тяговыми приводами), силовые трансформаторы, лифты и эскалаторы. В России эти продукты пользуются большим спросом. И мы ожидаем подходящего момента для вывода их на этот рынок.

— Выделите, пожалуйста, несколько уникальных продуктов компании Mitsubishi Electric.

— Я приведу два примера. Первый — система кондиционирования воздуха Zuba Dan, недавно выведенная на российский рынок. Ее отличительная черта в том, что она способна быстро начать обогревать помещение при температуре до минус 25 градусов Цельсия и сохранять свою эффективность в этом температурном режиме. Второй интересный продукт, на который я бы хотел обратить ваше внимание, — это система фотопечати Flexilab. Она дает возможность открыть свой фотобизнес при минимальных начальных инвестициях. При этом гибкость ее конфигурации позволяет оказывать самый широкий диапазон услуг, доведя функциональность системы до уровня крупных установок.

— Каковы потребительские преимущества продукции Mitsubishi Electric? Почему на нее растет спрос?

— Политика компании — вносить свой вклад в повышение уровня жизни качеством своей продукции. Именно поэтому Mitsubishi Electric всегда стремится предлагать рынку в целом и каждому отдельному потребителю в частности продукцию только высочайшего качества. К сожалению, в России все еще путают нашу компанию с производителем автомобилей Mitsubishi Motors, и нам приходится объяснять, что мы — две разных и самостоятельных предприятия. Но вместе с тем в России уже сложилось четкое понимание, что Mitsubishi Electric означает качество. Это не только качество ее продуктов, но и качество послепродажного обслуживания и сервиса. Если у потребителя возникли сложности с использованием нашей продукции, Mitsubishi Electric всегда готова оказать поддержку. Вот почему для компании так важно сотрудничество с партнерами, которые способны следовать самым жестким стандартам качества Mitsubishi Electric.

— Помимо ответственности за качество продукции за что еще считают себя ответственными в Mitsubishi Electric в России?

Компания является сторонником принципа социальной ответственности крупных корпораций и стремится оказывать поддержку культурным программам. Например, в Москве наше представительство является спонсором Музея Востока. В этот музей приходит много посетителей, интересующихся искусством и культурой Японии. И мы стремимся сделать так, чтобы как можно больше людей могли с ней познакомиться. Оказывая музею нашу скромную поддержку, мы хотим помочь России и Японии лучше понять друг друга и наладить более дружеские отношения.

У партнеров

    «Обзоры стран»
    №8 (22) 17 декабря 2007
    N08 (22) 17 декабря
    Содержание:
    Реклама