В лучших семействах

Алексей Волков
24 марта 2008, 00:00

Транспортное машиностроение было и остается локомотивом шведской экономики: в этой отрасли занято примерно 340 тыс. человек, на нее приходится 8% всех рабочих мест и около 40% шведского экспорта. Но главная роль традиционно отводится шведским автомобилям

Совместный проект журнала «Эксперт» и посольства Швеции в России

Х

отя Швеция относится к малым странам Западной Европы, в ее экономике присутствует широкий сектор транспортного машиностроения: тут производят и автомобили, и самолеты (прежде всего военные, например JAS 39 Gripen), и железнодорожный подвижной состав, и двигатели для судов и самолетов. (Собственно судостроение прекратило свое существование еще в 1980-х годах в результате глубокого структурного кризиса в этой отрасли.) Но в мире наибольшую известность и популярность завоевали шведские машины. В автомобильном мире шведские бренды — как солидные буржуазные фамилии: приобретая такие машины, люди декларируют свое стремление к комфорту, экономии, безопасности и экологической чистоте, то есть ко всем основным идеалам современной европейской цивилизации.

Детство солидных господ

История шведского автомобилестроения восходит к 1897 году, когда компания Vagnsfabriksaktiebolaget i Södertelge (Vabis) выпустила первый собранный в Швеции легковой автомобиль. В 1901 году свою первую машину произвела Maskin AB Scania на заводе в Мальмё. Через год эти фирмы изготовили первые грузовики, а в 1911-м объединили усилия и слились в компанию AB Scania-Vabis, отметив событие выпуском автобуса с 12 пассажирскими местами. В 1929 году новая компания распрощалась с легковушками и долгое время выпускала только тяжелые транспортные средства — до тех пор пока в 1968 году Scania-Vabis не объединилась с автомобильным отделением компании Saab. Позже, впрочем, совместное производство распалось, и с 1995 года Scania снова стала самостоятельным предприятием.

В 1924 году возникла компания под названием Volvo, а три года спустя она создала новый легковой автомобиль, которому суждено было стать первенцем в одном из самых престижных и солидных автосемейств. В 1928-м первые Volvo пошли на экспорт в Данию, а компания расширила ассортимент за счет грузовиков и автобусов.

К началу Второй мировой войны в автомобильной промышленности было занято более 1% промышленных рабочих страны. Расцвет отрасли пришелся на послевоенные десятилетия. В мировом масштабе на шведских производителей легковых автомобилей приходится лишь 1% выпуска. Однако по тяжелым транспортным средствам весом свыше 16 тонн они входят в число крупнейших в мире. 20% мирового производства тяжелых грузовиков приходится на Volvo и Scania. В 2005 году доходы Volvo Group составили 231 млрд крон, а число занятых — 81,9 тыс. человек, в том числе 27,4 тыс. в Швеции. Компания произвела 203,8 тыс. грузовиков и 10,4 тыс. автобусов.

Перед лицом глобализации

В шведском автомобилестроении работают примерно 140 тыс. человек (включая поставщиков). На эту отрасль приходится 20% совокупных промышленных инвестиций в машины и оборудование. Транспортные средства и запасные части к ним составляют 15% шведского экспорта. 90% транспортных средств продается на экспортных рынках. И это при том, что у Швеции появляется много новых стран-конкурентов, особенно в Азии, Центральной и Восточной Европе.

Чтобы сохранить высокие показатели, шведским компаниям пришлось углубить специализацию на более узких рынках с целью концентрации ресурсов и для этого продать другие свои отделения. За последнее десятилетие в отрасли произошла глубокая перестройка, и подразделения по производству легковых автомобилей ведущих шведских фирм перешли под контроль заокеанских автомобильных гигантов.

1

В 1999 году Volvo Group продала свое отделение по производству легковых автомобилей американской компании Ford Motor. Это означало, что Volvo Group теперь специализируется прежде всего на выпуске средних и тяжелых дизельных грузовиков и автобусов. Производственные предприятия группы расположены во многих ведущих странах мира и почти на всех континентах.

Volvo Cars полностью принадлежит Ford Motor и производит ежегодно около 450 тыс. легковых автомобилей. Число занятых в этой компании превышает 27 тыс. человек, из них около 20 тыс. работают в Швеции. Volvo удалось создать образ производителя, чья продукция отличается высокой безопасностью и минимальным воздействием на окружающую среду.

Компания Scania, основанная в 1891 году, производит в настоящее время тяжелые грузовики и автобусы. В 2005-м она продала 52,6 тыс. грузовиков и 5,8 тыс. автобусов. Почти 95% продукции компании реализовано за пределами Швеции. Доходы составили 63,3 млрд крон, количество занятых — 30,8 тыс. человек, в том числе 12,1 тыс. в Швеции. Производственные предприятия расположены в Европе и Латинской Америке, а сборочные — в Азии и Африке. Компания удваивает объем производства каждое десятилетие и специализируется на грузовиках весом свыше 16 тонн и автобусах, вмещающих более 30 пассажиров.

Saab Automobile AB с 2000 года полностью принадлежит американской General Motors. В 2005 году компания выпустила примерно 121 тыс. легковушек, в том числе 103,5 тыс. — в Швеции. Автомобили этой фирмы продаются в 60 странах мира, крупнейшие рынки сбыта — США, Великобритания, Швеция, Германия и Испания. Объем чистых продаж составил 25,8 млрд крон. На предприятиях компании работает 5,2 тыс. человек, все — в Швеции.

Королевский рынок плюс иностранный капитал

Объем продаж шведских легковых автомобилей на внутреннем рынке Королевства Швеция уступает лишь рынку США. В 2005 году 28% новых зарегистрированных легковых автомобилей в Швеции были произведены в самой стране. По тяжелым дизельным грузовикам эта доля составляет 92%.

Шведский рынок новых автомобилей испытывает колебания с циклом в 11 или 12 лет. Наиболее высокие показатели были достигнуты в 1965-м, 1976-м, 1988-м и 1999 годах. Рекордным стал 1988 год, когда были зарегистрированы 344 тыс. новых легковых автомобилей. В последние годы этот показатель колебался между 250 и 275 тысячами.

В 2006 году в Швеции было 4,2 млн легковых автомобилей, или 2,2 человека на одну машину. Количество грузовиков и автобусов составляло 475 тысяч.

На экспорт поступает около 85% легковых автомобилей, произведенных Volvo Cars и Saab Automobile AB, и примерно 95% тяжелых дизельных грузовиков. Из Швеции 46% легковых автомобилей продавались в другие европейские страны и 27% — в США, а что касается грузовиков, 58% продавалось в другие страны Европы, 15% — в Латинскую Америку и 17% — в Азию.

Иностранцам принадлежит более половины объема производства в отрасли. Считается, что компании, которыми владеют иностранцы, имеют более высокую производительность труда и больший объем НИОКР, чем шведские фирмы, что их собственники вкладывают новый капитал, создают новые каналы маркетинга, предлагают свежие идеи для менеджмента. Однако, по мнению некоторых экспертов, продажа двух ведущих производителей легковых автомобилей американским автомобильным компаниям по-разному сказалась на их деятельности. Если в Volvo Cars сохранились шведские методы управления, шведские дилеры и дела в целом идут хорошо, то в Saab Automobile AB имеет место американизация, а дилеры продают различные марки автомобилей General Motors вместе, не выделяя продукцию шведской компании. Говоря о негативных моментах в деятельности Volvo Cars можно отметить то, что значительная часть прибыли уходит в материнскую компанию, а средств на НИОКР остается недостаточно.