Реалии новые. Принципы те же

Андрей Цунский
28 апреля 2008, 00:00

На вопросы «Эксперта» отвечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Французской Республики в России господин Станислас де Лабуле — не только дипломат, но и большой знаток России, ее истории, особенностей двусторонних отношений наших стран

Совместный проект журнала «Эксперт» и банка BSGV

— Господин посол! Недавнее высокое совещание в Бухаресте показало, что Франция, оставаясь западной страной, продолжает придерживаться мудрой голлистской традиции — «интересы Родины прежде всего!». Можно ли считать политику президента Саркози в какой-то степени продолжением политики Шарля де Голля?

— Выбор, сделанный президентом Саркози во взаимоотношениях Франции и НАТО, базируется на необходимости развивать европейскую оборону, так как Европа должна быть способна обеспечить собственную безопасность, а сделать это невозможно вне рамок Североатлантического альянса. Противопоставление этих двух сил, ставка на их конкуренцию неэффективны. Система европейской обороны должна дополнять НАТО, выполняя ряд все более многочисленных специфических операций. В качестве примера я могу привести операцию международных миротворческих сил в Чаде и в Центрально-Африканской Республике, которая проводится по просьбе Организации Объединенных Наций и демонстрирует, на что способна система европейской обороны. Мы будем очень рады, если третьи страны, прежде всего Россия, присоединятся к усилиям европейских стран для стабилизации ситуации в этой части Африки.

Что касается генерала де Голля, верно, что фундаментальные решения, которые он принимал более полувека назад для обеспечения независимости нашей страны, для защиты ее жизненных интересов, остаются актуальными. Речь, посвященная доктрине ядерного устрашения, которую президент Саркози произнес 21 марта в Шербуре, гармонично вписывается в эту традицию, дополняет ее. Действительно, адаптация решений, принятых в двадцатом веке, к реалиям века двадцать первого — это долг президента Саркози, и дискуссия, которая была им начата, находит свое выражение в Белой книге по обороне и национальной безопасности, разработку которой он возложил на комиссию под председательством государственного советника Жан-Клода Малле. Книга должна быть передана президенту в ближайшее время. Первые отклики касаются необходимости серьезного пересмотра наших отношений с НАТО и развития европейской политики безопасности и обороны, которая включена в приоритетные направления председательства Франции в Европейском союзе. Известно, что празднование в 2009 году шестидесятилетия НАТО в Кехле в Германии и в Страсбурге во Франции станет завершающим этапом процесса модернизации отношений Франции с Североатлантическим блоком и подчеркнет его европейский формат.

Сразу после своего вступления в должность президент Саркози посетил Коломби-ле-де-Эглиз, деревню, в которой похоронен генерал де Голль, отдал дань его памяти, что символизирует приверженность президента политическому наследию де Голля. Преемственность существует именно в этом ясном и прагматическом подходе к состоянию дел в мире, в четком осознании того, что серьезная политика строится только на основе реальных фактов, особенно появившихся в XXI веке. Тот факт, что Россия стала для Франции привилегированным партнером, в частности в вопросах международной безопасности, — это тоже реальность XXI века. С этой точки зрения налицо преемственность между концепцией генерала де Голля и президента Саркози.

— Исторически отношения наших стран выходят на новый этап. Что вы видите на первом месте в этих отношениях — экономику, двустороннюю политику или выработку совместных либо хотя бы непротиворечивых позиций по глобальным вопросам?

— Наши взаимоотношения с Россией сложились, и мы не стремимся к пересмотру приоритетов за счет того или иного аспекта нашей деятельности. Для меня важно развитие и наших экономических контактов, что, в частности, произойдет при росте российских инвестиций во Францию, и уверенность продолжения наших культурных связей с Россией, и организация регулярных политических контактов с российским руководством по основным вопросам международной жизни, например в качестве стран — членов Совета Безопасности ООН. Я буду следить за тем, чтобы мы были активны на всех направлениях и постоянно оживляли наши давние отношения.

Однако распределение времени требует, чтобы мы в первую очередь обратили внимание на взаимоотношения России с Европейским союзом в рамках председательства Франции, которое начинается 1 июля, на такие приоритетные аспекты, как энергетика, долгосрочное развитие и вопросы европейской обороны. В связи с проведением Года культуры Франции в России и России во Франции в 2010 году, активная подготовка к которому уже началась, особое внимание будет уделено нашему культурному сотрудничеству. Например, в Лувре будет проходить выставка «Святая Русь», а в некоторых крупных городах России можно будет посмотреть спектакли «Комеди Франсез».

Я, со своей стороны, придаю большое значение туризму. Ведь ежегодно Францию посещает более 80 миллионов российских туристов, которых очень любят и ждут в нашей стране. Осенью 2008 года мы планируем провести крупное мероприятие в сфере туризма, на которое будут приглашены представители многих российских и французских регионов, с целью увеличения объема туристических поездок в обоих направлениях. Мои поездки по российским регионам убедили меня в стремлении России, которая богата историческими памятниками и красивейшими местами, развивать эту сферу.

Россия, которая снова заняла соответствующее ей место на международной арене, сможет вести диалог со своими западными партнерами на равноправной основе в более интенсивном режиме

— Если говорить об экономике, то считаете ли вы отношение Евросоюза к России в достаточной степени доверительным и прагматичным или в этом смысле еще остается резерв?

— В целом Европейский союз является крупнейшим торговым партнером России. Разве это могло быть возможным без минимума доверия и прагматизма со стороны наших предпринимателей? В любом случае я убежден, что этот потенциал еще далеко не исчерпан, хотя бы потому, что с начала XXI века в России идет резкий подъем производства, который опирается на рост цен на энергоносители, и предполагается, что этот рост продолжится и будет дополнен ростом инвестиций в социальный сектор. Речь идет о столь известных национальных проектах, за которые до сих пор отвечал недавно избранный президент Дмитрий Медведев.

В 1997 году Европейский союз и Россия подписали соглашение о партнерстве и сотрудничестве, срок действия которого истек; потом были созданы четыре общих пространства, одно из которых касается экономической сферы. Необходимо обновить все институциональные рамки, мы стремимся к скорейшему началу переговоров, даже при председательстве Словении. Представляется возможность создания формата, в котором сможет заработать весь потенциал наших экономических отношений, более сбалансированных и прозрачных. Более сбалансированных — потому что Россия, которая снова заняла соответствующее ей место на международной арене, сможет вести диалог со своими западными партнерами на равноправной основе в более интенсивном режиме, на что мы все надеемся, особенно после реализации Лиссабонского соглашения. Более прозрачных — для того чтобы механизмы рыночной экономики стали главными составляющими при принятии решений в экономической сфере.

— Как вы относитесь к страхам многих политиков в отношении того, что Россия, дескать, хочет поставить Европу в критическую энергетическую зависимость и что расширение НАТО на восток за счет Украины и Грузии — единственное спасение от этой «угрозы»?

1

— Отношения Европы и России в области энергетики, по моему мнению, характеризуются взаимозависимостью, и в конечном итоге российский производитель и европейский потребитель должны оберегать друг друга, чтобы обеспечить долгосрочные отношения. Несомненно, Россия нуждается в европейских инвестициях для разработки своих природных ресурсов (я имею в виду, в частности, участие Total в разработке Штокмановского газового месторождения, а также возможное участие в капитале компаний — производителей электроэнергии), как и Европа нуждается в энергии из России для работы своей экономики. Исходя из неизбежной взаимозависимости обеих сторон, без сомнения, следует обновить отношения в энергетической области, чтобы сделать их в большей степени рыночными, чем политическими. В этом смысл недавней миссии Клода Мандиля, бывшего директора Международного агентства по энергетике, уполномоченного представителя премьер-министра Франции для подготовки доклада о европейской энергетической политике, которая может быть провозглашена в рамках французского председательствования в ЕС.

Тем не менее, если взаимозависимость и рыночные механизмы должны структурировать отношения в области энергетики, не должны быть забыты их политические и медийные аспекты. Хочу напомнить, что сбои в поставках газа в Европу, случившиеся зимой 2006/07 года из-за споров между Украиной и Россией, вызвали очень большое волнение в Европе и послужили питательной средой для негативной кампании в прессе, направленной против стран, ответственных за эти сбои. Постепенное создание механизмов предварительного оповещения свидетельствует о том, что стороны осознали необходимость соблюдения в первую очередь своих коммерческих обязательств, а политические разногласия могут быть разрешены потом. Кроме того, не только государства, но и предприятия, как европейские, так и российские, должны объяснять свои действия (они уже делают это, но, без сомнения, надо еще больше), чтобы подходить к вопросам энергетики с меньшими эмоциями и недоверием и с большим прагматизмом.

— В июле исполняется пятьдесят пять лет полку «Нормандия—Неман». Какие во Франции запланированы мероприятия в память о героях, сражавшихся вместе с русскими летчиками против фашизма?

— Вы правы, говоря об истории эскадрильи «Нормандия—Неман», которая напоминает о франко-советском братстве по оружию во время Второй мировой войны. Это почетное прошлое служит основой прекрасных отношений сотрудничества между нашими армиями. В частности, мы очень рады качеству нашего сотрудничества в области военно-морских сил.

Только что, 17 апреля, мы отпраздновали шестидесятипятилетие первой совместной воздушной миссии, во время которой французские и советские пилоты в составе 18-го гвардейского полка осуществляли боевое охранение рейда против вражеского нацистского аэродрома. Это празднование пройдет в присутствии четырех французских пилотов истребительного полка «Нормандия—Неман» во время военно-воздушного праздника в Кубинке 12 июня.