Дизайн государственной важности

Анастасия Рослова
29 сентября 2008, 00:00

Промышленный дизайн в Голландии считается стратегическим направлением национальной экономики. Художников в этой стране любят, поддерживают и стимулируют

Первого октября в Москве открывается выставка «Новый голландский дизайн». Туда можно сходить не только поклонникам этого вида искусства, но и тем, кто хочет лучше понять менталитет загадочных голландцев. На их родине всегда ветрено и почти всегда дождливо, а местный ландшафт не отличается разнообразием: плоские равнины и каналы. Красота, прячущаяся от глаз, не дается без труда, даром. И все же, несмотря на непростые условия и весь свой прагматизм, голландцы никогда не соглашались обходиться без прекрасного. Может быть, поэтому в свое время они серьезно занялись выращиванием тюльпанов. И по той же причине когда-то подарили миру братьев Ван Эйк, Брейгелей, Рубенса, Ван Дейка и Рембрандта.

Сегодня голландцы делают самый провокационный и запоминающийся дизайн. В Нидерландах создана школа промышленного дизайна, которая уже стала второй в мире после итальянской. Среди выпускников звезды с мировыми именами — Марсель Вандерс, Хелла Йонгериус, Торд Бонтье, Юрген Бей. Их работы — это всегда неожиданное решение, найденное с юмором и воплощенное в минималистских формах.

Голландский дизайн определяют словами «суперкреативно», «crazy» и «fun». Сами дизайнеры говорят о своих творениях как об арт-объектах, навеянных культурной средой.

Сегодня ни одна международная выставка дизайна не обходится без участников из Голландии. Их работы — на стендах итальянских, французских и швейцарских компаний, на экспозиции молодых талантов. Но больше всего их будет в каком-нибудь альтернативном выставочном пространстве, таком, например, как Zona Tortona в Милане. Здесь и места больше, и публика другая: готовая воспринимать эксперименты с формами и размерами привычных вещей.

На чердак за идеей

Как узнать голландский дизайн? Несмотря на глобализацию, которая медленно, но верно охватывает и мир искусства, у голландского дизайна по-прежнему есть свое лицо: его черты складываются из тех приемов и техник, которыми пользуются мастера. Одна из них — переосмысление классики.

1

Свалить все стили в общий котел, перемешать, достать несколько наугад и соединить в одном предмете — эти правила постмодернистской игры знакомы сегодня дизайнерам по всему миру. Голландцы, перенеся игру на свою землю, ее элементами сделали свои национальные искусства и ремесла. Излюбленный объект — делфтский фарфор. Традиционные корабли и мельницы, а также другие мотивы делфтской росписи есть в работах практически каждого дизайнера. Хелла Йонгериус, например, использовала их в коллекциях Delfts Blue B-set и Soup Set. Марсель Вандерс украшает синей росписью свои инсталляции и предметы мебели. Другой источник вдохновения и идей — классическая живопись: ее так же раскладывают на части, превращают в принты и орнаменты и обыгрывают всевозможными образами.

К голландским дизайнерам вообще применима поговорка про все новое, которое на самом деле — старое. На чердаках и антресолях они отыскивают старинные материалы и описание технологий (производство керамики, вышивка и вязание) и активно используют находки в своих работах. Сегодня уже легендарный Тейо Реми, собрав множество старых половиков, сделал из них «Лоскутное кресло», буквально взорвавшее мир дизайна 90-х годов. Чуть позже он же стал автором другого хита — комода из хаотично собранных платяных ящиков. А его коллега Йо Меестерс в дизайне интерьеров использует рубашки — старые и не очень — как межкомнатные перегородки.

Цветы на новой почве

Другой излюбленный элемент голландского дизайна — это традиционный флористический орнамент. В том или ином виде он присутствует в декоративно-прикладном искусстве многих народов. Но популярность в промышленном дизайне цветы получили с легкой руки еще одного невероятно популярного сегодня дизайнера — Торда Бонтье.

Современный дизайн не есть синоним минимализма, а высокие технологии не означают бесчувственности, считает Бонтье. Несколько лет назад он первым предложил использовать флористические мотивы для оформления серьезных предметов мебели. Минималистские по форме стол или диван Бонтье разукрашивал изящными цветочными орнаментами. Нарисованные, вырезанные, плоские и объемные — высаживая цветы щедрой рукой в каждом проекте, Бонтье превратил их в свой фирменный стиль. А заодно и в символ целого направления — эмоционального дизайна. Сейчас сады цветут повсюду: дизайнеры разных стран рисуют их на ткани, стекле и искусственном камне, вырезают по металлу и дереву. Нежные растения украшают диваны и кровати, столы и шкафы. И даже наружные стены домов.

Цветочная тематика близка и другому характерному мотиву голландского дизайна — близости к природе. Жители маленькой страны с конечным запасом природных ресурсов, голландцы одними из первых в мире обратились к экологичному дизайну. Маркировки «Recyclable» (повторно использованный) и «Nature friendly» (дружественный природе) в Голландии встречаются часто, а любимые материалы здесь — алюминий, сталь, дерево, войлок, кожа и переработанный пластик. Предметы получаются простыми и порой кажутся даже грубыми, но ощущения от них остаются самые положительные. Дружбу с природой дизайнеры трактуют не только как экологическую безвредность объектов, но и как источник вдохновения для их создания. Зачем придумывать новые формы, когда они уже есть в природе и их можно просто заимствовать? Так появляются вазы в виде чесночной головки или луковицы, черенка либо нескольких яиц, зеркала в виде птиц и ковры в форме зайца или бегемота, птицы в облаках как сюжет для рисунка на ткани. Ну и, конечно, что за дружба с природой без заботы о братьях меньших? Поэтому голландцы делают даже дизайнерские кормушки для птиц.

Шутки юмора

Другая интересная особенность голландцев в том, что с самыми серьезными лицами они могут делать самые безрассудные и комичные вещи. Например, из нити и смолы создают огромные кружевные предметы, функциональные и декоративные. Или придумывают забавных мутантов так называемых офисных животных: столы, стулья и всевозможные офисные принадлежности в виде странных живых существ. Или обливают смолой стулья, чтобы те выглядели как ледяные, делают книжные полки из детских качелей, а столовые приборы — из игрушек.

2

Юмор, по словам самих дизайнеров, — это, может быть, одна из главных характеристик голландского дизайна. По сути, не изобретая велосипеда, они переосмысливают объекты окружающего мира, предполагая, как еще они могли бы выглядеть. И ответ всегда вызывает улыбку. До конца не понятно, чем обусловлено такое веселье: довольно унылыми климатическими условиями или общим благосостоянием страны, когда ее жители могут позволить себе относиться к жизни легко и с юмором. Но юмор важен для голландцев и тогда, когда речь заходит об основных принципах хорошего дизайна. Юмор, улыбка, смех — это еще и интернациональный язык, понятный каждому. И если дизайнерский проект сделан с юмором, то это почти 100% успеха, ведь он будет воспринят с улыбкой.

Пытаясь смоделировать образ типичного голландского дизайнера, сталкиваешься с тем, что он и художник, и технократ, и режиссер, и клоун одновременно. Дизайнер общается посредством своих работ, жонглируя для их создания всеми средствами — от старинных методов плетения кружев до нанотехнологий. В отсутствие монополии и цензуры на искусство любой мастер из любого города Нидерландов может сказать свое слово.

И в этом дизайнеров поддерживают сверху: развитие дизайна в этой стране — дело государственное. В каждом большом городе существует свой колледж или университет дизайна. Наиболее известные — Дизайн-академия Эйндховена, Школа искусств Утрехта и Королевская академия искусств Гааги. Студентам предоставляется возможность участвовать в национальных выставках и конкурсах, которые проходят в общественных местах. Победители отправляются на стажировки в Милан, Лондон и Париж или участвуют в международных выставках дизайна. Голландское правительство не скупится на гранты и стипендии: на продление обучения или на открытие собственного дела. Все более или менее крупные госструктуры имеют специальные подразделения, ответственные за дизайн и привлекающие к сотрудничеству как именитых мастеров, так и начинающих дизайнеров. И креативный подход, порой весьма провокационный, здесь ценится и одобряется.