Экзамен на зрелость

Москва, 20.10.2008
«Обзоры стран» №6 (28)
Чехия обладает одной из самых успешных экономик среди новых членов Евросоюза. Слагаемые успеха — компактность страны и ее историческая интегрированность в европейское культурное и экономическое пространство

Совместный проект журнала «Эксперт» и посольства Чешской Республики в России

Четырнадцатипроцентный ежегодный рост объема экспорта, продолжающийся уже третий год подряд 4,5–6,5-процентный рост ВВП, а также произошедший лишь за год двукратный рост профицита торгового баланса позволяют с уверенностью сказать, что экономика Чешской Республики демонстрирует устойчивый и динамичный рост. Географическое положение Чехии, чьи основные экономические районы расположены в непосредственной близости от немецкой и австрийской границ, историческая принадлежность к западноевропейскому политическому, экономическому и культурному пространству, а также компактность страны (население — всего 10,4 млн человек, в 3,6 раза меньше соседней Польши) сделали Чехию страной, идеально встраиваемой в объединенную Европу. Согласно докладу, подготовленному DB Research, исследовательским подразделением Deutsche Bank, ВВП Чехии на 65% создается внешнеторговыми операциями (для сравнения: у Германии этот показатель составляет 35%).

Основным внешнеторговым партнером Чехии является Германия: на нее приходится 30% чешского экспорта и 28% чешского импорта. Фактическая интеграция Чехии в экономическое пространство Германии стала залогом ее устойчивого экономического роста на протяжении последних лет. Реальный ВВП Чехии рос в 2006-м и 2007 годах на 6,3 и 6,5% соответственно. Прогноз роста на 2008 год несколько ниже, 4,8%, однако он все равно серьезно превышает показатель по старым членам ЕС — около 1,6%.

Сегодня именно в Чехии располагаются наиболее эффективные экономические кластеры Восточной Европы: в Праге и ее окрестностях производительность труда существенно превышает среднеевропейские показатели, в среднем же по стране этот показатель составляет 54% от уровня старых членов ЕС.

Парадоксы роста

Некоторое замедление темпов роста отчасти объясняется началом общемирового экономического кризиса. Но именно отчасти: есть и сугубо местные причины. Парадокс состоит в том, что замедление связано прежде всего с экономическим успехом Чехии.

До недавнего времени стоимость чешской рабочей силы по сравнению с западноевропейскими странами была довольно низкой. Теперь же уровень жизни, а значит, и затрат на зарплату, здесь значительно вырос. Доход на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности валют, составляет сегодня 64% от среднего уровня по старым членам Евросоюза (для сравнения: в Болгарии и Румынии этот показатель чуть выше 30%, в Польше — 42%, в Венгрии — 51%) и продолжает расти. Согласно прогнозам DB Research, по этому показателю Чехия догонит Западную Европу уже через 12 лет — к 2020 году. Таким образом, столь отрадный факт, как рост благосостояния населения, представляет определенную проблему для традиционных иностранных инвесторов, в первую очередь австрийских и германских: Чехия больше не является страной с дешевой рабочей силой.

Трудностью роста чешской экономики стал и еще один атрибут экономического успеха — растущая местная валюта. Укрепление кроны, продолжающееся с кратковременными перерывами с конца 2003 года (за этот период крона выросла относительно евро на 13,5%), может привести к снижению конкурентоспособности чешских компаний по сравнению с зарубежными конкурентами, особенно с работающими в долларовой зоне. Явлением того же порядка оказался рост цен на недвижимость. В период с 1 января 1998 года индекс цен на недвижимость в Чехии увеличился в два с половиной раза — это выше аналогичного среднего показателя среди старых членов Евросоюза.

Подобная картина наблюдается и в области зарубежных инвестиций. В недавнем прошлом Чехия провела весьма успешную приватизацию и привлекла изрядные объемы средств из-за рубежа. Свыше 90% чешских банков находятся в собственности иностранных компаний. (В Венгрии и Болгарии таковых около 80%, в Польше и Румынии — чуть меньше 70%.) В промышленном секторе Чехии доля участия иностранного капитала составляет около 50%. После столь успешного начала привлекать капитал в страну становится труднее.

Цена успеха

Аналитики считают, что сложности, с которыми сталкивается чешская экономика, отчасти вызваны завершением периода, характерного для развивающейся страны. Теперь Чехии необходимо выработать новую экономическую стратегию, найти свое место среди развитых европейских экономик. Одним из направлений новой стратегии является повышение объемов инвестиций в разработки современных технологий. В период с 1995-го по 2006 год объем инвестиций в наукоемкие технологии вырос здесь с 1 до 1,6% ВВП, что является лучшим показателем среди новых членов ЕС (показатель 2006 года в Венгрии составляет 1% от ВВП, в Болгарии, Польше и Румынии — от 0,45 до 0,5% ВВП, для старых членов ЕС — 2% ВВП).

Другой эффективный инструмент — гибкая фискальная политика. Сегодня одной из самых сильных сторон чешской экономики, дающих ей преимущества по сравнению с соседними странами, являются крайне низкие ставки налогов. И это преимущество Чехия продолжает развивать. В рамках налоговой реформы налог на прибыль предприятий был снижен с 1 января 2008 года с 24 до 21%. В 2009 году ставку налога планируется снизить до 20%, а в 2010 году — до 19%. С 1 января 2008 года в стране была также введена плоская ставка налога на доходы физических лиц — 15%. С 2009 года планируется снизить ее до 12,5%, что сделает Чехию еще более привлекательной для граждан Германии и Австрии, где налоги на доходы порой достигают 50%.

Новая стратегия начинает приносить новые плоды. Чешским компаниям, работающим в сфере промышленного производства, уже сегодня удается по многим показателям переигрывать немецких конкурентов — даже если речь идет о материнских компаниях. Например, дочернее предприятие немецкого Volkswagen, чешская Škoda, используя преимущества пока еще относительно более дешевой чешской рабочей силы и устанавливая на свои машины новейшие разработки Volkswagen, на выходе добивается лучшего соотношения цены и качества, что уже не раз вызывало гнев топ-менеджеров Volkswagen. В 2009 году Škoda планирует впервые произвести более 1 млн автомобилей, увеличив при этом выручку на 12%. Один из основных акционеров VW Фердинанд Пиех уже назвал политику менджемента Škoda «каннибализмом внутри концерна»; немецкая же автомобильная пресса рукоплещет планам Škoda, расходясь лишь в оценках того, через год или через два чешские автомобили окончательно сравняются с Volkswagen по качеству, продолжая опережать их по цене.

По-прежнему в цене

Несмотря на то что Чехия уже переросла статус развивающейся экономики, многие зарубежные компании продолжают рассматривать ее как интересную площадку для инвестиций. Так, сейчас в самом разгаре конкурс на покупку 100% акций пражского аэропорта. По данным чешского министерства транспорта, интерес к приобретению аэропорта, стоимость которого оценивается не менее чем в 4 млрд евро, проявили 65 зарубежных компаний, в том числе немецкая компания Fraport, владеющая франкфуртским аэропортом, немецкая же Hochtief Airports, австрийский оператор венского аэропорта Flughafen Wien, австралийская Macquarie Airport, а также французский оператор Aeroports de Paris.

В свете постоянного роста покупательной способности населения чешский рынок выглядит особенно перспективным для зарубежных торговых сетей. Немецкая группа Rewe еще в ноябре 2006 года приобрела 96 филиалов чешской сети Delvita, интегрировав их в принадлежащую ей сеть Billa, которая работает на территории Чехии. Сейчас Rewe собирается приобрести 146 филиалов сети Plus — еще одной немецкой компании. Если это слияние будет одобрено Еврокомиссией, Rewe станет лидирующей, причем с большим отрывом, сетью недорогих супермаркетов в Чехии.

Другое перспективное направление инвестиций зарубежных компаний — обкатка на небольшом чешском рынке перспективных бизнес-моделей. Так, с 2007 года немецкая сеть магазинов бытовых товаров Schlecker управляет в Чехии сетью Droxie — магазинов бытовых товаров, предлагающих также лекарственные товары. Приобретение Droxie позволяет Schlecker не только закрепиться на быстро растущем и еще недостаточно консолидированном чешском аптечном рынке (пять крупнейших сетей владеют лишь 40% рынка; в странах ЕС этот показатель в среднем составляет 80–90%), но и попробовать себя на аптечном рынке. Дело в том, что архаичное немецкое законодательство не позволяет концернам заниматься аптечным бизнесом, однако ожидается, что в ближайшее время это ограничение будет снято, и тогда Schlecker сможет использовать в Германии свой чешский опыт.

В целом чешская экономика продолжает показывать весьма здоровый рост. Страна успешно прошла первые этапы интеграции в экономику Евросоюза, и с экономической точки зрения она в большей степени, чем другие восточноевропейские страны, готова к введению евро (политическое решение, однако, еще не принято). А идущая сейчас трансформация экономики Чехии, призванная повысить роль наукоемких технологий и снизить зависимость от дешевизны рабочей силы, сможет укрепить устойчивость экономического роста.

 

Новости партнеров

    «Обзоры стран»
    №6 (28) 20 октября 2008
    N06 (28) 20 октября
    Содержание:
    Не всем нужен «мерседес»

    Чешское оборудование, хорошо знакомое российским производителям с советских времен, популярно и сегодня. При хорошем качестве оно стоит дешевле немецкого. О том, почему чешскую компанию Alta любят в российских регионах, «Эксперту» рассказал ее президент Владимир Плашил

    Реклама