Хмельной синдром

Москва, 20.10.2008
«Обзоры стран» №6 (28)
Из-за резкого повышения цен на солод и хмель обороты чешских пивоварен внутри страны растут очень медленно. Поэтому компании делают ставку на экспорт

Совместный проект журнала «Эксперт» и посольства Чешской Республики в России

В 2008 году чешское пиво может подорожать почти на 25%. Цены на этот напиток, который называют национальным достоянием Чехии, начали стремительно расти еще в прошлом году, что было вызвано быстрым подорожанием традиционного пивного сырья — хмеля и солода.

Чешское пиво не зря считается одним из лучших в мире: в этой стране сложились уникальные условия для его производства. Почвы, не отличающиеся особым плодородием, оказались очень подходящими для выращивания хмеля. Чехия занимает третье место в мире после Германии и США по производству этого растения. Небольшой городок Жатец, расположенный неподалеку от Праги, сотни лет поставляет хмель высокого качества всем пивоваренным заводам страны. Кроме того, в Чехии нет проблем с артезианской водой, поэтому вкус пива отличается особой мягкостью.

В подтверждение уникальных качеств чешского напитка Еврокомиссия недавно поддержала проект, согласно которому словосочетание «чешское пиво» регистрируется в Торговом бюллетене Евросоюза и становится охраняемой торговой маркой. Таким образом, никакая другая компания, кроме чешской, теперь не имеет права использовать это название для продвижения своей продукции.

Мало ячменя

Уверенное лидирующее положение Чехии как крупнейшего в мире поставщика пива тем не менее может сильно пошатнуться из-за сегодняшнего роста цен на ячмень, из которого обычно производят солод.

По признанию чешских пивоваров, нынешний кризис — самый серьезный за всю историю пивоварения. По данным ведущей чешской пивоварни и крупнейшего экспортера чешского пива компании Plzensky Prazdroj (входит в международный холдинг SABMiller и производит пиво, в том числе под марками Pilsner Urquell и Velkopopovicky Kozel), цены на чешский осоложенный ячмень выросли в 2007 году вдвое по сравнению с 2006 годом. Представитель Plzensky Prazdroj Иржи Маречек пояснил «Эксперту», что 2006-й и 2007 годы оказались для ячменя неурожайными, а плохой урожай ячменя и хмеля и есть причина критической ситуации, сложившейся в отрасли.

Повышение стоимости ячменя — явление не столько местного, сколько общеевропейского масштаба, которое обусловлено растущим дефицитом этой культуры. Отчасти цены на сырье растут в силу того, что на развивающихся рынках, особенно в Китае, заметно увеличилось потребление зерновых. Вдобавок значительная часть сельскохозяйственных культур стала перерабатываться в биологическое топливо — биоэтанол. Непосредственно в Чехии кризис в значительной мере вызван изменениями климата, которые наблюдаются уже не первый год и приносят стране неурожаи злаковых культур: скачки температуры воздуха, в последнее время ставшие частым явлением, мешают выращивать качественное сырье.

Традиционно цены на пиво производители устанавливают в начале года, однако сырьевой кризис вынудил Plzensky Prazdroj перенести повышение с января 2008-го на осень 2007 года. В результате цены на все пивные бренды этой пивоварни поднялись в среднем на 8%. И, как признаются пивовары, дальнейший рост неизбежен.

Между тем чешские пивоварни, по их собственным заявлениям, не могут перейти на импортные культуры: во многом как раз благодаря местному сырью потребители высоко ценят чешское пиво. Перейти на импорт означает для чешских пивоваров снизить качество своего продукта.

Но чехам все-таки придется искать замену ячменю, если в ближайшие годы ситуация с ним не улучшится. Согласно данным чешского исследовательского центра пивоварения в городе Брно, изменения климата сказываются не только на урожайности чешского ячменя — постепенно меняются и его потребительские качества. Пока это еще не очень заметно, но в будущем вкус пива может ухудшиться. А значит, традиционному ячменю необходимо искать замену. В прошлые столетия, когда случались неурожайные годы, в Чехии варили пиво даже из овса. Теперь, возможно, экспериментировать придется и с более экзотическим сырьем, например со среднеазиатским горохом.

Консервативный рынок

По словам Иржи Маречека, чешские любители пива очень консервативны. За последние годы потребление как было, так и осталось на уровне 160 литров на одного чеха: это самый высокий показатель среди всех стран мира.

Чтобы расширить рынки сбыта и при этом стать самыми высокотехнологичными компаниями, чешские пивоварни уже с начала 2000-х годов были вынуждены расстаться со своей независимостью и войти в состав таких глобальных корпораций, как SABMiller и Sun InBev. Это, впрочем, не гарантировало им укрепления позиций на местном рынке Чехии, скорее наоборот: конкуренция росла год от года.

Сегодня, чтобы лидировать на чешском рынке, компаниям приходится искать новые ниши и придумывать нестандартные ходы. Так, Plzensky Prazdroj сделала ставку на развитие премиального сегмента. Комментируя финансовые показатели прошлого года, председатель совета директоров этой пивоварни Майк Шорт отметил, что продажи пива под брендом Pilsner Urquell в премиальном сегменте выросли на 3%, Kozel 11° — почти на 50%, а безалкогольного Radegast Birell — на 44%. При этом спрос на дешевые сорта пива — Klasik и Primus — упал на 8%. Эти цифры свидетельствуют о том, что в потребительских предпочтениях произошел очевидный сдвиг в пользу более дорогого пива.

Еще одна ниша, где продажи чешских пивоварен продолжают набирать обороты, — безалкогольные сорта. По данным второй крупнейшей чешской пивоварни Budweiser Budvar, в 2005 году в Чехии было продано 10,2 тыс. гектолитров безалкогольного пива, а в 2007 году уже 18,8 тысячи. Рост популярности объясняется не только тем, что такое пиво могут пить автомобилисты, но и растущей заботой чехов о своем здоровье. Безалкогольное пиво содержит на две трети меньше калорий, чем обычное.

Стоит отметить, что относительно комфортно на чешском рынке чувствуют себя небольшие локальные пивоварни, которые не входят в крупные международные концерны, не конкурируют с ними за массового потребителя и не стремятся завоевать международные рынки. Самых известных сортов чешского пива не больше пятнадцати, однако наряду с ними даже в небольших чешских городках варят пиво по собственным рецептам. Все сорта различаются и по вкусу, и по способу приготовления. В последнее время такие сорта приобретают все большую популярность как среди жителей Чехии, так и среди туристов.

Ставка на экспорт

Несмотря на рост цен и консервативный внутренний рынок, дела у чешских пивоваров идут весьма неплохо. Причина — постоянно увеличивающийся экспорт. В 2007 году оборот Plzensky Prazdroj вырос до 6,27 млрд евро, причем экспорт вырос на 7% (продукцию пивоварни закупают 50 государств), а продажи компании на чешском рынке поднялись всего на 0,5%. Наращивать оборот внутри страны сейчас гораздо сложнее, чем за рубежом, поскольку чешский пивной рынок уже давно насыщен и поделен между чешскими пивоварнями.

На зарубежные рынки чешское пиво попадает двумя путями: через прямые экспортные поставки с чешских заводов или за счет местного производства. Больше всего пива вывозится в Германию — 41% экспорта, а также в Словакию, Великобританию и Соединенные Штаты. Вместе с тем большинство чешских пивоваров признает, что более целесообразным является производство на местах, поскольку это позволяет существенно сократить затраты на транспортировку.

Plzensky Prazdroj экспортирует пиво под маркой Velkopopovicky Kozel. По данным SABMiller, ежегодный оборот Velkopopovicky Kozel в течение последних пяти лет увеличивался более чем на 25%. Благодаря поддержке этой международной корпорации Velkopopovicky Kozel перешел из класса локальных брендов в класс региональных, европейских, и продается сегодня в 25 странах. В год производится около 2,5 млн гектолитров этого пива, причем наибольший спрос отмечен на тех рынках, где оно изготавливается на местных заводах, особенно в России, Словакии и Венгрии. Россия для Kozel — самый крупный рынок с местным производством: в прошлом году здесь был продан 1 млн гектолитров пива этой марки. Кроме того, в России Kozel — самое продаваемое чешское пиво. Крупнейшим экспортным рынком для марки Kozel остается Финляндия.

Экспорт пивоварни Budweiser Budvar вырос в 2007 году почти на 6%. Одноименный напиток традиционно поставляется в Германию, Великобританию, Словакию, Австрию и Россию, причем продажи в России постоянно растут. Кроме того, в минувшем году благодаря сотрудничеству с глобальными пивными корпорациями Carlsberg и Anheuser-Busch компания Budweiser Budvar впервые вышла на три новых рынка — в Южную Корею, Бразилию и Албанию.

На экспорт ориентируется и еще один известный чешский бренд — Staropramen, которым владеет другой крупнейший мировой производитель — корпорация InBev. Основные экспортные поставки Staropramen идут в Германию, США, Великобританию и Россию. На чешском рынке это пиво занимает около 7%, в то время как на российском за последние три-четыре года его оборот увеличился на 200%.

Новости партнеров

    «Обзоры стран»
    №6 (28) 20 октября 2008
    N06 (28) 20 октября
    Содержание:
    Не всем нужен «мерседес»

    Чешское оборудование, хорошо знакомое российским производителям с советских времен, популярно и сегодня. При хорошем качестве оно стоит дешевле немецкого. О том, почему чешскую компанию Alta любят в российских регионах, «Эксперту» рассказал ее президент Владимир Плашил

    Реклама