Не всем нужен «мерседес»

Сергей Василенко
20 октября 2008, 00:00

Чешское оборудование, хорошо знакомое российским производителям с советских времен, популярно и сегодня. При хорошем качестве оно стоит дешевле немецкого. О том, почему чешскую компанию Alta любят в российских регионах, «Эксперту» рассказал ее президент Владимир Плашил

Совместный проект журнала «Эксперт» и посольства Чешской Республики в России

— Чем занимается ваша компания на российском рынке?

— Наша специализация — тяжелое машиностроение, техника для добывающих отраслей, энергетика, в том числе атомная, оборудование по выпуску стройматериалов. Мы не просто поставляем оборудование, а предлагаем технические решения. С нашими партнерами мы не обсуждаем, какой им нужен станок, мы просим, чтобы нам дали деталь, которую необходимо изготовить. И после этого приходим с комплексным решением. Наши специалисты готовят техническое решение, наши коммерсанты обсуждают коммерческую сторону дела, и заодно мы обеспечиваем финансирование. Мы поставляем оборудование, но это не значит, что мы только и ждем конца гарантийного срока, чтобы забыть о клиентах. Наш подход нравится многим партнерам, именно поэтому мы можем похвастать такими клиентами, как Уралвагонзавод. С ним мы уже реализуем проект комплексной модернизации производства, который оценивается в миллиард евро. Другой наш крупный российский клиент — Магнитогорский металлургический комбинат, с которым в июле 2008 года мы подписали меморандум о заключении крупнейшего в истории Восточной Европы контракта о сотрудничестве по строительству Приоскольского ГОКа.

— В каких еще странах присутствует Alta?

— Мы работаем в некоторых государствах СНГ: на Украине, в Белоруссии. Кроме того, в последнее время мы активно наращиваем связи с Вьетнамом. В этой стране мы работаем третий год, занимаемся поставками оборудования для горнодобывающей промышленности. В текущем году подписан контракт на разработку проекта новой угольной шахты. Если все пройдет удачно, в следующем году мы сможем подписать контракт на комплексную поставку оборудования для всей отрасли. Я доволен тем, что мы преодолели нашу «территориальную ограниченность», и считаю Вьетнам очень перспективной страной.

— Сколько лет вашей компании?

— Точная дата образования компании — 5 марта 1991 года. Мы начинали практически с нуля. Помимо наших знаний, опыта и контактов мы вложили тогда в компанию 140 тысяч крон, по нынешнему курсу это чуть меньше шести тысяч евро.

— Вы начинали работать именно в России?

— Так как я оканчивал Киевский университет, я был хорошо знаком с этим регионом. Поэтому было логично начать работать в России и на Украине. В то время мы были первой частной чехословацкой компанией, открывшей в середине ноября 1991 года официальное представительство в Москве. В Белоруссию мы пришли в 1992 году.

— Как вы оцениваете деятельность Alta в России?

— Результаты 2007 года показывают динамичный рост компании. Я бы хотел особенно отметить начало реализации проекта на Уралвагонзаводе. Нам удалось успешно начать этот проект, и мы надеемся на его успешное завершение. Другой наш проект, в Магнитогорске, поражает масштабами, ведь за последние сорок лет на территории бывшего Союза такого ГОКа, как Приоскольский, построено не было. Мы хорошо осознаем стратегическое значение ГОКа не только для Магнитогорского комбината, но и для всей России. Стоимость проекта — около трех миллиардов евро, в его рамках планируется обустройство карьера, строительство фабрики по переработке руды, обогатительной фабрики. По плану в 2018 году комплекс должен выйти на проектную мощность. Хотелось бы также упомянуть, что оборот компании в прошлом году составил 439 миллионов долларов, по прибыли мы вышли на уровень 11 миллионов долларов.

— У вашей компании хорошие партнерские связи с немецкими машиностроительными предприятиями, такими как Siemens, Liebherr. Используете ли вы их оборудование при выполнении комплексных заказов?

— Мы почти всегда стараемся предлагать нашим партнерам в первую очередь чешскую технику — не каждому нужен «мерседес», иногда может вполне устроить «Шкода Октавия». Например, в проекте модернизации Уралвагонзавода мы поставляем до 40 процентов именно чешского оборудования. Остальное комплектуем западным оборудованием. У нас очень тесные отношения с рядом европейских партнеров — вы назвали Siemens и Liebherr, но есть и другие производители. В процессе реализации проекта Приоскольского ГОКа мы с самого начала рассчитываем на сотрудничество с мировыми лидерами в этой области — компанией Sandvik и другими. Например, в области точных станков для некоторых видов работ существуют запатентованные решения, которых в Чехии не найти, в таком случае мы сразу обращаемся к нашим зарубежным партнерам. Что касается финансирования, мы более десяти лет тесно работаем с государственной страховой компанией EGAP. Вместе с ней мы обеспечиваем финансирование закупок оборудования с участием чешских коммерческих банков. Мы также плотно сотрудничаем с такой государственной компанией, как Чешский экспортный банк. Он участвовал в проекте по модернизации БелАЗа и Уралвагонзавода. Если говорить о финансировании строительства Приоскольского ГОКа, то мы планируем привлечь к сотрудничеству несколько коммерческих банков, а в реализации основной части проекта рассчитываем на поддержку Чешского экспортного банка. В работе с нашими партнерами мы используем также лизинговые схемы — все поставки оборудования для Уралвагонзавода идут через нашу дочернюю компанию в Екатеринбурге «Транспорт — ХХI век», обеспечивающую лизинг для УВЗ.