Совместный проект журнала «Эксперт» и института внешней торговли Италии (И.Ч.Е.), отдела по развитию торгового обмена посольства Италии
О том, как итальянский бизнес борется с кризисом, и о деловом сотрудничестве России и Италии «Эксперту» рассказала президент Конфедерации промышленников «Конфиндустрия» Эмма Марчегалья.
— Как наличие такой организации, как «Конфиндустрия», помогает итальянскому бизнесу решать проблемы, связанные с кризисом? Удалось ли принять какие-либо важные решения по этому поводу?
— Экономический кризис имеет глобальный характер и затрагивает как международную торговлю, так и внутреннее потребление. Для итальянской промышленности, как и для промышленности всех индустриально развитых стран, есть только один путь: повышать свою конкурентоспособность путем капиталовложений в инновации, человеческий капитал и интернационализацию. Правительства могут сделать многое как путем стимулирования роста, так и при помощи мер, направленных на более жесткое планирование государственных расходов. Но решающее значение имеет быстрота действий при четкости и немедленной эффективности решений. Именно в этом русле идут предложения, которые «Конфиндустрия» представила итальянскому правительству. Выбраны три направления: обеспечение «социальных амортизаторов» (механизмов социальной защиты), кредитование предприятий и продвижение новых капиталовложений в инфраструктуру.
— Как предприятия — члены «Конфиндустрии» строят свою политику конкурентоспособности в условиях европейского общего рынка?
— Итальянские промышленные предприятия известны во всем мире высокой долей добавленной стоимости. Качество и инновации всегда являлись основой конкурентоспособности нашего производства. В частности, в последние годы итальянские малые предприятия пошли по пути увеличения размеров, укрепления собственной финансовой структуры и капиталовложений в продукцию и технологический процесс. Они пошли по пути, который позволяет нашей стране успешно конкурировать на мировых рынках и лучше других реагировать на сегодняшний кризис.
— Что изменилось в вашей деятельности с тех пор, как заработал европейский общий рынок? Работать стало легче или труднее?
— Создание общего рынка было одним из наиболее важных результатов, достигнутых европейскими правительствами в послевоенный период. После устранения торговых барьеров и открытия национальных рынков европейские предприятия могут производить и продавать товары в 27 странах — членах ЕС, иметь доступ к рынку почти в 500 миллионов человек и использовать одни из самых передовых в мире условий для ведения бизнеса. Это позволяет получить эффект масштаба и снижать цены, что служит большим преимуществом для ответа на вызовы международной конкуренции.
— Какова политика «Конфиндустрии» в отношении ввоза товаров китайского происхождения в Европу? Удалось ли добиться каких-либо результатов в борьбе с китайским импортом?
— Прежде всего, «Конфиндустрия» — убежденный сторонник принципа свободного рынка. И тем не менее в случае несоблюдения минимальных условий конкуренции мы не можем не действовать вместе с национальными и европейскими институтами, чтобы принять все меры, необходимые для защиты интересов наших предприятий. В случае с Китаем это произошло после либерализации текстильной отрасли в 2005 году, когда по нашему запросу Европейская комиссия установила количественные ограничения импорта этой продукции из Китая до конца 2007 года.
— Каким образом кризис повлиял на китайский импорт? Будут ли приняты какие-то меры в этом отношении? Не захочет ли Италия ввести протекционистские меры ввиду текущей непростой экономической ситуации?
— Принятие ограничительных мер или протекционистский подход не являются самым адекватным способом борьбы с кризисом. Именно торговля и инвестиции должны содействовать росту экономики и занятости, поощряя конкуренцию и внося свой вклад в более эффективное размещение ресурсов. Самый эффективный ответ на вызовы, которые стоят сегодня перед международной экономикой, — правильное глобальное руководство. Завершение Дохийского раунда либо его конкретное движение вперед путем закрытия некоторых фундаментальных разделов, например, стало бы очень важным сигналом и вернуло уверенность предприятиям и потребителям.
— Что предпочитают итальянские предприятия — остаться национальными или стать международными?
— Оставаться итальянскими или становиться международными — это не альтернативный выбор. Работать в глобальном измерении уже стало необходимостью как для итальянских предприятий, так и для предприятий других стран. Инвестиции за рубежом позволяют стабильно отслеживать рынок, использовать конкурентные преимущества, быть ближе к своим покупателям, в какой бы части мира они ни находились. Именно по этой причине «Конфиндустрия» продолжает вкладывать средства в мероприятия, поддерживающие международную направленность работы наших компаний.
— Какие коррективы привнесет кризис в политику тех предприятий, которые уже перенесли свое производство в Китай и другие страны? Не заставит ли он их вернуться в Италию? Как вы считаете, правильно ли было выводить производство из страны?
— Перенесение производства в Китай или другие государства никогда не означало для итальянских компаний ликвидацию производственной базы в нашей стране. Решение о работе на мировом рынке диктуется скорее стремлением к экспансии, чем необходимостью перемещения производства. Отказ только по причине кризиса от рынков, на которые было решено сделать ставку, был бы ошибкой, потому что это не позволило бы воспользоваться подъемом тогда, когда глобальная экономика — надеемся, как можно скорее — опять станет расти.
— Каким образом кризис повлиял на итало-российские экономические отношения? Не собирается ли «Конфиндустрия» изменить приоритеты или саму схему выстраивания отношений с российскими компаниями?
— Опасность того, что текущий экономический кризис вызовет сокращение нашего товарооборота, существует. Но это не скажется на превосходных отношениях сотрудничества, существующих между Италией и Россией, или на желании итальянских компаний внести вклад в их дальнейшее укрепление.
Свидетельством тому служит самое широкое участие в форуме, который «Конфиндустрия» проведет в России 6–8 апреля этого года вместе с Институтом внешней торговли Италии и Ассоциацией итальянских банков. Около девятисот предпринимателей, представителей промышленных ассоциаций и банковской системы входят в состав самой большой делегации, когда-либо представлявшей за рубежом итальянский бизнес.
Во время работы форума в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре и Новосибирске нашим предпринимателям будет предоставлена возможность посетить некоторые из самых крупных промышленных центров Российской Федерации, подробнее познакомиться с основными планами промышленного развития вашей страны в таких отраслях, как инфраструктура, машиностроение, туризм, энергетика, сельскохозяйственная переработка и механизация. А главное — познакомиться на тысячах деловых встреч с представителями российских деловых кругов. Именно деловые встречи, запланированные в каждом из городов, представляют собой первый шаг для установления между Италией и Россией настоящего и прочного стратегического партнерства.
— Каков объем капиталовложений итальянских компаний в России в последние годы? В какие отрасли они были сделаны? Какая отрасль, по-вашему, наиболее перспективна для итальянских инвестиций?
— Наверное, инвестиции являются такой областью отношений между нашими странами, где надо прилагать больше усилий. По последним статистическим данным, более 250 итальянских компаний напрямую представлены в России с оборотом почти 2,5 миллиарда евро. Это значительные цифры, но пока ниже потенциальных. Итальянские компании в России работают почти во всех отраслях промышленности, при этом более высокая концентрация наблюдается в топливно-энергетическом комплексе, авиакосмической отрасли и потребительском секторе.
Среди отраслей, которым необходимо уделить внимание в будущем, можно назвать инфраструктуру и машиностроение. Это основные отрасли для развития современной и конкурентоспособной промышленности в вашей стране, в этих сегментах итальянские компании накопили огромный опыт, ноу-хау и реализаторские способности.
— А в какие отрасли и в каких объемах осуществляли капиталовложения российские компании в Италии в последние годы?
— Мы, безусловно, с большим интересом следим за процессом становления России как страны-инвестора. Такие компании, как «ЛУКойл» или «Северсталь», уже сделали крупные приобретения в Италии, соответственно, в топливно-энергетическом комплексе и металлургии. Благодаря прекрасным отношениям, уже установившимся между нашими предпринимателями, Италия может стать воротами для российских компаний, собирающихся завоевывать европейский рынок. И я надеюсь, что ваши инвестиции в Италии, которые, несомненно, приветствуются, в ближайшие годы будут приумножены.