Философия лидера

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
29 июня 2009, 00:00

Scania в России придерживается долговременной стратегии развития: кризис закончится, и услуги грузоперевозок в стране будут особенно востребованы, убеждены в компании

Совместный проект журнала «Эксперт» и посольства Швеции в России

Один из крупнейших мировых производителей тяжелых коммерческих автомобилей — шведский концерн Scania был в числе первых мировых автопроизводителей, открывших в России собственное производство. За последние семь лет общие инвестиции в различные проекты Scania на территории России составили более 60 млн евро, и даже в условиях кризиса российский рынок остается для Scania одним из приоритетных. Об этом рассказывает генеральный директор компании «Скания-Русь» Ханс Тарделль.

— Шведский концерн Scania уже давно вышел за пределы своей страны и стал интернациональным брендом. В чем особенности развития Scania в России?

— Действительно, деятельность компании Scania, которая известна далеко за пределами Швеции своими тяжелыми грузовыми автомобилями, автобусами, судовыми и промышленными двигателями, сейчас в основном ориентирована на экспорт. Более 90 процентов продукции компании продается за пределами Швеции, также за рубежом осуществляется более половины сборочных работ. В России деятельность Scania началась еще до революции 1917 года, перед Первой мировой войной сюда поставлялись противопожарное оборудование и морские двигатели Scania. А в 1910 году Scania продала в России свой первый грузовой автомобиль. В новейшей истории мы пришли в Россию в 1993 году и сразу, несмотря на тогдашний скепсис многих других автопроизводителей, начали рассматривать российский рынок как один из приоритетных. В 2002 году уже был открыт завод по производству наших автобусов в Санкт-Петербурге. Благодаря такой политике Scania семь лет была лидером по продажам новых тяжелых грузовых автомобилей на российском рынке среди европейских производителей.

— Семь лет собственного производства в РФ — солидный опыт. Особенно если учесть, что другие ведущие автопроизводители в основном начали приходить в Россию со своими мощностями только сейчас. Что вы можете сказать о специфике работы в российских условиях?

— Следует признать, что семь лет назад российский рынок не был еще в полной мере готов к приобретению дорогих западных автобусов, поэтому объемы производства были небольшими. Это в каком-то смысле определило и нашу производственную стратегию в России. Мы стали ориентироваться в основном на частных покупателей — коммерческие компании, а производство сосредоточили на выпуске городских и междугородних автобусов. Но со временем наши ожидания оправдались — рынок коммерческих автомобилей в России начал динамично развиваться, и продукция компании пользуется здесь все большим спросом. Объемы нашего производства сейчас достигают нескольких сотен автобусов в год, на улицах Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Самары и других крупных российских городов работают более 800 автобусов Scania. Кроме того, автобусы Scania из Санкт-Петербурга поставляются не только на российский рынок, но и в Швецию, Данию, Норвегию, Голландию, Казахстан и на Украину. Также очень важный для нас момент — это то, что за семь лет с момента запуска завода доля комплектующих российского производства, удовлетворяющих высоким стандартам качества Scania, значительно увеличилась. В целом же мы инвестировали в различные проекты в России уже более 60 миллионов евро. И уверены, что со временем не только расширим выпуск автобусов, но и запустим производство грузовиков.

— Как кризис отразился на деятельности Scania, в том числе в России?

— Как вы знаете, большинство автопроизводителей сегодня просто борются за выживание. При этом производство коммерческого транспорта пострадало особенно сильно — выпуск коммерческих автомобилей в мире сократился более чем на 80 процентов, при том что выпуск машин легковых упал на 60 процентов. Такая разница связана с тем, что покупатели легковых автомобилей — это в первую очередь частные лица, и потребительский спрос здесь обусловливается уровнем личных доходов. А спрос на автобусы и грузовые автомобили напрямую связан с деловой активностью в стране, а значит, с интенсивностью промышленности и в целом с экономической и финансовой ситуацией в мире. Сейчас многие транспортные и инфраструктурные проекты оказались заморожены, и это отрицательно сказывается на востребованности коммерческого транспорта, в том числе в России, где спрос вернулся к уровню 2002 года. С другой стороны, когда кризис закончится, производители грузовиков смогут быстрее встать на ноги, чем те, кто выпускает легковые автомобили. Ведь с оживлением промышленности резко растет потребность в услугах в области логистики.

— У многих автопроизводителей из-за падения спроса в России появился большой «склад» — затоваренность непроданными автомобилями. Существует ли подобная проблема у Scania?

— Как у многих других автомобильных компаний, у нас есть склад новых автомобилей в России, который надо реализовать, но мы не считаем это своей основной задачей. Мы уверены, что даже в условиях кризиса нужно быть нацеленным на дальнейшее развитие на российском рынке. Наша главная цель сегодня — помочь нашим клиентам и тем самым оказать поддержку транспортному бизнесу. Мы пытаемся по возможности облегчить ситуацию нашим покупателям в том, что касается использования коммерческого транспорта. Например, разрабатываем специальные программы, направленные на помощь в приобретении нашей техники. Еще в 2001 году было открыто ООО «Скания Лизинг», и это была первая в России лизинговая компания среди наших конкурентов, которая начала финансировать приобретение автобусов и грузовых автомобилей. Другое важное направление — упрощение и сокращение затрат на обслуживание нашей техники. В России уже функционирует 30 дилерских центров Scania, и мы не отказываемся от своего докризисного плана: открывать по пять-десять новых дилерских центров в год. До конца года, например, мы откроем еще два таких центра — в Тюмени и в Перми. Надо сказать, подобная тактика поддержки клиента уже начинает приносить плоды. В первом квартале 2009 года мы сумели не только избежать убытков, но и получить небольшую прибыль.

— Некоторые маркетологи говорят об особых моделях бизнеса шведских компаний. С точки зрения менеджмента есть ли у Scania и других крупных компаний Швеции некое «особое оружие», позволяющее преодолевать кризис?

— Во время всех предыдущих кризисов, похожих на нынешний, мы закалялись и после кризиса становились еще сильнее. Мне кажется, один из важных факторов, позволяющих быстро адаптироваться к сложной экономической ситуации, — внутренняя культура работников компании. У Scania очень глубокие исторические корни. Компания появилась в 1891 году и изначально была ориентирована на потребителя. В ней есть так называемые common values — общие ценности, особенно активно они начали формироваться в 1960-е. Тогда специалисты Scania путешествовали по миру, были в Японии, смотрели, как работает, например, Toyota — и взяли на вооружение некоторые принципы: когда каждый работник мотивирован, болеет за финальный результат не меньше генерального директора и по-настоящему пытается решать проблемы.

— Подобный подход, на ваш взгляд, характерен для всех шведских компаний?

— Не думаю, что это чисто шведский феномен. Я работал в других шведских компаниях, где такой внутренней культуры не было. Эта особая культура рождена именно в Scania, и она необычна даже для Швеции. В нашей компании практикуется принцип многофункциональности — это когда каждый работник чувствует свою личную, индивидуальную ответственность за конечный результат. Если что-то идет не так, человек, условно говоря, поднимает руку и сообщает всем: возникла трудность, ее необходимо решить.

Возможно, это результат того, что Scania всегда была в жесткой конкуренции с другим шведским производителем, и, чтобы быть впереди, важно было сформировать дух лидерства внутри компании. Поэтому мы считаем, что наше главное антикризисное оружие с точки зрения менеджмента — это в первую очередь мотивация людей, их сила, ответственность и отношение к собственному делу, и только во вторую — инвестиции, реструктуризация и так далее. Любые предложения и идеи сотрудников нашей компании должны быть выслушаны и осмыслены, мы считаем, что не бывает глупых идей. Их надо принимать во внимание, и компания от этого никогда ничего не потеряет, а только выиграет. Ну а в целом три главные ценности нашей компании таковы: первая — потребитель, он для нас стоит на самом важном месте, вторая — уважение к личности работников компании, третья — качество продукции. Успешное развитие Scania последние несколько десятков лет свидетельствует о том, что принципы эти верны.