Промышленность должна остаться

Сергей Сумленный
26 октября 2009, 00:00

Самая густонаселенная федеральная земля Германии, Северный Рейн-Вестфалия, преодолевает последствия кризиса и активно привлекает иностранных инвесторов

Корреспондент «Эксперта» побеседовал с Петрой Васснер, исполнительным директором компании NRW-Invest, которая занимается сопровождением предпринимателей, желающих работать на территории Северного Рейна-Вестфалии.

— Госпожа Васснер, Северный Рейн-Вестфалия — одна из самых развитых с экономической точки зрения федеральных земель Германии. Зачем ей вообще нужна региональная компания, занимающаяся привлечением инвестиций?

— Мы ведем активную конкурентную борьбу за инвесторов и хотим остаться промышленной территорией, а не только сектором услуг. Каждый год мы приводим в регион около 120 компаний, которые открывают здесь свои представительства, начинают продавать продукцию, запускать производство и так далее. Мы предлагаем им полный сервис — начиная с выбора места и заканчивая помощью в получении разрешений, улаживании бумажных вопросов, получении виз и разрешений на пребывание. В общем, решаем бюрократические проблемы.

— Вы сказали, что вашей целью является сохранение промышленного потенциала региона. Но в каких отраслях заключен этот потенциал? В свое время регион был славен сталью и углем…

— Сталь и уголь ушли в прошлое. Сегодня у нас сильно развиты химическая и фармацевтическая отрасли. Одним из главных работодателей остается автомобильная промышленность, очень важно производство электроники, в том числе для автомобилей. Разумеется, мы делаем ставку на новые технологии: регенеративные технологии в энергетике, микро- и нанотехнологии, биотехнологии. Все это мы поддерживаем, в частности через стимулирование университетов и исследовательских центров. И это привлекает компании со всего мира, они открывают здесь свои исследовательские центры.

Сегодня, несмотря на последствия экономического кризиса и сокращение ВВП региона в первом квартале 2009 года на 3,5 процента, у нас вновь оживляется экономическая активность. Рост во втором квартале составил 0,3 процента, а Ifo повышает индекс для Северного Рейна-Вестфалии уже третий раз подряд.

— В этом контексте большое население вашей федеральной земли — это, наверное, сильная сторона?

— Это очень сильная сторона нашей экономики. Внутренний рынок Северного Рейна-Вестфалии — это 18 миллионов жителей. Наш регион генерирует четверть покупательной способности населения Германии — это гораздо выше среднего по стране уровня. В радиусе же 500 километров мы имеем еще 150 миллионов человек населения ЕС, которые, в свою очередь, составляют 45 процентов покупательной способности Евросоюза. Так что это отличное место с точки зрения логистики. Именно поэтому иностранные компании так охотно приходят сюда. Половина крупнейших энергетических концернов из индекса DAX имеют свои штаб-квартиры у нас в регионе: достаточно вспомнить RWE, Eon. Мы очень сильны в страховой отрасли: в Кельне развился кластер страховых компаний, там сконцентрированы крупнейшие страховщики. И у нас не только высокая плотность населения, у нас высокая плотность компаний — в регионе их зарегистрировано более 700 тысяч.

— За прошедший год в вестфальском городе Бохум закрылся завод Nokia, а вот Opel продолжает работать. Ваша компания участвовала в переговорах о судьбе этих предприятий?

— Мы участвовали в переговорах по Nokia и не участвовали в обсуждении судьбы Opel, так как это в основном был проект федерального правительства. По Nokia мы совместно с министерством экономики нашли инвестора, который купил территорию завода, и этот инвестор уже нанял больше половины бывших сотрудников Nokia. Мы также привлекли канадскую компанию RIM, производителя смартфонов BlackBerry. RIM перенесла в Бохум свое исследовательское подразделение, потому что здесь было достаточно бывших сотрудников Nokia. Чтобы поддержать Бохум, правительство федеральной земли выступило с инициативой Growth for Bochum, «Рост для Бохума», и вместе с городскими властями мы продвигаем этот проект на международной арене, чтобы создать дополнительные места в рамках проектов на базе бывшего завода Nokia.

— Есть ли среди этих компаний российские?

— В нашем регионе зарегистрировано около 300 российских компаний. Они работают в области машиностроения, химической промышленности, торговли сырьем — рудой, древесиной — и так далее. Есть компании, которые занимаются IT-технологиями, логистикой. Часто российские инвесторы заинтересованы в покупке немецких предприятий или в участии в их капитале. Например, российский металлургический концерн «Мечел» купил вестфальскую HBL Holding, занимающуюся продажей металлопродукции. Другой пример — компания OptoGan: русские инвесторы, работающие с нано- и микротехнологиями, пришли в Дортмунд и разрабатывают светодиоды. Это тоже очень интересное приобретение, потому что в Дортмунде русские участвуют в имеющемся нанотехнологическом кластере. Вообще, в биотехнологиях, в нанотехнологиях русские стали более активны, они развивают свою продукцию и продают ее на европейском рынке. Это компании в основном из Москвы, но есть также из Петербурга, Новосибирска — все они растут и активно расширяют свою деятельность на европейском рынке.