Грузовое ускорение

Рынки
Москва, 14.03.2011
«Обзоры стран» №2 (49)
В представительстве компании Volvo Trucks в России сменилось руководство. Одна из задач, стоящих перед новым директором, — развитие и локализация собственного производства грузовиков на заводе компании в Калуге

Фото предоставлено Volvo Trucks

В феврале этого года Ларс Корнелиуссон, возглавлявший российское отделение Volvo Trucks в течение 12 лет, занял пост директора по оперативному управлению компании «Ферронордик Машины» — дилера техники Volvo Construction Equipment. О том, каковы планы Volvo Trucks в России, мы беседуем с новым главой компании Питером Андерссоном.

Планируются ли какие-то кардинальные изменения в политике Volvo Trucks в России?

— Начну с того, что я «получил в наследство» высокоэффективную и динамичную компанию, лидера рынка тяжелых грузовых автомобилей в сегменте иностранных брендов в России и одного из лидеров этого рынка в целом. Развитие Volvo Trucks в последнее десятилетие носило стратегический характер — мы не просто продавали грузовики, но и последовательно расширяли сеть независимых сервисных станций, собственных офисов продаж и «Вольво Трак центров», выводили на рынок новые услуги и, что немаловажно, развивали собственное производство в стране. Поэтому о каких-то кардинальных изменениях сегодня речи нет: будет преемственность курса развития компании, а не его изменение. Вообще, я в Volvo Group уже пятнадцать лет и имею опыт работы во главе «Volvo Trucks Украина» и «Volvo Trucks Словакия», а также в должности гендиректора лизинговой «дочки» «Вольво Финанс Сервис Восток» в России, поэтому понимание того, как управлять компанией, у меня вполне четкое.

Как вы оцениваете темпы восстановления мирового и российского рынков грузовой техники? Как быстро, на ваш взгляд, удастся оправиться от кризиса?

— Результаты продаж прошлого года, особенно последнего квартала, темпы роста спроса и экономики в целом вызывают обоснованный оптимизм. Продажи новых грузовиков Volvo в России выросли более чем на 60 процентов по сравнению с 2009 годом. Кризис научил нас быть гибкими, просчитывать сразу несколько сценариев дальнейшего развития. Исходя из текущего сценария можно с уверенностью сказать, что мы сейчас находимся в фазе стремительного подъема. Реализуется отложенный клиентский спрос на покупку техники с целью модернизации и пополнения автопарков. Как долго продлится этот этап, сказать сложно — слишком много факторов, в том числе макроэкономических, влияют на рынок. Но мы в Volvo Trucks сделаем все возможное, чтобы воспользоваться периодом роста максимально рационально с точки зрения заботы о наших клиентах и, как следствие, усиления наших позиций.

В каких секторах экономики сейчас наблюдается особенно высокий спрос на грузовую технику?

— В отличие от периода кризиса, где такие сектора можно было пересчитать по пальцам (например, нефтегазовый сектор, дистрибуция, транспортировки зерна), сегодня вполне уверенный рост показывают практически все отрасли экономики. Резко пошел вверх спрос на строительную технику, что объясняется эффектом низкой базы — в кризис девелоперские и строительные компании были драйверами падения. Традиционно с восстановлением экономики растет спрос и на транспортные услуги. Региональные, магистральные и международные перевозки, а также городская дистрибуция — везде видны хорошие тенденции роста на среднесрочную перспективу.

Как развивается производство вашей техники в России? Довольны ли вы результатами работы своего предприятия в Калуге?

— Мы с полным правом можем сказать, что в 2010 году, несмотря на определенные сложности, мы поработали хорошо. Если в кризисном 2009 году в силу низкого спроса на рынке и наличия складских запасов мы производили на заводе Volvo в Калуге всего один грузовик в день, то к концу 2010 года этот показатель возрос до 12 машин в день в цехе Volvo и до шести в день в цехе Renault. И мы планируем дальнейшее увеличение объема производства.

За последний год в четыре раза вырос штат, сегодня в Калуге работает около 600 сотрудников. Однако это ни в коей мере нельзя назвать гонкой за количеством в ущерб качеству. Наша система контроля качества и бережливого производства, внедренная в Калуге, позволяет поддерживать высокий уровень производства готовой продукции. Определенные сложности были в логистике поставок автокомпонентов и на высококонкурентном рынке рабочей силы в Калужской области. Но это вопросы решаемые, и мы с ними успешно справляемся.

Многие другие производители грузовиков пока не спешат открывать производство в России. В чем преимущества того, что вы уже имеете в стране собственное предприятие?

— Я не готов говорить за всех, но тенденция довольно очевидна и свидетельствует об обратном: в той или иной форме иностранные изготовители грузовой техники организуют в России собственные производства. Для Volvo потребность в заводе в России была очевидна еще в начале века, когда мы открыли первое предприятие в Зеленограде. Калуга стала уже новым этапом — с более внушительными сборочными мощностями и иным типом организации производства. Основные преимущества вполне очевидны: уже почти два года мы имеем статус отечественного производителя грузовой техники. К тому же мы существенно снизили сроки поставки готовой продукции клиентам.

Есть ли у вас планы локализации производства? Кто ваши потенциальные партнеры в России?

— С самого начала строительства завода Volvo в Калуге в 2007 году мы декларировали стремление неуклонно повышать уровень локализации наших грузовиков в России. Потенциальный партнерский пул представляется обширным — производители надстроек, компонентов электрооборудования, отдельных деталей ходовой части и так далее. Разумеется, при соблюдении качества по стандартам Volvo. При этом мы стремимся к тому, чтобы процесс локализации каждого отдельного компонента не только соответствовал общим российским требованиям по локализации, но и был экономически рентабельным с точки зрения логистики и производства.

В каком направлении Volvo будет наращивать свое присутствие на российском рынке, если говорить о развитии модельного ряда в России?

— В этом смысле мы очень плодотворно поработали в прошлом году: на рынок были выведены сразу две наших новинки —тягач Volvo FM для региональных перевозок и совершенно новый строительный грузовик Volvo FMX. Рынок принял их очень хорошо. Кстати, обе модели стоят в производстве и в Калуге. В ближайшее время мы планируем расширить ассортимент своей продукции — процесс разработки новых моделей, рестайлинга и внедрения технологических новинок в Volvo Group идет постоянно.

Швеция успешно развивает свою автомобильную промышленность. Как этот опыт можно было бы перенять в России?

— Стопроцентно перенести именно шведский опыт на любую другую страну, будь то Россия или, например, Германия, невозможно, везде своя специфика. За последнее десятилетие Россия сделала большой шаг вперед и открыла свой рынок для десятков автомобильных производств, создала несколько автокластеров. Для Volvo всегда был актуален вопрос эффективного взаимодействия с производителями автокомпонентов. В России мы еще в самом начале этого пути, и шведский опыт перенимания технологий поставщиками мог бы очень пригодиться.

Что вы думаете о ближайших перспективах развития рынка грузовиков в России и о присутствии на нем иностранных автопроизводителей?

— Несколько факторов будут определять развитие рынка на ближайшие годы: новые условия присутствия производств зарубежных автомобильных компаний, складывающиеся на наших глазах альянсы автопроизводителей, потенциальное вступление России в ВТО и, как следствие, либерализация рынка и снижение барьеров для входа на него. Важен также взятый курс на повышение стандартов топлива до «Евро-4» начиная с 2010 года. Большинство иностранных производителей будут стремиться увеличить свое индустриальное присутствие в России и развивать дилерскую сеть. Вероятно, появятся новые игроки на рынке автокомпонентов.

Чем спрос на грузовую технику в России отличается, например, от спроса в Швеции? Что вы делаете, чтобы подстроиться под специфику запросов российских потребителей?

— С одной стороны, наши рынки сложно сравнивать количественно — в России в 15 раз больше население и почти в 50 раз больше площадь страны. С другой стороны, я не вижу принципиальной разницы в поведении и предпочтениях клиентов, формирующих спрос на рынке: и там и там высоки требования по качеству, надежности и послепродажному обслуживанию техники. Российский рынок имеет один из самых высоких потенциалов роста в мире. Задача Volvo — помочь его реализовать. С открытием завода в Калуге комплексное транспортное решение Volvo для клиентов получило законченный вид. Остается только развивать и совершенствовать его. И, безусловно, иметь обратную связь с клиентом.          

У партнеров

    Реклама