Инновации без трения

Москва, 14.03.2011
«Обзоры стран» №2 (49)
О том, как изменилось производство подшипников за последние сто лет и почему буксует модернизация российской экономики, рассказывает региональный директор компании SKF по России и странам СНГ Анатолий Усов

Фото предоставлено SKF

В 1916 году SKF построила в Москве первый завод по производству шарикоподшипников и фактически стала родоначальником российской подшипниковой отрасли. Сегодня предприятие продолжает участвовать в модернизации российской экономики. В июле 2010 года SKF запустила уникальный для России завод по производству подшипников для железнодорожной отрасли.

Ваша компания имеет репутацию инновационной. Как вам работается на российском рынке?

— Сейчас много говорят о модернизации и инновациях, эти слова стали очень модными. Но в реальности то, о чем говорится наверху, внизу зачастую интерпретируется совершенно иначе — и в результате никаких серьезных действий не предпринимается. К сожалению, до сих пор почти на всех российских предприятиях в основе решения о закупке тех или иных комплектующих лежит вопрос цены. Для клиента важнее получить прибыль сейчас, чем заниматься инвестициями хотя бы в ближайшее будущее. Мы же считаем, что задача номер один для российских предприятий — перейти от закупок по цене к концепции учета стоимости всего жизненного цикла продукта. При таком подходе очевидно, что более дорогой инновационный продукт оправдывает потраченные на него деньги, если компания серьезно начнет думать о том, как ее оборудование будет работать в течение следующих пяти-десяти лет.

Некоторые российские предприятия, к счастью, уже понимают, что без модернизации производства и внедрения инноваций прогресс невозможен. Одной из таких компаний, по нашему мнению, является ОАО РЖД, нас связывают хорошие партнерские отношения. Нам нравится их понимание того, что проблем много, но надо с чего-то начинать — например, с закупки инновационных продуктов. Во многом из-за сложившегося сотрудничества с РЖД мы и решили вложить средства в постройку завода в Тверской области — уникального предприятия по производству инновационных подшипниковых узлов именно для железнодорожной отрасли.

В чем же уникальность завода «СКФ Тверь»?

— Буксовые узлы, которые мы там производим, не требуют обслуживания и рассчитаны на пробег свыше 800 тысяч километров. Но и на этом их жизненный цикл не заканчивается. После прохождения заданного пробега мы производим их обслуживание, заполняем новой смазкой — и после этого они готовы к пробегу следующих 800 тысяч километров.

Завод «СКФ Тверь» сегодня самое современное производство подшипников данного типа в мире — это реальный пример трансфера наиболее передовых технологий в нашу страну. Завод первым в России получил экологический сертификат LEED (лидерство в энергетическом и экологическом проектировании). Здесь используется система очистки, которая обеспечивает рециркуляцию воды в производственном цикле. Система отопления здания позволяет использовать избыток тепла, выделяемого при производстве, для отопления самого здания в осенне-зимний период. Самые последние технические достижения применены и в системе освещения. Результат — потребление энергии снижено на 40 процентов, воды — на 45 процентов, выбросов СО2 — на 25 процентов.

Компания SKF лидирует в области производства подшипников уже более ста лет. Что изменилось в вашем бизнесе за прошедший век?

— За это время мы превратились из простого производителя подшипников в компанию инженерных знаний: мы предлагаем нашим клиентам не только подшипники, но и системы смазки, уплотнения, мехатронные узлы и, конечно, сервис. Сегодня уже недостаточно просто поставлять подшипники, нужно научить людей правильно обслуживать эти механизмы. Например, по статистике, 16 процентов преждевременного выхода подшипников из строя происходит из-за их неправильного монтажа. Таким образом, применение правильных инструментов и методов для монтажа подшипников позволяет сократить расходы на техническое обслуживание и повысить надежность работы оборудования. Для продвижения на рынке наших инновационных технических решений в июле 2010 года мы открыли в Москве инжиниринговый центр «Фабрика решений SKF», где наши клиенты могут ознакомиться с инновационными продуктами и услугами, такими как консалтинг по техобслуживанию, конструкторские разработки, контракты на комплексное обслуживание промышленного оборудования с гарантией достижения заданных показателей. Кроме того, мы предлагаем уникальные услуги по восстановлению подшипников качения, что позволяет клиентам экономить и время, так как восстановить старый подшипник можно быстрее, и деньги — стоимость восстановленного подшипника составляет примерно половину стоимости нового. Немаловажной составляющей является экономия электроэнергии и ресурсов. Помимо восстановления подшипников мы также оказываем услуги по ремонту и модернизации шпиндельных узлов современных металло- и деревообрабатывающих станков.

Как еще компания SKF участвует в развитии российского машиностроения?

— Летом мы подписали соглашение о сотрудничестве с ГК «Ростехнологии», в рамках которого выработан план мероприятий по повышению эффективности и внедрению современных инновационных решений компании SKF в интересах предприятий корпорации. Мы ведем здесь ряд интересных проектов, среди которых хотелось бы выделить проект по уменьшению энергопотребления и увеличению общей эффективности оборудования одного из предприятий корпорации.

Это один из примеров успешного применения мирового опыта для обеспечения инновационного развития российского машиностроения.        

У партнеров

    Реклама