Инвестировать по-французски

Экономические связи
Москва, 14.11.2011
«Обзоры стран» №10 (57)
Рассчитывать на долгосрочные иностранные вливания могут только те экономики, которые обладают диверсифицированной и комплексной промышленной базой, а также инновационными технологиями

Фото предоставлено Агентством инвестиций в экономику Франции

В условиях долгового кризиса в ЕС инвесторам все сложнее сделать выбор в пользу той или иной европейской страны. Одна из наиболее оптимальных и безопасных площадок — Франция, ведь даже в кризисный 2009 год страна лидировала в Европе по количеству иностранных инвестиций.

В ближайшие три года ее перспективы в этой области должны стать еще более оптимистичными. В 2010 году во Франции стартовала Национальная инвестиционная программа, цель которой — повысить конкурентоспособность бизнеса во Франции и запустить инновации в стратегически важных секторах экономики. Давид Аппиа, посол по международным инвестициям, председатель совета директоров и генеральный директор L’Agence Française pour les Investissements Internationaux (AFII, Агентство инвестиций в экономику Франции), рассказал о новых возможностях и перспективах ведения бизнеса в этой стране.

Как бы вы охарактеризовали инвестиционный климат во Франции сейчас и несколько лет назад, произошли ли какие-то изменения? Какую роль здесь сыграли законодательные новации, например закон о модернизации экономики, принятый в 2008 году, а также поправки в налоговый кодекс?

— Количество инвестиционных иностранных проектов, в результате которых создаются рабочие места, оставалось стабильным. В 2007 году их было 624, в 2008 году — 641, в 2009-м — 639. Затем, в 2010 году, был отмечен рост на 22 процента. В прошлом году в среднем 15 иностранных предприятий еженедельно принимали решение инвестировать во французскую экономику.

Реформы, начатые во Франции в 2007 году, усилили конкурентоспособность Франции. Так, Закон о модернизации экономики от 4 августа 2008 года, который вы упомянули, поощряет пребывание иностранных инвесторов во Франции. В его рамках улучшены налоговые условия для работающих иностранцев, создана новая карточка резидента, облегчен процесс учреждения и развития предприятий, созданы специальные условия для частного предпринимателя, модернизированы условия размещения венчурных инвестиций. Помимо этого упрощено предпринимательское право, усилена юридическая и налоговая безопасность, поощряются инвестиции в инновации.

Долговой кризис в Европе должен в значительной степени повлиять на настроения инвесторов. Деловая активность в середине этого года резко пошла на спад, рост ВВП нулевой. В стране острый дефицит рабочих мест, поэтому приток инвестиций необходим. Каким образом вы планируете оживить интерес потенциальных инвесторов?

— Инвестиции, тем более международные, — часть нашей среднесрочной и долгосрочной стратегии. В первую очередь инвесторы озабочены фундаментальными показателями и перспективами. Экономический кризис, возможно, и отложил некоторые проекты, но лишь в редких случаях поставил их под вопрос. Об этом свидетельствует 2010 год, который стал для Франции рекордным: на рынке стартовали 782 новых иностранных инвестиционных проекта.

В 2009 году принята инвестиционная программа, выделены пять стратегических областей для инвестирования, в первую очередь НИОКР. Почему Франция ставит на инновации? Чем стратегические области в рамках программы могут быть интересны и выгодны инвесторам?

— Многие важные инициативы закладывают фундамент будущего. Проект «Большой Париж», который трансформирует столичный округ в открытую мировую метрополию, конкурентоспособную и инновационную, первый тому пример. Программа инвестиций, на которую выделено 35 миллиардов евро, стимулирует партнерство и поддержку совместных проектов в пяти стратегических сегментах. Это высшее образование и обучение, в рамках которого будет создано от пяти до десяти студенческих городков повышения квалификации, развитие научно-исследовательской площадки Плато де Сакле к югу от Парижа. Там разместится крупнейший европейский центр подготовки научных и технологических специалистов. Второй важный элемент — научные и технологические исследования для создания оборудования и обучающих лабораторий, для усиления сектора био- и нанотехнологий, а также для технологических инноваций. За этим следуют обучающие технологические комплексы, инновационные малые и средние предприятия для поддержания конкурентоспособности в таких отраслях, как авиация и космос, а также в автомобильной, железнодорожной и судостроительной промышленности. Другое важное направление — устойчивое развитие для усиления сектора возобновляемой и безуглеродной энергетики, создание ядерных реакторов четвертого поколения, развитие транспорта и долгосрочное благоустройство городов. И последнее — цифровая экономика, чтобы оснастить Францию инновационными продуктами и услугами высшего разряда.

Иностранные инвесторы знают, что эти области в ближайшие годы будут в центре масштабной мобилизации частных и государственных игроков глобального рынка. Франция в этом случае выигрывает по прозрачности и предсказуемости. Это два ключевых фактора, наряду с факторами стабильности и безопасности, при принятии инвестиционных решений.

А каковы другие инвестиционно привлекательные отрасли экономики? Насколько, к примеру, перспективно инвестировать в Большой Париж?

— Париж — единственная метрополия в зоне евро, где проживает более десяти миллионов человек, это третий в мире город после Токио и Пекина по количеству штаб-квартир 500 крупнейших компаний мира. Аэропорт Шарль де Голль занимает первое место по грузопотоку и второе по пассажиропотоку. Проект «Большой Париж» нацелен на то, чтобы усилить позиции французской столицы и сделать ее одним из главных городов мира двадцать первого века.

В период с 2010-го по 2025 год в развитие транспортной инфраструктуры района Иль-де-Франс в Париже будет инвестировано около 32 миллиарда евро. Более 150 километров подземных путей соединят инновационные кластеры метрополии, образуют костяк на основе уже существующей транспортной сети. Девелоперские проекты, проекты обустройства города, экономические и культурные проекты будут сопровождать и ускорять процесс развития.

Ставка на инновации, расширение столицы — все это происходит как в России, так и во Франции. Чем бы вы объяснили такую любопытную согласованность?

— Инновации — отличный локомотив роста. Это основа конкуренции, в которую вступают страны, чтобы привлечь таланты, финансирование и иностранные компании. Франция мобилизовалась для того, чтобы принять этот вызов. Речь идет об утроении налогового кредита на исследования, о консолидации 71 кластера конкурентоспособности, о реформе университетов, которые стали более тесно сотрудничать с предприятиями.

Что касается крупных метрополий, то здесь на одной территории сконцентрированы квалифицированные кадры, инфраструктура, услуги и руководящие инстанции. Это хорошо для привлечения инвестиций, особенно если речь идет о перспективных и амбициозных проектах, как, к примеру, Большой Париж.

Какой тип инвестиций предпочитают российские игроки?

— В период с 2006-го по 2010 год более половины российских инвестиций, создавших рабочие места, касались программного обеспечения, финансов, металлодобычи и металлообработки, энергетического сектора. Российские инвестиции, в результате которых были созданы новые рабочие места, были также направлены в производство, агроиндустрию, недвижимость, сферу услуг.

Так, российская группа «Арома», которая занимается распространением вин и спиртных напитков, установила оборудование, обрабатывающее алкогольные напитки холодом. Российская корпорация «Уралвагонзавод» купила литейный завод в районе Нор-па-де Кале, где планирует развернуть дальнейшую инвестиционную деятельность.

Чем может быть интересна Франция именно россиянам?

— Начиная с 2003 года во Францию инвестировали порядка 15 предприятий. Они воспользовались благоприятной экономической конъюнктурой, высококвалифицированной рабочей силой, динамичным рынком, который открыт для других рынков — европейского, североафриканского и средиземноморского.

Цены на внедрение и эксплуатацию предприятий во Франции достаточно конкурентоспособны. Ответственные за образование и здравоохранение госучреждения работают эффективно. Качество инфраструктуры обеспечивает легкое взаимодействие как с различными европейскими метрополиями, так и с остальным миром.

Как давно существует ваше агентство?

— Агентство по привлечению иностранных инвестиций было создано в 2001 году как промышленное и коммерческое государственное учреждение, находящееся в ведении министров экономики и обустройства территорий. Цель деятельности 155 служащих агентства в Париже и в 23 представительствах в других странах — информировать иностранных инвесторов и помогать им; продвигать экономической имидж Франции; давать французским властям рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности страны; анализировать динамику иностранных инвестиций и определяющие факторы их локализации. Усиление нашего присутствия в России вписывается в рамки поставленных перед нами задач. Это поможет нам лучше понять международную стратегию российских компаний и сопровождать их инвестиционные проекты.

Расскажите, пожалуйста, о последних наиболее значимых начинаниях и проектах.

— За пятнадцать лет AFII способствовало осуществлению более девяти тысяч проектов иностранных инвестиций, в результате которых возникли новые рабочие места. Все они были направлены на поддержание занятости населения, они развивали экономику региона и привлекали финансирование, кадры и ресурсы, которые поступали из-за рубежа со стороны головных компаний.

В последние годы такие компании, как Bertelsmann, Deutsche Telekom, Finmeccanica, General Electric, Ikea, Novartis, Siemens и Volvo, постоянно инвестируют во Францию. Компания Disney с 1987 года продолжает развитие Диснейленда под Парижем, Fedex инвестирует в узловой центр в Руасси, который стал одним из основных мировых хабов.

Агентство оказывает помощь многим компаниям из развивающихся стран: 35 инвестиционных проектов в области информатики, телекоммуникаций и промпроизодства пришли из Китая, 12 из Индии, и это только в прошлом году. Лидерами по объему вливаний во Францию остаются Европа и Северная Америка.

На рынке появляется все больше российских компаний. К примеру, несколько месяцев назад компания Dr. Web, специализирующаяся на компьютерной безопасности, открыла свое европейское представительство в Страсбурге.   

У партнеров

    «Обзоры стран»
    №10 (57) 14 ноября 2011
    Франция
    Содержание:
    Экономические связи
    Наука и технологии
    Реклама