Стратегические мастерские

Наука и технологии
Москва, 14.11.2011
«Обзоры стран» №10 (57)
Одним из наиболее надежных способов борьбы с экономическим кризисом и рецессией во Франции считается создание высокотехнологичных кластеров при поддержке государства. Такие инвестиции государства в НИОКР не только создают рабочие места, но и закладывают основы будущего развития страны

Фото6 Lise Sarfati/ Magnum Photos/ Agency.Photographer.Ru

Посредством кластерной политики Евросоюз надеется не только повысить экономическую конкурентоспособность единой Европы, но и сохранить политическую интеграцию. Ведется активная политика по объединению европейских компаний в стратегические союзы. В 2006 году был учрежден Европейский кластерный альянс (European Cluster Alliance). Предполагается, что альянс станет местом зарождения новых идей и практических инструментов, укрепит общеевропейское сотрудничество. Доклад Еврокомиссии от 2006 года показал, что в ЕС в среднем каждая четвертая компания (24%) с числом занятых свыше 20 человек работает в кластерной среде, то есть в тесной кооперации с другими местными компаниями, имея сильные связи с локальной бизнес-структурой. Одна из самых «кластерных» стран ЕС — Франция.

Антикризисные союзы

Во Франции опыт создания кластеров тесно связан с экономическими циклами. Первые кластеры стали появляться после Второй мировой войны — с 1950-х. Поначалу это были специализированные промышленные объединения, возникающие спонтанно или по инициативе государства. С конца 1990-х стали развиваться локальные производственные системы и технопарки. Толчком к этому послужили серьезные экономические проблемы, вызванные высоким уровнем банковских учетных ставок в 1980-е годы. В результате из-за дефицита ликвидности предприятия сдерживали капиталовложения, сокращали персонал и зарплату.

После 2001 года Франция снова столкнулась с экономическим спадом. Если рост ВВП в 2000 году составил 4,1%, то к 2003 году он снизился до 1,1%. Поэтому в 2004 году президент Жак Ширак выдвигает в качестве государственного приоритета активизацию промышленной политики с целью вывести Францию в мировые лидеры высокотехнологичных отраслей. Речь идет о мобилизации промышленного и научно-технологического потенциала страны, создании инноваций как в национальном, так и в региональном масштабе. В стране стали развиваться инновационно-технологические кластеры, или так называемые полюсы конкурентоспособности (les poles de competitivite).

Для рассмотрения заявок на создание полюсов был учрежден Межминистерский комитет по обустройству и конкурентоспособности территории (CIACT — Comite Interministriel d’Amenagement et de Competitivite des Territories). В 2005 году в общей сложности было подано 105 заявок, из них отобрали 67, позднее, в 2007 году, появилось еще четыре полюса. Для поддержки этих кластеров государство создало целый арсенал специальных финансовых механизмов и выделило немалые средства. Общая сумма госинвестиций в поддержку полюсов конкурентоспособности за 2006–2008 годы составила 1,5 млрд евро.

Кризис 2008 года вынудил французское правительство пойти на беспрецедентные меры, способствующие инновационному развитию промышленности страны. В 2009 году была принята новая инвестиционная программа с бюджетом 35 млрд евро для финансирования инновационных секторов экономики, которые способствуют созданию рабочих мест. В 2010-м власти принимают революционную программу действий по развитию национальной промышленности до 2015 года. Цель — к концу 2015 года увеличить промышленное производство на 25%. Ключевыми рычагами должны стать инновационное развитие промышленности, усиление конкурентоспособности французских предприятий и развитие сферы НИОКР. Основная ставка делается на партнерство частных и государственных структур, на развитие полюсов конкурентоспособности.

Кластер успешных

Таким образом, первостепенную роль в новом инновационном курсе французского правительства играют именно полюса конкурентоспособности. На данный момент их насчитывается 71, основная часть связана с новейшими высокотехнологичными отраслями. При этом семь из них — уже признанные лидеры в своих секторах на мировом уровне. В их числе полюса конкурентоспособности по самолетостроению (Aerospace Valley), финансам и страхованию (Finance Innovation), вирусологии (Lyonbiopole), здравоохранению, инфекционным болезням, онкологии (Medicen Paris Région), нанотехнологиям (Minalogic), программному обеспечению (System@tic Paris Région), материалам и программному обеспечению для телекоммуникаций (SCS: Solutions Communicantes Sécurisées).

SCS заслуживает отдельного внимания ввиду своего масштаба и концентрации инноваций на одной территории. Кластер был учрежден в 2005 году, он расположен в технологическом парке «София Антиполис». Созданный в 1970–1984 годах, сегодня технопарк стал технологическим анклавом, французской Кремниевой долиной, гаванью для инновационных компаний в области вычислительной техники, электроники, фармакологии и биотехнологии. Кстати, именно здесь расположена европейская штаб-квартира W3C — Консорциума Всемирной паутины (World Wide Web Consortium). Именно это учреждение внедряет и разрабатывает технологические стандарты для интернета.

Научно-исследовательское направление кластера SCS — микроэлектроника, телекоммуникации, программное обеспечение, мультимедиа. Участники — 40 компаний с мировым именем, 18 исследовательских учреждений и лабораторий, частных и государственных, еще 250 средних и мелких компаний. «В кластер входят разные компании, например такие крупные игроки, как Amadeus или Orange. Есть множество небольших компаний, некоторые из них предлагают особые революционные технологии. Одна из них разрабатывает сенсоры, которые следят за состоянием здания, за сейсмической активностью. Эти приборы монтируются внутрь стен сооружения, — рассказывает Лоран Лонде, президент SCS, руководитель юго-восточного подразделения компании Orange. — Мы хорошо понимаем, что рост нам дадут средние предприятия, а не крупные корпорации. Наша задача найти маленькие, но очень перспективные компании».

С самого начала существования кластера было предложено в общей сложности 240 проектов, 120 из них уже получили финансирование как от федеральных, так и от региональных властей. Как правило, госфинансирование составляет 30–50%, остальное — частные средства. На данный момент в проекты SCS от государства поступило 400 млн евро, от частных инвесторов — 500 млн евро.  

У партнеров

    «Обзоры стран»
    №10 (57) 14 ноября 2011
    Франция
    Содержание:
    Экономические связи
    Наука и технологии
    Реклама