Взять больше груза

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
3 декабря 2012, 00:00

Один из крупнейших мировых производителей тяжелых коммерческих автомобилей — шведский концерн Scania — объявляет о расширении производства в России

Фото предоставлено компанией «Скания-Русь»
Генеральный директор компании «Скания-Русь» Ханс Тарделль

По словам генерального директора компании «Скания-Русь» Ханса Тарделля, Scania активно ищет в России поставщиков компонентов и ведет переговоры с российским предприятием в Челябинске о возможности производства деталей двигателей для своих грузовиков и автобусов.

Господин Тарделль, не секрет, что европейские рынки коммерческой техники переживают не лучшие времена. Как это влияет на сотрудничество с Россией?

— Действительно, ситуация на европейском рынке сейчас непростая. Несколько европейских производителей тяжелой коммерческой техники из-за падения спроса в Европе временно закрывают свои производства на осенний период и на новогодние праздники. Однако мы считаем, что российский рынок достаточно силен, чтобы противостоять финансовым проблемам, от которых так страдают европейские и азиатские рынки. В России хорошая финансовая ситуация, нет проблем с банковскими долгами или с государственным долгом. Поэтому Россия становится, может быть, самым важным рынком для Европы. Проблемы в Старом Свете заставляют европейские компании искать, где еще мы можем продавать свою продукцию. И Россия становится страной, в которой обязана быть каждая крупная европейская компания. Еще несколько лет назад такого не было.

А как в связи с этим меняется российский рынок грузовиков?

— Рынок становится более конкурентным и профессиональным. Клиенты не просто покупают автомобиль или автобус, они все больше рассматривают грузовую технику как инструмент оптимизации своих затрат. Актуальным становится наличие широкого выбора сервисов — сервисные контракты, лизинг, страхование, — а также различных спецификаций автомобилей, адаптированных под нужды клиентов. И это хорошо для нас, мы рады видеть более требовательного и искушенного покупателя.

Как изменилось предложение?

— В последнее время мы наблюдаем оживление в новых сегментах рынка, и нам есть что предложить. Если оглянуться назад, скажем на десяток лет, то в России преимущественно продавались магистральные грузовики для развивавшихся в то время перевозок из-за границы. Потом стал расти спрос на магистральные перевозки по России, где мы первыми оптимизировали спецификацию и начали продавать свой Griffin; позже — на строительные грузовики; сейчас же растет интерес к различным специальным машинам. Например, мы успешно продаем автомобили для особых видов перевозок, таких как транспортировка стекла, жидкого топлива, взрывчатых материалов для строек, а также бетономешалки, молоковозы, ломовозы, мусоровозы, коммунально-дорожные автомобили. Ну и не стоит забывать, что мы активно продолжаем развивать российский рынок автобусов.

А какие перемены здесь вы могли бы отметить?

— Наметилась очевидная тенденция к сотрудничеству российских и иностранных производителей автобусов по разработке и выпуску совместных моделей. Мы, например, уже несколько лет сотрудничаем с компанией «Русские автобусы» группы ГАЗ, и за это время были разработаны три модели на шасси Scania. Вместе мы стали официальным поставщиком зимних Олимпийских игр 2014 года и скоро запустим новое поколение автобусов, в перспективе предназначенных для пассажирских перевозок не только в Сочи, но и в других российских регионах. Мы также работаем с другими автобусными кузовостроителями и считаем, что такого рода сотрудничество позволяет предлагать оптимальные решения с точки зрения соотношения цены и качества, а также рентабельности для транспортных компаний. Кроме того, мы активно продаем туристические автобусы Scania OmniExpress и Scania Higer.

Что касается производства грузовиков в России: в 2010 году вы открыли под Санкт-Петербургом свой завод. Как обстоят дела с его развитием?

— Сейчас на этом предприятии мы выпускаем 1,5 тысячи грузовиков в год. При этом мы продолжаем инвестиции в развитие производства, увеличиваем максимальную мощность нашего российского завода сначала с 3,5 тысячи до 5 тысяч, а сейчас и до 7,5 тысячи автомобилей в год при работе в две смены. И в ближайшее время рассматривается возможность дополнительных инвестиций в наши производственные мощности в России. При этом мы хотим не просто собирать грузовики, а постепенно увеличивать процент локализации нашей продукции.

Что мешает локализации производства вашей продукции в России?

— Признаюсь, что пока этот процесс идет очень сложно: у нас в центральном офисе есть специальная команда, она посещает российские предприятия с тем, чтобы найти поставщиков, которые смогут производить подходящие для нас компоненты. Пока нам удается найти не так много партнеров, как хотелось бы, но есть и достижения. Недавно мы нашли потенциального партнера в Челябинске это Челябинский кузнечно-прессовый завод, ЧКПЗ, с которым ведутся переговоры о возможности производства деталей для наших двигателей. Если это предприятие будет авторизовано в качестве поставщика первого уровня для Scania, то компоненты этого партнера будут использоваться в производстве на нашем центральном заводе двигателей в Швеции. А так как двигатель — это, можно сказать, сердце нашей продукции, тот факт, что в нем будут российские детали, очень символичен и важен. Сейчас мы обсуждаем перспективы сотрудничества с другими поставщиками. Но речь пока идет о мелких деталях. Мы надеемся, что в ближайшее время благодаря развитию производства компонентов в России у нас появятся и другие поставщики. Сложность в том, что если поставщик будет одобрен Scania, то его детали будут поставляться на все заводы Scania, то есть поставщик должен соответствовать достаточно жестким критериям как по качеству выпускаемых деталей, так и по объему.

Острый вопрос — введение утилизационного сбора. Scania и большинство других иностранных производителей, которые не имеют на территории РФ производства полного цикла, обязаны с осени текущего года этот сбор платить. Как вы относитесь к этим мерам российских властей? Как нововведение отразится на продажах иностранной коммерческой техники?

— Мы полностью поддерживаем усилия российских властей, направленные на развитие индустрии утилизации автомобилей. Мы также осознаем ответственность производителей за утилизацию своей продукции. Тем не менее введение утилизационного сбора означает удорожание нашего автомобиля на 450 тысяч рублей без НДС, а это значительное повышение цены для наших покупателей. Сейчас трудно предсказать, как изменятся их предпочтения в связи с введением утилизационного сбора, но можно ожидать, что расстановка сил на российском рынке будет меняться. То, что одни компании, поставляющие машины в Россию и имеющие производства здесь, должны платить утилизационный сбор, а другие могут гарантировать утилизацию своих машин — такая система, на наш взгляд, не способствует созданию равных конкурентных условий для производителей коммерческой техники в России. Было бы правильно дать всем участникам рынка возможность гарантировать последующую утилизацию своей продукции.

Какие еще направления бизнеса в России вы считаете для себя важными?

— Перспективное для нас направление бизнеса в России — продажа двигателей. В частности, это двигатели для электрогенераторов, которые пользуются в России высоким спросом у самых разных компаний. Да, цена наших двигателей выше, чем у российских производителей. Но клиенты все отчетливее осознают: зато стоимость эксплуатации наших моторов гораздо ниже, и разница в первоначальной цене быстро окупается.

В этом году Scania впервые провела в России соревнования по водительскому мастерству. Почему вы решили устроить это мероприятие?

— Соревнования по мастерству водителей мы провели в первый раз, хотя в Европе оно проходит уже почти десять лет. В России мы устроили шесть региональных этапов, в Москве проходил финальный отбор на европейский турнир. Россия заняла второе место в европейских соревнованиях. Это значит, что у вас действительно хорошие водители! Понятно, что мы проводим этот турнир не только из спортивного интереса, мы хотим подчеркнуть, что профессионализм водителя очень важен для транспортных систем. Scania прилагает много усилий, чтобы делать грузовики и автобусы все более безопасными с технической точки зрения, однако водитель все равно играет важнейшую роль. Причем не только в вопросах безопасности, но и в отношении стоимости эксплуатации транспортного средства. Не многие знают, что манера управления машиной может сэкономить до 20 процентов потребления топлива. И при пробеге коммерческого автомобиля, например, в 200 тысяч километров в год экономия окажется весьма существенной. В ближайшее время мы будем предлагать обучающие тренинги для водителей на базе нашей дилерской сети по всей России.

Кстати, о дилерской сети: она продолжает расширяться?

— Да, мы каждый год расширяем дилерскую сеть в России, для нас очень важно находиться рядом с клиентом и поддерживать его. Мы стремимся быть рядом не только при продаже техники, но и в течение всего срока ее эксплуатации. Ведь любому клиенту важно, чтобы его автомобиль каждый день выезжал на дорогу, простои на ремонт и обслуживание были минимальными, а техника приносила ему доход. Общее количество новых дилерских центров, открытых в 2012 году, достигнет восьми, и, таким образом, их общее число в России увеличится до 50. В течение следующего года мы надеемся открыть еще как минимум десять российских дилерских центров.

Каких еще новых продуктов и сервисов могут ожидать от Scania российские потребители?

— Недавно мы усовершенствовали линейку двигателей для самой популярной нашей модели — семейства грузовиков Griffin. Теперь они стали более мощными и отвечают экологическим нормам «Евро-4». В наших автомобилях продолжают появляться новые полезные опции — например, функция Opticruise, когда автоматическая коробка передач может управляться еще и в ручном режиме — это повышает удобство управления, а также позволяет дополнительно экономить горючее. В следующем году мы представим нашим партнерам новую информационную систему Scania Fleet Management System, которая позволит вывести на новый уровень управление корпоративным автопарком. Повторюсь, грузовики и автобусы в России сейчас все больше воспринимаются как часть бизнес-процесса, так что становятся очень востребованы решения по оптимизации затрат на них.