По благословению голландских корабелов

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
17 июня 2013, 00:00

Голландцы, которые в свое время учили Петра I строить российский флот, теперь активно помогают российским компаниям осваивать строительство яхт класса премиум

Фото предоставлено Timmerman Yachts
В 2003 году в сотрудничестве с голландскими инженерами в Москве была сделана президентская яхта «Паллада» (на фото

В 2000 году на Московском судостроительном и судоремонтном заводе (МССЗ), расположенном в столичном районе Нагатино, появилось подразделение под названием Timmerman Yachts, нацеленное на строительство яхт мирового уровня. Тогда мало кто верил, что роскошные яхты могут производиться в России. Однако российская компания сделала ставку на партнерство с рядом известных голландских производителей и не прогадала — за время своего существования Timmerman Yachts построило 19 премиум-яхт, которые успешно эксплуатируются покупателями и признаны на ведущих международных выставках.

Президентский заказ

Символично, что там же, в Нагатине, Петр I в свое время строил парусные суда, которые использовались в военных учениях в районе Коломенского. Тогда российский император активно пользовался помощью голландских судостроителей, от которых русский язык, как известно, перенял такие слова, как «флаг», «мачта», «штурвал», «компас» и многие другие морские термины. Кстати, слово «яхта» тоже произошло от голландского yacht — «парусное судно».

«Голландские специалисты — признанные профессионалы в области создания яхт класса премиум, поэтому с их помощью мы решили развивать наше яхтенное направление», — рассказывает Мария Мартьянова, руководитель направления рекламы и PR МССЗ. В 2003 году на воду была спущена известная яхта «Паллада». Построенная по заказу администрации президента РФ, она стала официальной яхтой Владимира Путина. Дизайнером яхты выступил известный голландский специалист Гвидо де Грот, автором проекта — Ярон Гинтон. «Паллада» была построена в рекордно короткий срок — за девять месяцев, в то время как обычно постройка яхт такого уровня занимает около двух лет.

Впрочем, о деталях конструкции и отделки 31-метровой президентской яхты «Паллада» официально не сообщается. По неофициальной же информации, эта роскошная яхта рассчитана на прием восьми высокопоставленных пассажиров, на ней есть семь отделанных красным деревом кают. Интерьеры включают в себя кожаные диваны, домашний кинотеатр, тренажерный зал и изыскано оформленный бар.

В течение нескольких лет яхта успешно использовалась для проведения протокольных мероприятий главы российского государства. А с недавних пор она передана в ведение Московской патриархии.

Голландский авторитет поднимает цену

В отличие от президентской «Паллады» большинство нынешних заказов московской верфи Timmerman Yachts — частные. Однако в последние годы их активность снижается: мировой яхтенный рынок переживает не лучшие времена.

«В начале 2000-х, когда мы начинали бизнес, многие в России стремились приобретать премиальные яхты, — вспоминает Мария Мартьянова. — Можно сказать, что на яхты был тогда бум. Ведь приобретение такой яхты — это не только получение в собственность роскошного средства путешествия по воде, но и выгодное вложение денег. Дело в том, что в отличие от других транспортных средств сделанные по индивидуальному заказу яхты со временем не только не теряют в цене, но и дорожают. Так что через несколько лет после постройки премиальную яхту можно продать существенно дороже. Кстати, со временем в цене растут те яхты, которые созданы при участии известных инженерных и дизайнерских компаний. Это еще одна важная причина того, что мы сотрудничаем с авторитетными голландскими яхтенными компаниями».

Ситуация на рынке поменялась после кризиса 2008 года. С тех пор покупатели уже не столь охотно вкладывают средства в роскошные яхты. «Раньше места на известных яхтенных верфях были заняты на несколько лет вперед, — продолжает Мария Мартьянова. — Невозможно была прийти даже с очень большими деньгами к производителю и сказать: сделайте, мол, мне побыстрее такую-то яхту. Сейчас заказчиков у производителей яхт стало поменьше, можно прийти с бюджетом и тут же заложить строительство яхты. Впрочем, несмотря на некоторое падение рынка, заказчиков хватает, в том числе и для нашей компании».

В настоящее время модельный ряд Timmerman Yachts включает в себя четыре ключевых типа моторных яхт: самая маленькая Timmerman 26 имеет в длину 26 метров и рассчитана на размещение шести гостей в трех каютах (плюс четыре члена экипажа в двух каютах). Далее идут модели Timmerman 33, 40; самая же крупная модель Timmerman 47 длиной, соответственно, 47 метров — это настоящий трансатлантический роскошный отель. Такое судно может пересекать океан, вмещая десять пассажиров в пяти роскошных каютах, не считая десятерых членов экипажа и обслуги.

Флагман российского яхтостроения

Строительство яхты процесс не быстрый. Он может занимать более двух лет, на каждом ключевом этапе строительство посещает заказчик, который, бывает, высказывает пожелания не только по отделке судна, но и по его конструкции. Все яхты на московском заводе строятся под надзором известной норвежской организации Det Norske Veritas (DNV), которая следит за тем, чтобы они отвечали нормативным международным судовым требованиям (Кодекс МСА LY2).

После того как яхта построена, она имеет шанс быть представленной на известной яхтенной выставке. Например, в 2008 году Московский судостроительный завод продемонстрировал на авторитетной выставке Cannes Boat Show свою тогда недавно построенную яхту Timmerman 33 Victoria M, которая была удостоена особой награды.

Эта яхта была построена по проекту голландской компании Ginton Naval Architects. Специалисты в Каннах высоко оценили способность судна принять в изысканно отделанных каютах восемь пассажиров, а также его возможность автономно совершать переходы на расстояние до 3 тыс. морских миль.

Кстати, создатель этой яхты, один из самых известных голландских яхтенных инженеров Ярон Гинтон, имеет русские корни: его мать родом из России, а сам он родился и вырос в Израиле. В свое время Гинтон служил офицером на патрульном судне, а затем много путешествовал. Известность ему принесли в том числе оригинальные технические решения. В частности, в работе над яхтой Timmerman он создал в носовой части особый, похожий на луковицу выступ, благодаря которому у яхты, с одной стороны, существенно снизился расход топлива, а с другой — увеличилась максимально возможная скорость.

При участии голландцев в Москве на верфи Timmerman Yachts уже построено 19 премиальных яхт 056_expert_99.jpg Фото предоставлено Timmerman Yachts
При участии голландцев в Москве на верфи Timmerman Yachts уже построено 19 премиальных яхт
Фото предоставлено Timmerman Yachts

В том же 2008 году, но уже в Монако, столичный судостроительный завод представил на крупнейшей яхтенной выставке Monaco Yacht Show самую большую в своем модельном ряду моторную яхту Timmerman 47. Это судно тоже заслужило положительные отзывы. Некоторые назвали его «флагманом российского яхтостроения».

Район плавания яхты не ограничен, специально усиленный корпус позволяет ходить в битом льду, а термосберегающее остекление и климатическая установка позволяют пассажирам комфортно себя чувствовать при температуре за бортом от –20 до +45 °С.

Наконец, с помощью двух дизельных двигателей Caterpillar яхта может развивать максимальную скорость 13 узлов, или 25 км/ч; запас хода у судна составляет 4 тыс. морских миль, то есть больше 7,4 тыс. км. Это позволяет не только без проблем пересечь Атлантику, но и, например, совершить кругосветное путешествие всего с пятью дозаправками.

Яхта Timmerman 47 была построена по проекту голландской компании Vripack Yachting. «Недавно владелец этой яхты сообщил нам, что успешно совершил на ней трансатлантический переход. По его словам, он остался яхтой очень доволен, она его не подвела даже в непростых штормовых условиях», — говорит Мария Мартьянова.

В конце апреля на МССЗ состоялся торжественный спуск на воду еще одной флагманской яхты проекта Timmerman 47. Цена нового судна не раскрывается. По словам производителя, базовая стоимость яхты такого класса составляет 20 млн евро, а с учетом расходов на отделку может достигнуть 40 млн евро (впрочем, это все равно в полтора раза дешевле, чем в Европе).

Новая яхта Timmerman 47 также спроектирована Vripack Yachting International, ею же разработан дизайн интерьера, который включает в себя планировку с пятью каютами для гостей и пятью — для экипажа. По словам представителей МССЗ, в течение лета яхта будет проходить ходовые испытания, а осенью будет передана заказчику.

Вслед за трансатлантической Timmerman 47 в ближайшее время МССЗ намерен достраивать еще как минимум три яхты — две Timmerman 40 и одну Timmerman 26. Они также создаются в сотрудничестве с голландскими компаниями. Предполагается, что эти яхты будут переданы заказчикам в следующем году.