Что за срочность?

Евгения Обухова
редактор отдела экономика и финансы журнала «Эксперт»
1 мая 2006, 00:00

Эксперты предрекают скорый бум на срочном рынке. Фьючерсы и опционы из актива спекулянта постепенно переползают на "взрослый" уровень -- помогают хеджировать риски

Бум на фондовом рынке, произошедший в 2005 году, не обошел стороной и "сводного брата" рынка акций -- рынок производных инструментов (фьючерсы* и опционы**). За последние 12 месяцев объем торгов секции Forts РТС, где, собственно, и обитают эти инструменты финансового рынка, вырос в десять раз, а объем открытых позиций -- в четыpе раза (см. график 1). Треть активных клиентов на российском фондовом рынке уже использует деривативы (другое название срочного рынка). При этом во фьючерсы и опционы начали активно вкладываться как инвесторы-"физики", так и управляющие паевых фондов и фондов банковского управления. По данным РТС, объем открытых на срочном рынке позиций фондов коллективных инвестиций за 2005 год вырос втpое. 2006 год может подтолкнуть срочный рынок к новым высотам. Федеральная служба по финансовым рынкам намерена подстегнуть этот процесс. Несколько подготовленных законодательных поправок, по оценкам ФСФР, могут увеличить объем российского рынка производных инструментов на порядок.

Дериватив в думе

Речь идет прежде всего о поправках к статье 1062 Гражданского кодекса, которые уже внесены в Госдуму и могут быть рассмотрены еще в весеннюю сессию. Эти поправки наконец обеспечат срочные сделки судебной защитой. По действующему законодательству, форвардные контракты, заключаемые не на поставку товара, а на значение его цены, признаются сделками пари и судебной защите не подлежат. По мнению ФСФР, это основной сдерживающий фактор для pазвития рынка деривативов. На подходе также поправки в законодательство о банкротстве, которые должны ввести в практику так называемый ликвидационный неттинг, то есть обеспечить партнеров по срочным сделкам правом одними из первых получать деньги при банкротстве контрагента.

Отсутствие судебной защиты и ликвидационного неттинга -- действительно большая проблема, но в основном для расчетных форвардных контрактов***, считает вице-президент РТС Роман Горюнов. Для биржевых же инструментов (а именно на бирже сосредоточены торги по фьючерсам и опционам, в которых участвуют физлица и коллективные инвесторы) такой проблемы не существует. "Тем не менее в головах многих прочно укоренилось мнение, что права участников срочного рынка защищены слабо, а потому работать на нем опасно, -- говорит г-н Горюнов. Поэтому, если проблема будет устранена, это поможет многим изменить свое отношение к этому рынку".

А вот что действительно сдерживает активный рост срочного рынка, так это проблемы с налогообложением. Глава 23 Налогового кодекса регламентирует только налогообложение сделок по фьючерсам и опционам, базовый актив которых -- ценные бумаги. Что же касается производных инструментов, базовым активом для которых являются другие инструменты, например индексы или процентные ставки, то совершенно непонятно, как здесь платить налоги. "Налоговым агентом по уплате налогов с доходов физлиц является брокер. Поэтому, в случае чего, все претензии налоговые органы будут предъявлять брокерам. Так что последним проще вообще не совершать сделки с некоторыми производными, чем ломать голову над тем, как заплатить с них налог", -- констатирует Роман Горюнов. Еще одна проблема с налогами заключается в том, что если частный инвестор активно играет и на срочном, и на спот-рынке****, используя сложные стратегии, то налоги он платит со всей полученной прибыли от торговли фьючерсами, без учета убытков от торговли акциями. У юридических лиц таких проблем давно уже нет, а вот работу "физиков" на срочном рынке это здорово усложняет. Однако до внесения соответствующих поправок в НК руки у правительства и депутатов пока не доходят.

Теперь, когда опасения относительно перегретости рынка серьезны, а в ПИФы хлынул поток денег, сохранность инвестиций становится таким же важным конкурентным преимуществом, как и рост стоимости чистых активов

К слову, практически все поправки касательно срочного рынка в России пробиваются долго и тяжело. Изменения в статью 1062 ГК вносят уже пять лет, но даже сейчас в Госдуму она смогла попасть только в усеченном виде: в ней предусмотрена судебная защита лишь срочных сделок, базовым активом которых являются ценные бумаги. Может быть, депутаты добавят к ним еще процентные ставки, но вот, например, индексов, фьючерсы на которые вовсю торгуются на отечественном рынке, в тексте поправки нет.

Как поскачем...

Еще одна причина, которая может подтолкнуть российский срочный рынок к качественно новому росту, -- высокая волатильность фондового рынка. Известно, что именно деривативы позволяют получать доход на рынке, который никак не определится с трендом и скачет то вверх, то вниз. Кроме того, в такие периоды деривативы помогают страховать (хеджировать) вложения от убытков. Поэтому сейчас, когда кажется, что устойчивый рост российского фондового рынка вот-вот прекратится, производные инструменты могут получить признание у массового инвестора.

Кстати, нынешний год может стать годом повального обращения к производным инструментам со стороны фондов коллективных инвестиций. Главная задача, которую с помощью производных инструментов решают ПИФы и ОФБУ, -- это, конечно же, хеджирование рисков по портфельным операциям. Сейчас на рынке Forts в РТС работают всего порядка 50 фондов. И это не удивительно: пока рынок уверенно растет, мало кому из управляющих приходит в голову тратить часть средств на хеджирование и таким образом делать доходность от инвестирования на несколько процентов ниже, чем у конкурентов. Но теперь, когда опасения относительно перегретости рынка серьезны, а в ПИФы хлынул поток денег клиентов, сохранность инвестиций становится таким же важным конкурентным преимуществом, как и рост стоимости чистых активов.

Кроме того, по словам Романа Горюнова, сейчас конкуренция между управляющими уже достигла того момента, когда большое значение приобретает эффективность портфельных инвестиций. Срочные контракты будто созданы для этого. Простой пример: управляющий инвестирует деньги в портфель из нескольких десятков акций. В ситуации, когда на рынке происходят какие-то события, важно достаточно оперативно свой портфель либо сократить, либо увеличить, но одновременно купить 50 акций практически нереально. Зато можно проводить операции с фьючерсами на индекс, когда вы продаете или покупаете фьючерс, который повторяет структуру портфеля из 50 акций. Второй пример: существует временной лаг между моментом, когда инвестор принес деньги, и моментом, когда деньги попадают на рынок. И если в течение этого времени на рынке происходит резкий скачок, особенно вверх, есть риск продать паи по одной цене, а бумаги купить уже по другой, более высокой. В этой ситуации управляющий может купить фьючерс в момент поступления денег от инвестора, а потом, когда эти деньги уже попали на биржу, закрыть фьючерс и купить бумаги.

На срочном рынке вольготно чувствуют себя и агрессивные спекулянты. Дело в том, что здесь вполне официально можно торговать с плечом 1:5 и даже 1:10 (для сравнения: на рынке акций максимальный разрешенный размер плеча -- 1:3). Прибыль и убытки, соответственно, в разы больше, чем на спот-рынке. С pостом плеча возрастают и риски. "Одна из важнейших особенностей срочного рынка -- наличие такого понятия, как вариационная маржа", -- поясняет генеральный директор агентства Derivative Expert Илья Ефимчук. Если вы купили акции, то, куда бы ни двигались котировки, трейдер не получит ни прибыли, ни убытка, пока не закроет сделку и не зафиксирует ее результат. По фьючерсу же вам будет каждый день начисляться прибыль или списываться убыток в зависимости от того, куда движется цена на рынке. Если вы угадали движение рынка, ваша позиция приносит прибыль, но если вы купили фьючерс, а рынок падает, то вам придется довносить гарантийное обеспечение. "К примеру, базовый размер гарантийного обеспечения по фьючерсам на индекс РТС составляет 10% от стоимости контракта. При падении этих фьючерсов на 5% покупатель контракта потеряет почти половину от зарезервированных средств и ему нужно будет дополнительно вносить деньги, чтобы пополнить гарантийное обеспечение до установленных биржей нормативов. Зато при росте фьючерса на счет покупателя начисляется средства, которые можно использовать для открытия новых позиций или даже вывести со счета, тогда как по акциям деньги можно забрать только после закрытия позиции. Таким образом, фьючерс -- это инструмент монетизации вашего взгляда на рынок", -- приводит пример г-н Ефимчук. Впрочем, есть и безрисковые, так называемые арбитражные операции, которые можно проводить между рынками фьючерсов и акций. Соответственно, доходность по ним невысокая, хотя и гарантированная. "Вообще работа на срочном рынке -- это своеобразная высшая математика, наиболее прогрессивный и эффективный способ работы на фондовом рынке. Если ты с ним познакомишься, то перейти на низший уровень просто невозможно, -- убежден Роман Горюнов. -- Тут то же самое, что с высшим образованием: в вузах учится меньше людей, чем в средней школе, но высшее образование при желании может получить каждый. Это сложно, но вполне доступно".

Фьючерсы со скрипом

Самым популярным среди "физиков" деривативом до сих пор остается фьючерс на акции. "Интерес к конкретным фьючерсным и опционным контрактам во многом зависит от того, что представляет собой базовый актив, -- считает Илья Ефимчук. -- Если он интересен широкому кругу людей, то и на фьючерсном рынке им будут активно торговать". Наиболее ликвидны фьючерсы на самые популярные бумаги -- РАО "ЕЭС России", "ЛУКойл", "Газпром". Еще один хороший индикатор -- индекс РТС, фьючерсы на который с момента их запуска в августе 2005 года уже завоевали огромную популярность у игроков (объем торгов по фьючерсам на индекс РТС сопоставим по обороту и объему открытых позиций с фьючерсами на вышеупомянутые акции).

Интересно, что, по словам биржевиков, признание на рынке новые производные инструменты все же получают не быстpо. Так, биржа РТС, например, не один год потратила на запуск фьючерса на индекс, а теперь с трудом запускает фьючерсы на процентные ставки и облигации. "Дело в том, что пока в компаниях нет специализированных подразделений, которые занимались бы деривативами", -- поясняет Роман Горюнов. Из-за этого даже процесс продажи клиентских продуктов по фьючерсам на акции налаживался два-тpи года. А новые инструменты все же сложнее, чем простые фьючерсы на акции, тут требуется аналитическая подготовка. Нужна методология, как определять стоимость фьючерсов, нужна историческая база данных, которой нет, нет и культуры продажи клиентам стратегии срочного рынка.

Тем не менее ближайший год обещает подарить срочному рынку сразу несколько новых производных инструментов. Самым интересным для частных лиц, безусловно, обещает стать фьючерс на нефть, а позже -- на товары по основным статьям российского экспорта (зерно, золото, металлы) и на товарные индексы, о запуске которых объявила РТС. "Многие привыкли отслеживать нефтяные котировки в Лондоне, в Нью-Йорке, так что фьючерс на нефть может быть интересен для 'физиков'", -- соглашается Илья Ефимчук.

И новые инструменты, и законодательные изменения, и даже головная боль участников фондового рынка -- его волатильность -- все это для срочного рынка может стать отличным локомотивом. Тем более что потенциал роста у него огромен: в развитых странах объем срочного рынка превосходит объем рынка спот в 7─10 раз. В России же пока наобоpот: соотношение между срочным рынком и фондовым (РТС плюс ММВБ) составляет примерно 1:5─1:6 в пользу спот-рынка.

*Биржевой контракт со стандартными условиями исполнения (объем, срок исполнения, расчеты) на покупку/продажу товара в будущем по цене, зафиксированной на момент сделки.

**Контракт, дающий право, но не обязывающий купить/продать товар по установленной цене в оговоренный срок или раньше.

***Аналог фьючерса на внебиржевом рынке, дает возможность заключать контракты с произвольными условиями.

****Рынок реального товара с немедленным исполнением сделок.