Что ж, помянем апрель добрым словом. Тогда ситуация казалась радужной: все растет и множится, мир во всем мире, иными словами -- make love no war. Минувший май, напротив, больше напоминал театр военных действий. Настоящая военно-полевая драма. Или трагедия. Нет, скорее фарс. Потому что объективных фундаментальных причин для столь резкого падения аналитики не нашли, выдумывая на ходу все более оригинальные версии и подводя их как основу под корыстные действия банальных спекулянтов. Рынку нужна была встряска, не может же рост продолжаться вечно. Серьезнее остальных пострадали модные ныне emerging markets. Хотя столь серьезное снижение ЕМ за такой короткий период уместнее было бы назвать обвалом. Смягчает досаду то, что подобный обвал на рынках развитых грозил бы настоящей катастрофой. Не то развивающиеся. Дунул невнятный ветерок -- и рынки развеваются, как флажки стран этого сегмента, а после скользят вниз по кривой графика. Тоже с ветерком. Да, мы, "развивающиеся", особенные. Пока. Еще одна тенденция мая -- перекладывание инвестиций из бумаг и валют в реальные активы.
Курс доллара на FOREX продолжил снижение к мировым валютам. Поднятая 10 мая в шестнадцатый раз подряд ставка ФРС США заметного влияния на ослабление американской валюты не оказала, поскольку решение Комитета по открытым рынкам ожидалось участниками. Практически весь месяц котировки пары EUR/USD двигались в рамках коридора 1,27─1,29, то есть горизонт долларовых колебаний опустился еще ниже, чем в апреле. В середине месяца курс доллара по отношению к евро едва не пробил отметку 1,30, опускаясь в ходе торгов до 1,297 доллара за евро. Затем последовала незначительная коррекция вверх, которая, впрочем, не вышла за рамки обозначенного диапазона. Потери с конца зимы составили почти 10%, а судя по поведению главной валютной пары мира, установившиеся уровни продержатся еще некоторое время.
Российский валютный рынок занял позицию осторожного наблюдателя за мировой ситуацией. Уровни котировок в районе 26 рублей за доллар, о которых с ужасом говорили все кому не лень и которые, как казалось в конце апреля, вот-вот будут побиты, достигнуты не были. Более того, доллар на ММВБ в мае прочно окопался вблизи отметки 27 рублей за доллар, а его колебания походили на перетягивание каната -- плюс-минус 10 копеек.
Цена нефти в мае скорее падала, нежели показывала устойчивый рост. В самом начале месяца стоимость барреля североморской нефти на лондонской ICE Futures почти достигла отметки 75 долларов, что стало очередным рекордом. Дальнейшее движение котировок носило разнонаправленный характер, однако большую часть времени они находились выше 70 долларов за баррель, хотя не обошлось без провалов. Странное дело: бочка нефти стоит уже никак не меньше 70 долларов, еще недавно это было просто немыслимо, а любое снижение, даже на пару долларов, воспринимается рынком панически. Кстати, аналитики высказывают мысль о тенденции удорожания биржевых товаров, одним из которых является нефть.
Всеобщая коррекция "бумажных" активов 8─9 мая поначалу не затронула котировки драгметаллов. Похоже, инвесторы решили переложиться из виртуальных долей в компаниях во вполне осязаемые золото и серебро, где и надеялись пересидеть лихие времена. Так и произошло. Однако понижательной коррекции рынку драгметаллов избежать все равно не удалось. В течение декады начиная с 11 мая -- нового исторического пика (более 721 доллара за тройскую унцию золота и чуть более 15 за унцию серебра) -- их цены резко шли вниз. За этот период золото потеряло более 10%, серебро -- более 15%. Под занавес месяца падение удалось скрасить небольшим ростом.
В движении котировок промышленных цветных металлов единой идеи, как в сегменте благородных собратьев, не было. Наблюдавшаяся в этом месяце резкая коррекция отразилась на каждом из металлов по-разному. Комфортнее остальных катаклизм пережил никель. Его котировки под конец мая закрепились на новых для него уровнях -- 22500─22700 долларов за тонну. Котировкам меди удалось сгладить последствия спада и превысить уровень начала мая почти на 15%. Драматичнее всего выглядела ситуация на торгах алюминием. За резким скачком котировок последовала коррекция, но в отличие от меди и никеля алюминий закончил месяц несколько ниже показателей начала мая, упав с момента пика на 16%.
Фондовый рынок США, судя по одному из своих основных индикаторов -- Dow Jones Industrial Index, в мае чаще падал, чем рос. Так, до 10 мая на рынке наблюдался непрерывный рост, в результате была достигнута новая рекордная вершина -- 11 640 пунктов. Дальнейший стремительный спад до отметки 11 100 пунктов нивелировал все завоевания индекса. Единственный положительный момент в том, что Dow удалось не опуститься до уровня провала середины апреля. Почти за две недели падения от вершины до локального дна DJ потерял 4,6%. На фоне падения других рынков, в особенности российского, такое снижение кажется детским лепетом, но для развитых рынков подобный спад весьма серьезен. Схожая, но гораздо более прозаичная картина наблюдалась в Европе. Немецкий DAX-30 и французский CAC-40 также росли до конца первой декады месяца, далее случился провал, как и в Штатах. За интервал от вершины до дна индексы потеряли 9,7 и 9,4% соответственно. После резкого снижения последовал робкий и осторожный рост. Японский Nikkei-225 снизился почти на 10%. Это не характерно для развитого японского рынка -- поведение индекса очень напоминало движение рынков развивающихся. Показатели развивающихся рынков -- группа индексов MSCI -- в мае были неутешительными. Самый популярный из них -- индекс MSCI BRIC, отражающий динамику рынков Бразилии, России, Индии и Китая, -- снизился в момент провала рынков в мае на 19%. Больше всех пострадала Россия, ее вклад в индекс составил 25%, меньше всех -- Китай с его 12,6%. Развивающиеся рынки в целом, согласно исследованиям Morgan Stanley, упали за этот период "лишь" на 15%.
Российский фондовый рынок в мае испытал и беспрецедентный рост, и ординарное двадцатипятипроцентное падение. Индекс РТС, достигнув исторического рекорда 1765 пунктов по итогам дня 6 мая, пошел вниз. Остановился он лишь 22 мая на отметке 1319 пунктов. Дальнейшее движение рынка хотя и тяготело к вершинам, но как-то осторожно. Вроде бы на графике в конце месяца виден вполне уверенный рост, а в реальности -- самый что ни на есть боковой тренд и неопределенность инвесторов с дальнейшим направлением движения. Локомотивы нынешнего падения, как всегда, "фишки". Правда, теперь падение затронуло и второй эшелон.
Динамика вложений в ПИФы, согласно индексу RUIF-WT (оценивает прирост доходности открытых фондов, взвешенный на СЧА), с 26 апреля по 26 мая составила ─7%, а с момента пика до момента дна на рынке -9,7%, что значительно лучше, чем на фондовом рынке.
Что касается недвижимости, темпы роста цен на жилье установились на уровне 1,5─1,8% в неделю, то есть по сравнению с апрелем произошло замедление "ценового галопа" примерно в полтора раза. Индекс стоимости жилья, рассчитываемый аналитическим центром www.irn.ru, вырос за май на 6,7% и составил на конец месяца 3279 долларов за метр.