Металлическая страховка

Инвестиции в драгметаллы сейчас дают возможность сохранить сбережения. Наиболее выгодным инструментом для таких вложений считаются обезличенные металлические счета. Эта банковская услуга ориентирована в основном на состоятельных клиентов

Вложения в недвижимость на стадии котлована -- желательно в Москве -- с последующей продажей уже в виде квартиры в готовом доме представляется нашим соотечественникам самым удачным по соотношению риск--доходность инвестиционным решением. Понятно, что это обычная спекуляция на резком росте цен, но, с другой стороны, недвижимость -- это, что называется, на века. Более "легковесно" настроенные граждане предпочитают загонять в заоблачные выси цены немногочисленных российских фондовых фишек, в том числе и посредством покупки паев инвестиционных фондов. Тут доходность повыше.

Есть еще и третий инструмент, который тоже стремительно растет в последнее время, хотя до московской недвижимости и акций пока не дотягивает. Однако оседлать этот "тренд" россияне не спешат, видимо, не представляют как. А речь идет о драгоценных металлах -- золоте и иже с ним. Доходность вложений в драгоценные металлы сейчас оценивается в десятки процентов годовых. Так мощно растут эти консерваторы не часто, однако и резкие падения у них бывают редко.

Но не спешите бросаться закупать драгоценные слитки и превращать свой дом в филиал "Форт-Нокса". Есть способ инвестирования более удобный и доходный -- обезличенные металлические счета (ОМС). Эту услугу банки предлагают далеко не первый год, однако активно не продвигают. Поэтому с этой аббревиатурой у большинства людей ассоциируется лишь обязательное медицинское страхование. Финансовые ОМС тоже могут рассматриваться как страховка -- страховка здоровья капитала. Как минимум металлические счета -- это неплохой способ обезопасить сбережения от обесценивания.

Металл на бумажке

Металлический счет, по сути, самый обыкновенный банковский вклад, только номинированный в каком-либо драгоценном металле. Традиционная линейка -- золото, серебро, платина, палладий. Открывая ОМС, вы покупаете у банка энное количество металла, и этот вес зачисляется на ваш личный счет. Вся сделка происходит на бумаге, в реальности никакой слиток в банке лежать не будет. Подержать в руках свое приобретение можно будет лишь в том случае, если, закрывая счет, вы захотите взять не деньги, а драгметалл. Правда, делать это не советуют даже сами банкиры. Дело в том, что тогда с вас удержат НДС и возьмут от 1 до 18% комиссии за проведение операции. Крое того, есть опасность, что вес металла на вашем счете не подойдет под параметры стандартного слитка. Тогда банку придется заказывать изготовление слитка специального, а вам -- оплачивать эту работу. В общем, закрывая счет, гораздо разумнее брать наличные.

Большинство банков, работающих с ОМС, сейчас предлагают два вида счетов -- до востребования и депозитный. Большой минус бессрочного счета заключается в его беспроцентности: доход может обеспечить только рост курсовой стоимости металла. А большой плюс в том, что счет в любой момент можно закрыть и уйти с наличными. У владельцев бессрочных ОМС есть возможность быстро отреагировать на текущую рыночную ситуацию. При падении котировок можно оперативно избавиться от ставших проблемными металлических активов, а при резком взлете цен выгодно закрыть драгоценный вклад. Именно этим счета до востребования и привлекательны для любителей поспекулировать. Впрочем, таковых среди нынешних держателей ОМС не много. "Для того чтобы успешно играть на курсах, надо отслеживать ситуацию на рынке драгметаллов, разбираться в его тонкостях. Большинство вкладчиков не занимаются активным управлением. Некоторые просто каждую неделю звонят и спрашивают, какие цены на металлы", -- говорит замначальника отдела операций с драгметаллами Банка Москвы Елена Волкова.

Сейчас бессрочные счета -- это прибежище для пугливых инвесторов, которые не столько хотят заработать, сколько боятся потерять и поэтому, если что не так, готовы сразу закрыть свой вклад. Основная масса ОМС пока приходится на депозиты. Здесь банк гарантирует доходность, но не факт, что даже с начисленными процентами вы получите больше, чем вложили. Ведь цены могут качнуться вниз, а вместе с ними, соответственно, и стоимость купленного вами виртуального металла. Варианты сроков размещения вкладов сейчас достаточно разнообразны, можно открыть счет и на пятнадцать дней, и на два года. Можно и досрочно закрыть счет, но тогда вы не получите причитающихся по вкладу процентов. Естественно, чем дольше срок, тем больше ставки, они варьируются от 0,05 до 5,5%. Проценты по ОМС начисляются в граммах драгметалла, на который открыт счет. При закрытии счета все имевшиеся и накопившиеся граммы по текущему курсу банка сначала конвертируются в доллары, а уже из них переводятся в рубли.

Момент получения наличных омрачен деятельностью отечественных законотворцев. В отличие от обычных денежных депозитов с начисленных на металлические счета процентов по закону вы обязаны будете заплатить подоходный налог. Кроме того, налог придется отдать и с дохода, образовавшегося от роста стоимости приобретенного металла. Это касается не только депозитов, но и счетов до востребования. Самое обидное, что даже если цена на металл не поднялась, а упала, подоходный с процентов по срочному вкладу платить все равно надо. Утешает лишь то, что банк в отношения клиентов и налоговиков не вмешивается -- при закрытии счета автоматически подоходный налог не удерживают.

Другие финансовые неприятности (читай: расходы) владельцев счетов не подстерегают. Большинство банков, работающих с ОМС, сейчас обслуживают счета совершенно бесплатно -- никакие комиссии за это не берут.

Для вкладчиков есть один малоприятный нюанс: на металлические счета не распространяется Закон о страховании вкладов. Поэтому при банкротстве кредитного учреждения владельцам ОМС придется дожидаться, пока свои деньги получат все обычные вкладчики и кредиторы банка. В Госдуме обсуждаются поправки в Гражданский кодекс, которые должны будут устранить несправедливость по отношению к держателям ОМС.

Золотая лихорадка

Большинство открытых сейчас металлических счетов -- с желтоватым оттенком. По словам банкиров, по спросу безоговорочно лидирует золото. Этот металл даже вопреки всем рыночным реалиям притягивает инвесторов. Эксперты отмечают, что, хотя серебро демонстрирует гораздо более быстрые темпы роста, вкладчики по-прежнему предпочитают покупать золото. Так уж повелось, что люди больше доверяют именно ему. Начальник управления операций с драгметаллами банка "Зенит" Сергей Козлов говорит, что лишь особо продвинутые вкладчики открывают счета сразу в нескольких металлах. Ничем другим, кроме как психологическими стереотипами, банкиры пиетет вкладчиков перед "желтым дьяволом" объяснить не могут.

Золото далеко не всегда оправдывает всенародный кредит доверия. К примеру, если в 2005 году золотые ОМС оказались весьма доходным видом банковских вложений, то в 2004 году их реальная доходность показала весомый минус (см. таблицу).

Прошлый, год для владельцев металлических счетов был очень и очень удачным. Они вчистую обыграли тех, кто был в традиционных банковских депозитах. Денежные вклады и в валюте, и в рублях показали не просто меньшую доходность, но ощутимый убыток. Пока доллар и евро поочередно дешевели, а рубль подтачивала инфляция, на мировых биржах цены на золото, серебро, платину и палладий дружно карабкались вверх. Годовой рост металлов удивил даже аналитиков. Больше всего на металлическом подъеме заработали те, кто покупал палладий: он подорожал на 43% (в ценах Лондонской биржи металлов). Стоимость серебра подскочила на 38%, прирост золота составил 20%, платины -- 14%.

Крайние значения в этом мини-рэнкинге у палладия и платины, что неудивительно: именно эти металлы считаются наиболее рискованными для инвестиций. Некоторые банки, кстати, работающие с ОМС, даже не продают физлицам платину и палладий, слишком уж непредсказуемо порой ведет себя эта металлическая парочка. Гораздо надежнее открывать золотые или серебряные металлические счета -- вложив в них деньги, спать можно более или менее спокойно. А сны в этом году "металлическим вкладчикам" снятся вполне радужные. С началом 2006 года рост по всем драгметаллам не то что продолжился, а еще больше усилился (см. график). Многократно побивались те или иные максимумы за довольно протяженные отрезки. При таких темпах роста получается очень неплохая реальная доходность по металлическому депозиту даже с учетом спрэдов между теми ценами, по которым банки продают клиенту металл, и ценами обратного выкупа. Так, по расчетам D` на конец апреля 2006 года реальная доходность вложений в ОМС Сбербанка РФ (с поправкой на индекс потребительских цен) составляла чуть менее 30% годовых по золоту и 60% по серебру. И это при том, что спрэд по золотым котировкам у Сбербанка составляет около 6%, а по серебряным -- около 7%. У других банков он существенно ниже: порядка 2─3,5% по золоту и 3─4% по серебру. Провокационные темпы роста привлекли внимание населения. Банкиры в последние месяцы отмечают всплеск интереса инвесторов к ОМС. На конец апреля остатки на обезличенных металлических счетах Сбербанка составили (в золотом эквиваленте) более 8,5 т, или свыше 4,5 млрд рублей. Общее количество таких счетов превысило 50 тысяч. Золота за четыре месяца было продано более 4,3 т, что в десять раз (!) превышает аналогичный показатель прошлого года. Продажи серебра в обезличенном виде за этот период превысили 53 т, что практически в два раза больше прошлогоднего годового объема реализации серебра. Активизация налицо и в других банках. По словам Сергея Козлова, после каждого нового скачка золота на банк "Зенит" обрушивается шквал телефонных звонков с вопросами о "металлических счетах". Елена Волкова отмечает небывалый прирост клиентской базы: с начала года количество держателей металлических счетов в Банке Москвы выросло в два раза. Начальник финансово-аналитического отдела Номос-банка Сергей Шилов заявляет о росте числа вкладчиков ОМС в банке с начала года примерно на 30%. А вот в Росбанке особого роста "металлической" клиентуры не зафиксировали. Павел Супрунов, замначальника конъюнктурно-аналитического управления Росбанка, считает, что при нынешних высоких ценах на золото и серебро потенциальные инвесторы, опасаясь возможной серьезной коррекции, просто не хотят рисковать и выжидают. Хотя мало кто сейчас предсказывает снижение цен на металлы. На волне массовой "сдачи№ дешевеющего доллара США золото и его "коллеги" кажутся весьма интересным инструментом. Так, инвесторам, желающим обойтись без особого риска, Павел Супрунов советует разместить 70% своих средств на рублевых депозитах, а 30% положить на разные металлические счета.

Сколько вешать в граммах

Сейчас достаточно много банков (около двух-трех десятков) открывают металлические счета, но у большинства из них ОМС -- услуга отнюдь не для массового пользования. Хотя бы формально ориентацию на металлическую розницу демонстрирует лишь один Сбербанк. У него самая демократичная линейка взносов для вступления в клуб "металлистов". К примеру, открыть золотой ОМС в Сбербанке можно, купив всего один грамм металла. Завести металлический счет в Сбербанке не просто, а очень просто, но при этом открыть депозит невозможно. Госмонополист предлагает только бессрочные ОМС, поэтому взалкавшим "металлических" процентов с ним не по пути. На Сбербанке свет клином пока, конечно, не сошелся -- работает масса других банков, у которых есть не только счета до востребования, но и депозиты. Однако здесь другая проблема: открыть депозит по карману далеко не каждому представителю даже среднего класса. В большинстве банков разговаривать с вами об ОМС станут только при согласии на покупку 1 кг золота или 10 кг серебра. Некоторые банки порог вхождения в ряды обладателей драгметалла вообще поднимают до заоблачных высот. Так, в банке "Зенит" без 100 тыс. долларов металлический счет не открыть. Иметь пусть и много клиентов, но мелких, банкам просто невыгодно. Дело в том, что банк, открывая каждый новый металлический счет, должен обеспечить наличие у себя этого самого металла. "Очень сложно захеджировать маленькую продажу, -- говорит Сергей Шилов. -- Допустим, купил человек сто граммов золота, банку надо перекрыть эту позицию. Можно купить золото через зарубежные банки, но у них минимальный лот по золоту -- три килограмма. То есть надо набрать тридцать таких физлиц, чтобы захеджировать позицию. А за это время цены могут подпрыгнуть, и банк потеряет деньги на разнице курсов продажи и покупки. Поэтому и делают достаточно большие пороги вхождения, чтобы как можно быстрее набрался минимальный лот". А Сергей Козлов, в свою очередь, отмечает, что ОМС для банков -- дело вообще не слишком прибыльное. Банки на металлических счетах зарабатывают в основном на курсовой разнице. Каждый банк устанавливает собственные котировки продажи и покупки металла, ориентируется он при этом на мировые цены. Как правило, при открытии счета металл продают дороже биржевой стоимости, а при закрытии покупают дешевле. Разница обычно не выходит за пределы 1,5% (по золоту) от рыночной стоимости металла в обе стороны, это и есть весь доход банка от ОМС. По серебру она чуть выше.

Банкиры говорят, что металлические счета для них не столько средство извлечения прибыли, сколько способ удержания состоятельных и VIP-клиентов. Им предлагают открыть металлический счет для диверсификации своего инвестиционного портфеля. По словам Павла Супрунова, подавляющее большинство клиентов используют ОМС именно так. В Росбанке в среднем на металлический счет сейчас кладут не менее 1 млн рублей. Общей же статистики по количеству вкладчиков и объему рынка просто не существует. Банки не стремятся раскрывать свои "металлические" показатели. По оценкам экспертов, больше всех средств на ОМС привлек Сбербанк. В числе крупнейших "металлистов" фигурирует Росбанк, "Уралсиб" и Номос-банк.

Можно и килограммами

Металлические счета -- не единственный способ для инвестиций в драгметаллы. Если "виртуальный металл" -- понятие для вас слишком эфемерное и потому выглядящее не слишком надежным, можно приобретать реальные слитки и оставлять их в банке на ответственное хранение. Кстати, объемы розничных продаж драгметаллов в слитках в Сбербанке за четыре месяца 2006 года превысили 440 кг золота и 2,3 т серебра. Но тогда нужно будет забыть о причитающихся вам процентах, как в случае депозитного ОМС, и вспомнить о полагающихся платежах банку. Месячная плата за хранение слитка доходит до 0,15% от его стоимости. Если же вы решите держать свое сокровище дома, то при продаже потребуется произвести экспертизу подлинности слитка, и эту недешевую процедуру (2─3% от стоимости), естественно, придется оплатить вам. Кроме того, покупать физический металл просто невыгодно. Во-первых, банки продают слитки с заметной накруткой, доходящей порой до 20%. Во-вторых, при покупке придется оплатить и 18% НДС, причем если вы захотите продать слиток обратно банку, то НДС вам уже не вернут.

Обезопасить свои сбережения можно и с помощью монет из драгметаллов. Наиболее простой способ -- покупка так называемых инвестиционных монет. Это специальные монеты из золота или серебра. Главное их достоинство в том, что они не облагаются НДС. Буквально в феврале Центробанк России небольшим тиражом, всего 150 тыс. экземпляров, выпустил новую золотую инвестиционную монету -- "Георгий Победоносец", она весит около 8 г. До этого в хождении была только одна инвестиционная золотая монета -- "Червонец", но его чеканку прекратили еще в 1982 году. В 1995 году ЦБ выпустил серебряную трешку -- "Соболь".

Отпускные цены ЦБ РФ на золотые инвестиционные монеты сейчас не многим больше 5000 рублей, а "Соболь" стоит около 500 рублей. Банки не только продают, но и покупают инвестиционные монеты -- каждый по собственному курсу. Обычно банковский дисконт составляет 3─4%. Кроме того, по сравнению с физическим металлом монеты стоят на 20─25% дороже. Поэтому монеты есть смысл приобретать только для достаточно длительных вложений. К тому же в банке крайне тщательно оценивают состояние монеты, малейшая царапина может снизить цену как минимум на 10%.

Более высоким потенциалом роста обладают коллекционные монеты. Их делают не только из золота или серебра, но также из платины, палладия, а иногда даже из весьма экзотических металлов, например родия. Впрочем, ценность памятных монет определяется не столько металлом, сколько художественным оформлением, качеством чеканки и объемом тиража. Чем меньше тираж, тем они дороже. Выпускают коллекционные монеты к каким-либо памятным событиям или тематическими сериями. В банковской продаже сейчас несколько десятков различных монет. Цены варьируются достаточно сильно -- от нескольких сотен рублей до нескольких миллионов. К примеру, золотая монета "Тигр" номиналом 10 тыс. рублей обойдется как минимум в 2 млн 200 тыс. рублей (Сбербанк РФ).

Коллекционные монеты, как и весь антиквариат, со временем становятся только дороже. Но сколько придется этого ждать, вам никто не скажет. Нумизматический рынок не для краткосрочных вложений и не для дилетантов. Непрофессионалы очень легко могут попасть впросак и, вложившись не в те монеты, просто потерять свои сбережения. Немаловажно и то, что при покупке коллекционных монет, как и в случае со слитками, уплачивается НДС, который при обратной продаже монет банку не возвращается. Есть, правда, схемы обхода, но дело это уголовно наказуемое. Да и стоит ли так рисковать, если есть и легальные пути для приобщения к "вечным ценностям"?