ОАО «Лебедянский»

3 июля 2006, 00:00

ОАО «Лебедянский» на сегодня крупнейший не только в России, но и в Восточной Европе производитель натуральных соков, также является одним из лидеров на российском рынке детского питания. «Лебедянский» входит в число 300 крупнейших компаний России по выручке и капитализации и в top-10 мировых производителей соков. В структуру компании включены два производственных предприятия, расположенных в Липецкой области: завод «Лебедянский» (г. Лебедянь) и ОАО «Прогресс» (г. Липецк). Фактически компанией владеет семья бывшего директора завода «Лебедянский », а ныне депутата Госдумы РФ Николая Борцова. Ему и его сыну Юрию Борцову, занимающему пост председателя совета директоров компании, принадлежит контрольный пакет акций «Лебедянского». Около 18% акций — в собственности заместителя гендиректора компании Ольги Белявцевой.

В марте 2005 года «Лебедянский» провел IPO, 19,9% акций компании были размещены на российских торговых площадках: РТС и ММВБ. Выручка от продажи пакета составила 151 млн долларов. После IPO бумаги «Лебедянского» выросли в цене более чем на 70%. Акции «Лебедянского» сейчас считаются одними из лучших бумаг пищевого сектора. В 2006 году компания  провела дебютный выпуск облигаций на сумму 2,3 млрд рублей. По открытой подписке планируется разместить 2 млн 300 тыс. процентных неконвертируемых документарных облигаций; номинальная стоимость облигации составит 1000 рублей. Облигации будут обращаться в течение пяти лет. По выпуску предполагается трехлетняя оферта.

Эксперты оптимистично оценивают перспективы компании и отмечают у нее значительный потенциал роста. «Лебедянский» занимает треть рынка соков как в натуральном, так и денежном выражении. Кроме того, по данным исследовательского агентства MeMRB, компания занимает 42% рынка детских соков и 23% рынка пюре для детского питания. «Лебедянский» выпускает продукцию для всех ценовых сегментов. Торговые марки компании: соки «Я», «Тонус», «Фруктовый сад»; сокосодержащие напитки Frustyle, детское питание и соки для детей «ФрутоНяня» и «Туса-Джуса», холодный чай «Эдо», минеральная и питьевая вода «Липецкий бювет». 90% доходов компании обеспечивает продажа соков, остальная прибыль приходится на детское питание. С 1998 по 2005 год компания увеличила оборот более чем в двадцать раз, а свою рыночную долю почти в восемь раз. «Лебедянский» ориентирован на внутренний рынок, на экспорт приходится лишь 5% продаж. За рубеж продукция поставляется лишь в страны СНГ: Украину, Молдавию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Азербайджан, Армению, Грузию и Белоруссию.

В 2005 году продажи соков компании в натуральном выражении выросли на 24%, а продажи детского питания на 49%, общий объем продаж увеличился на 26%. В итоге в 2005 году выручка компании поднялась на 33%, до 14 млрд рублей. Темпы роста выручки у «Лебедянского» выше среднеотраслевых. В 2005 году чистая прибыль компании увеличилась на 20%, до 2 млрд 29 млн рублей. Совет директоров компании намерен направить на выплату дивидендов рекордную сумму — 1 млрд 400 млн рублей, это более 60% чистой прибыли.

Первый квартал 2006 года компания отработала также весьма динамично. По сравнению с аналогичным периодом 2005 года продажи соков в натуральном выражении выросли на 20%, а продажи детского питания на 32%. Общий объем продаж увеличился на 25%. Выручка компании составила 4 млрд 148 млн рублей, что на 32% больше прошлогоднего показателя. Чистая прибыль в первом квартале 2006 года выросла на 17,6 %, до 700 млн рублей. В то же время у компании на 65% увеличились коммерческие расходы, они превысили 700 млн рублей. Рост производственных и операционных затрат в первом квартале 2006 года не смогло компенсировать повышение цен на продукцию компании, что привело к снижению валовой рентабельности на 1,7 процентного пункта. Руководство «Лебедянского» намерено расширять производство. В 2005 году был запущен пилотный проект по производству питьевой и минеральной воды, объем вложений составил около 40 млн долларов. Помимо воды «Липецкий бювет» в прошлом году «Лебедянский» выпустил еще несколько новых продуктов: холодный чай «Эдо», соки для детей «Туса Джуса», соки прямого отжима под брендом «Я», а также начал выпуск мясных пюре для детского питания. В этом году должно завершиться строительство производственно-складского комплекса площадью 29,2 тыс. кв. м. Это позволит компании полностью автоматизировать процессы приемки сырья, купажирования и хранения готовой продукции. Общий объем инвестиций в этот проект составляет 52 млн долларов. Компания намерена построить завод в Новосибирской области, стоимость проекта оценивается в 40 млн долларов. В планах компании в ближайшие пять лет значительно увеличить объем производства соков. Пятилетняя программа развития предполагает, что в течение двух лет производство должно быть увеличено на 40%, в третий год еще на 15%, а в четвертый и пятый годы — на 10 и 7% соответственно. По оценкам экспертов, до 2010 года среднегодовой темп роста российского рынка соков составит 7–8%. Таким образом, у «Лебедянского» есть возможность не только сохранить, но и нарастить свою рыночную долю.

При подготовке рубрики были использованы материалы: ОАО «Лебедянский», Банка Москвы, РБК, компании «Ренессанс Капитал»

Основные сведения

Компания: ОАО «Лебедянский» (www.lebedyansky.ru/).

Сектор: пищевая промышленность.

Месторасположение: Липецкая обл., г. Лебедянь, ул. Матросова, 7.

Выпущено акций: обыкновенные — 20,411 млн штук.

Стоимость акции в РТС: 50 долларов.

Капитализация: 1,020 млрд долларов.

Стоимость компании (EV): 1,023 млрд долларов.

Торговая площадка: РТС (LEKZ) , ММВБ (LBDO).

Сильные стороны

     Лидирующие позиции на рынке соков

     Развитая сбытовая инфраструктура

     Широкая известность торговых марок компании

     Присутствие во всех ценовых сегментах рынка соков

     Современная производственная база       

Слабые стороны

     Значительная часть оборудования находится в лизинге

     Зависимость от сезонности спроса

     Зависимость от поставщиков сырья и материалов

     Значительные расходы на рекламу

Возможности

     Расширение ассортимента продукции

     Расширение сбытовой сети

     Увеличение экспорта продукции

     Ввод новых производственных мощностей

     Снижение затрат и усиление финансового контроля

     Проведение более эффективной маркетинговой стратегии

Угрозы

     Усиление конкуренции на рынке соков

     Рост цен на сырье и услуги

     Изменение налогового, валютного, таможенного законодательства и правил сертификации продукции

     Рост транспортных тарифов

     Падение спроса на продукцию компании