"Роснефть" в мешке

Евгения Обухова
редактор отдела экономика и финансы журнала «Эксперт»
3 июля 2006, 00:00

Широко разрекламированное IPO "Роснефти" вызывает слишком много вопросов и опасений, что неприемлемо для размещения такого уровня

Приватизацию "Роснефти" можно сравнить с приватизацией какого-нибудь российского государственного ведомства. Слишком большая государственная контора, декларируемые интересы которой обычно далеки от реальных интересов лиц, ею управляющих. Оценить риски заранее почти бесполезное занятие, все равно вы чего-нибудь важного да не узнаете. Кроме того, поскольку в процессе приватизации пересекаются интересы огромного количества участников, чьи названия и имена, кстати, совсем не очевидны, на выходе приватизационного процесса можно получить все что угодно.

Сумбурность и таинственность, сопровождающие подготовку к крупнейшему за всю историю фондового рынка России IPO, являются тому лучшим доказательством.

Невеста согласна

Итак, то, во что еще месяц назад никто не верил, все же случится. "Роснефть" разместит свои бумаги среди зарубежных и внутренних инвесторов очень скоро в период с 14 июля по 1 августа. Собравшись с силами, госкомпания 2 июня провела собрания акционеров своих "дочек", чтобы решить вопрос их присоединения к материнской компании. Но и тогда в скорое IPO мало кто верил. Дата размещения тоже несколько раз переносилась. Так, по словам главы МЭРТ Германа Грефа, IPO должно было состояться до 1 августа 2006 года, после саммита "большой восьмерки", который пройдет 1517 июля. Теперь ожидается, что торги бумагами "Роснефти" смогут начаться сразу по окончании road-show, 14 июля.

То, что июль это реальность, стало ясно в праздничный день 12 июня, когда "Роснефть" удивила всех своим официальным сообщением о предстоящем размещении на российских площадках РТС и ММВБ, а также на Лондонской фондовой бирже (LSE). К 19 июня обыкновенные акции ОАО "НК Роснефть" уже были включены в котировальные списки РТС и ММВБ.

В день начала road-show, 26 июня, "Роснефть" раскрыла самую большую тайну своего IPO: она объявила, сколько именно акций она хочет продать и почем, установив ценовой диапазон в пределах 5,857,85 доллара за одну обыкновенную акцию и за одну GDR, что соответствует рыночной капитализации компании в пределах от 60 до 80 млрд долларов (после консолидации). Компания выведет на биржу от 15,62 до 19,5% своих акций и сможет выручить от 10,84 до 11.62 млрд долларов.

Пока "Роснефть" томила инвесторов неизвестностью относительно цены, 11 инвестбанков обнародовали свои оценки возможной капитализации компании. Разброс оказался очень велик от 63 до 120 млрд долларов, хотя большинство все же уложились в диапазон от 70 до 90 млрд Большинство наших аналитиков возмутились столь значительной переоценкой. Аналитики журнала "Эксперт" предположили, что "премии" от инвестбанкиров "Роснефть" удостоилась за мощь своего административного ресурса, возможность безболезненно переварить остатки ЮКОСа, возможные льготы по налогообложению при разработке новых месторождений в слабоосвоенных регионах и прочие возможные преференции.

Женихи в растерянности

В июне "Роснефть" обнародовала исключительно позитивную отчетность за первый квартал 2006 года. Выручка компании выросла на 72% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, показатель EBITDA увеличился на 24%, а чистая прибыль на 11%.

Вместе с тем, чем ближе IPO, тем громче звучат голоса скептиков, которые утверждают: покупать бумаги "Роснефти" все равно что брать кота в мешке. И это не только аналитики. Миллионер Джордж Сорос со страниц Financial Times уже заявил, что инвесторы не получат полной информации о компании и ее финансовой истории. "Роснефть это государственный инструмент, который всегда будет служить на благо политических интересов России в ущерб интересам акционеров. Это создает серьезные этические проблемы ", заявил Сорос.

21 июня грянул гром: НК ЮКОС обратилась в Управление по финансовым услугам Великобритании (FSA) с просьбой отказать "Роснефти" в листинге на LSE на том основании, что "Юганскнефтегаз" достался компании незаконно. Теоретически FSA может отказать компании в размещении или отложить его ("Роснефть" пока не подала документы для прохождения листинга на LSE). Однако предсказать действия британского регулятора фондового рынка никто не берется.

Сомнения в чистоте активов "Роснефти" одно из главных препятствий в успешном ее размещении. Если акции "Роснефти" окажутся на Лондонской бирже, компания выйдет в международное правовое поле и теоретически может лишиться по суду активов, приобретенных сомнительным путем. И на Западе некоторые уже поспешили заострить внимание будущих покупателей на этой ситуации.

"Это IPO дурно пахнет, заявил управляющий лондонской Pictet Asset Management Агне Зиткут. С моральной точки зрения мне сложно выкупать то, что было у меня украдено". Газета The Guardian процитировала главу корпоративного управления и социально ответственных инвестиций F&C Asset Management Карину Литвак: "Российский правовой режим непрозрачен, и ориентироваться в нем трудно ...Если мы чего-то не можем понять, мы в таком случае не делаем инвестиций. Если только Роснефть не предоставит нам заслуживающих доверия доказательств, что она разобралась со всеми возможными задолженностями, проистекающими из приобретения ею компании Юганскнефтегаз, и приняла соответствующие меры, мы не будем заинтересованы в приобретений ее акций".

Впрочем, многие эксперты спокойно относятся к этим заявлениям, напоминая, что на Западе действует мощное лобби ЮКОСа, которое не преминуло воспользоваться моментом. По мнению заведующего лабораторией макроэкономики Института экономики переходного периода Сергея Дробышевского, наследство ЮКОСа не принесет проблем, поскольку и сама "Байкалфинансгрупп" получила деньги от иностранных инвесторов. Однако от судебных разбирательств, как не раз на собственном опыте убеждались российские инвесторы, не застрахована ни одна компания.

Плюс к этому сразу после официального объявления сроков road-show активизировались и миноритарии компании и ее "дочек". Так, Александр Саломахин, управляющий директор Newport Capital, миноритарного акционера Комсомольского НПЗ (одной из "дочек" "Роснефти"), заявил, что коэффициенты для консолидации занижены, и пообещал оспорить действия "Роснефти" в суде. Тогда же стало известно, что на внеочередном собрании акционеров "Сахалинморнефтегаза" 2 июня, оказывается, не набралось кворума и теперь собрание придется проводить заново. Успеет ли "Роснефть" консолидироваться до начала IPO, остается неясным.

Почем брать

Вторая опасность, которая гораздо реальнее, недостаточная эффективность компании и, как следствие, то, что даже цена в 5,85 доллара может оказаться неоправданно высокой. Профессиональные инвесторы при покупке новых акций обычно сравнивают эмитента с другими компаниями отрасли. "Роснефть" же, несмотря на лидирующее положение по запасам, не может догнать своих коллег. Кроме того, у компании огромный долг при весьма скромной по сравнению с другими компаниями сектора чистой прибылью (см.таблицу).

К тому же многие инвесторы в принципе не верят в то, что государство способно быть хорошим менеджером. "Мы пока не рекомендуем инвесторам участвовать в IPO по ценам, которые предполагают капитализацию компании выше 4748 млрд долларов", считают аналитики "Брокеркредитсервиса". "По сравнению с российскими аналогами Роснефть выходит сильно переоцененной, а потому приобретать ее бумаги после IPO достаточно рискованно", вторят коллегам аналитики ФК "Уником Партнер". А эксперты Европейского трастового банка отмечают, что хотя даже нижняя граница в 5,85 доллара довольно высока, но при столь высоком интересе к IPO компании указанные цены вполне достижимы.

Однако когда управляющие портфелями только начали получать от банков организаторов размещения приглашения на встречи, Сбербанк уже выложил в своих офисах буклеты с предложением физлицам купить акции "Роснефти". С 26 июня по 10 июля Сбербанк, а также Газпромбанк, "Атон", "Уралсиб" и ВБРР принимают заявки на покупку акций "Роснефти". Минимальная сумма, на которую можно приобрести бумаги, 15 000 рублей (сначала банки объявили сумму в 20 000). Таким образом, на свои 15 000 вы получите приблизительно от 70 до 90 акций. Сумма в 15 000 объясняется издержками банков: работать с более мелкими лотами им просто невыгодно.

Чтобы купить акции, нужно подать заявление и заполнить анкету. Далее с банком будет заключен договор о предоставлении брокерских и депозитарных услуг, а также "Соглашение о предоставлении услуг по приобретению акций Роснефти". Теперь можно будет и заявку подавать.

В заявке должна быть указана сумма, на которую покупатель намерен приобрести бумаги. Эти деньги перечисляются на специальный счет, и дальше придется ждать восемь рабочих дней с момента окончания приема заявок. За этот период станет известна окончательная цена акций (см. IPO: как это работает) и вам сообщат, сколько акций вы приобрели и по какой цене. После проведения расчетов покупатель получит на руки выписку со счета депо, подтверждающую факт владения бумагами. После окончания первичного размещения акции начинают обращаться на бирже, где их можно продать или купить в любой момент.

По мнению старшего управляющего портфелем УК "Альфа-Капитал" Александра Крапивенко, продажа акций "Роснефти" "физикам" как раз должна показать, насколько население созрело для этого и насколько это привлекательно для частных инвесторов. Правда, руководитель ФСФР Олег Вьюгин заявил, что он против активной агитации населения за участие в IPO "Роснефти" и отметил, что, по его мнению, основную роль при размещении акций сыграют институциональные инвесторы, поскольку вряд ли российское население сможет выставить объем заявок на большую сумму. Аналитики соглашаются, что если физлицам и стоит покупать эти бумаги, то уж только людям, искушенным в инвестировании.

При всем том частникам надо понимать: чтобы не купить слишком дорого, инвестор должен оценить привлекательность цены по отношению к рынку и к другим компаниям. Сделать это самостоятельно очень сложно, особенно если вы не владеете методами финансового и фундаментального анализа. Если вам уж очень хочется поучаствовать в приватизации нефтянки, можно использовать менее рискованный вариант: купить акции уже после начала вторичного обращения, через месяц-два. За это время можно будет сделать хотя бы относительные выводы, куда движется цена новой "голубой фишки". Еще одна возможность стать акционером "Роснефти" купить акции дочерних АО, которые рано или поздно все равно будут конвертированы в акции материнской компании.