В следующем году общие фонды банковского управления (ОБФУ) отметят десятилетний юбилей, но до сих пор ни в одном законе нет даже упоминания о таком финансовом институте. Пока банковские фонды работают на основании специальной инструкции Центробанка, никаких других документов, регулирующих деятельность ОФБУ, просто нет. В этом году и низы (управляющие) и верхи (Центробанк), видимо, поняли, что больше так жить нельзя. В результате через полгода консультаций регулятора с участниками рынка появились поправки в Закон «О банках и банковской деятельности». Предлагается закрепить само понятие ОФБУ и обязать управляющих раскрывать информацию о деятельности фондов. Ну а сертификат ОФБУ — изменение его статуса, пожалуй, самая главная для инвесторов инициатива — теперь должен стать ценной бумагой. Поправок в закон немного, но их принятие станет прелюдией к дальнейшей нормативной ревизии.
Паевое кредитование
В новом качестве сертификаты ОФБУ уравняются в правах с паями ПИФов, которые изначально именуются ценными бумагами. Что даст переход на новый уровень вкладчикам банковских фондов? Перспектива, лежащая на поверхности, — вторичное обращение сертификатов.
Сейчас пай фонда можно купить и продать только в управляющем банке или у его агента. Если в статус пая изменения будут внесены, то его владелец сможет продать его любому желающему, установив цену по своему усмотрению, составив обычный договор купли-продажи и зарегистрировав в банке смену собственника. Сертификат можно будет оставлять в наследство или дарить — в общем, распоряжаться им как обычной ценной бумагой. Основная же возможность, открывающаяся для инвесторов, — кредитование под залог паев. «У банков кредитование сейчас одна из основных услуг, поэтому новое направление представляет для них большой интерес», — говорит исполнительный директор Ассоциации защиты информационных прав инвесторов (АЗИПИ) Анна Полозкова. Под нынешние сертификаты выдавать кредиты банкам слишком рискованно: в залоге у них остается не имущество, а лишь право инвестора на долю управления в общем имуществе фонда. Например, если в этом имуществе находится один вексель на сто собственников, то непонятно, как его можно заблокировать на счетах, чтобы, получив залог, выдать кредит. К тому же у банков нет никаких гарантий того, что, взяв кредит, человек на следующий день не заберет пай, и помешать этому банк не сможет. «Если сертификаты ОФБУ станут ценными бумагами, то они будут учитываться на персональном депозитарном счете, где их можно будет заблокировать в качестве кредитного залога, — говорит главный экономист управления доверительного управления банка “Зенит” Сергей Булыгин. — Пока заемщик кредит не погасит, бумаги не будут разблокированы — соответственно, их будет невозможно продать». В первую очередь паевое кредитование банки будут продвигать среди вкладчиков собственных ОФБУ. Выдавать деньги клиентам фонда, доходность которого зависит от самого банка, более надежно, чем кредитовать пайщиков чужих фондов, чьи риски управления не могут быть достоверно оценены. Есть плюсы в такой схеме и для заемщиков. Кредитные заявки собственных пайщиков банк наверняка будет рассматривать быстрее, а выносить положительные решения чаще. Будут ли для пайщиков ставки по кредитам ниже, чем для остальных, сказать трудно, но особых причин для уменьшения своей маржи у банков нет. Возможно, некоторые в качестве маркетингового хода на это и решатся.
1
Теоретически паевое кредитование может быть даже выгодно для заемщика. Обычно средняя доходность ОФБУ оказывается вполне сопоставимой с действующими кредитными ставками, то есть прибыль, принесенная паем, компенсирует расходы по обслуживанию займа. «На Западе это очень развитая практика, — отмечает заместитель председателя КБ “Юниаструм Банк” Денис Еганов. — Как у нас сейчас повально берут кредиты, так и там так же повально параллельно еще и вкладываются в фонды — разница в ставках позволяет погашать кредит». Правда, положительная доходность по инвестициям в ОФБУ не гарантирована — вероятен и совсем иной исход.
Благодаря кредитованию управляющие рассчитывают также расширить клиентуру ОФБУ и за счет средств частных компаний. «Многие фирмы имеют большие финансовые средства, которые они готовы разместить в ОФБУ. Но компании зачастую не знают срочности своих денег, не знают, когда они им могут понадобиться, — говорит Сергей Булыгин. — А тут им можно будет спокойно взять кредит под залог своих долей и за счет этого решить проблемы, не забирая деньги из фонда». Для продажи пая момент может быть неблагоприятный, и тогда фирма понесет убытки от уменьшения его стоимости. Взяв же кредит, компании не надо будет раньше срока выходить из фонда и терять возможную прибыль от роста паев.
Кредитование под залог паев уже несколько лет практикуется среди ПИФов. Кредиты выдаются на 70–85% стоимости пая, обычно на срок не больше года, ставки от 13% и выше. Массовым такое кредитование пока не стало. Занимаются этим лишь несколько банков, у которых есть свои ПИФы. К кредитованию клиентов сторонних инвестфондов банкиры относятся настороженно, активно предлагает эту услугу только «КИТ Финанс».
Прекрасное далёко
С перевоплощением пая ОФБУ в ценную бумагу у банковских фондов появится право выхода на биржу. Для банков биржа представляет интерес в первую очередь как инструмент, дающий инвесторам дополнительные варианты приобретения паев. Не все банки, имеющие ОФБУ, обладают разветвленной филиальной сетью — приходится договариваться с более крупными «коллегами», либо отказываться от планов региональной экспансии.
Биржевой интернет-трейдинг вопрос о вашем местонахождении для продажи или покупки пая делает неактуальным. В банках считают, что виртуализация процесса присоединения к ОФБУ должна стимулировать появление новых клиентов. Впрочем, опыт ПИФов это вовсе не подтверждает. Паи нескольких десятков инвестиционных фондов уже не первый год обращаются и на РТС, и на ММВБ, но популярности там они так и не снискали. «Зачем крупным игрокам вкладываться в ПИФы через биржу, если они самостоятельно могут приобретать пакеты акций, воспроизводя структуру любого фонда? — говорит Сергей Булыгин. — Мелким инвесторам тоже нет смысла идти на биржу: тогда придется платить сборы либо терять на спрэде между покупкой и продажей». С подобными проблемами, выйдя на биржу, столкнутся и ОФБУ, но у них все-таки больше шансов на успех, считают банкиры, чем у ПИФов, так как в отличие от инвестфондов они смогут предложить новые возможности для вложений. По мнению Дениса Еганова, спросом на бирже могут пользоваться паи фондов, ориентированные на зарубежные индексы, и бумаги, портфель из которых в России самостоятельно просто не составить. Институциональным инвесторам сейчас запрещено покупать акции зарубежных компаний, но, становясь пайщиками ОФБУ, они вполне законно смогут обходить данное ограничение. По этой же причине паи «зарубежных» ОФБУ для диверсификации портфелей есть смысл приобретать даже их прямым конкурентам — ПИФам, оптимистично рассчитывает зампред правления Юниаструм Банка.
Впрочем, биржа для ОФБУ — перспектива даже не завтрашнего дня. На прохождение всех формальностей и отработку технологий у банков уйдет как минимум год. «Биржа — это очень далекая перспектива, — говорит Сергей Булыгин. — Не думаю, что в ближайшую пятилетку паи ОФБУ будут активно торговаться на бирже».
Мы наш, мы новый мир построим
В том, что нормативные поправки, касающиеся ОФБУ, Дума одобрит, мало кто сомневается. Скорее всего, уже к концу года банковские фонды начнут жить в новых правовых реалиях. Впрочем, банкиры не строят иллюзий и не рассчитывают, что после того, как в законе пропишут понятие ОФБУ, а его пай признают ценной бумагой, народ хлынет в фонды. На доходность и надежность банковских фондов поправки, по сути, никак не повлияют, а для пайщиков это определяющие факторы. Свое правовое признание фонды, конечно, попробуют использовать в PR-кампаниях, это отличная возможность повысить доверие инвесторов к институту. Однако, считают управляющие, принятие поправок активизирует не столько инвесторов, сколько сами банки. «Сейчас очень многие банки заинтересованы в развитии ОФБУ, — отмечает Анна Полозкова. — Но то, что банковские фонды ни в одном законе не фигурируют, многих останавливает. Действующая инструкция Центробанка, регламентирующая деятельность ОФБУ, не решает целый ряд вопросов». Это весьма распространенное мнение в банковском сообществе. Принятие поправок повлияет на отношение банков к ОФБУ и на их маркетинговые стратегии.
После изменения закона Центробанку придется корректировать свою инструкцию, регулирующую работу банковских фондов. Как и что надо менять, ЦБ обсуждать будет именно с банкирами, а скромничать те явно не собираются. Конкретные предложения еще только будут рассматриваться в рамках рабочей группы под эгидой АЗИПИ, но повестка дня уже понятна. Одна из основных тем — увеличение порога инвестирования в акции одного эмитента. Сейчас этот уровень ограничен 15% стоимости активов фондов, управляющие рассчитывают поднять планку хотя бы до 25%. Мотив простой: можно было бы больше зарабатывать на росте выгодных акций. Впрочем, при противоположном сценарии и потери фондов будут больше.
В планах управляющих — добиться и расширения списка объектов вложений. Инструментарий у ОФБУ и так достаточно большой, но банкирам не дает покоя право ПИФов инвестировать в недвижимость. ОФБУ тоже хотели бы создавать популярные сейчас у пайщиков фонды недвижимости.
В цехе ОФБУ считают необходимым прописать в инструкции и то, что пайщиками фондов могут быть нерезиденты. В принципе на этот счет и сейчас уже есть разъяснения Центробанка, но, по мнению управляющих, будет надежнее, если соответствующий параграф появится и в регламентирующем документе. В нем же должны быть подробно определены и условия раскрытия ОФБУ информации. Сейчас это делается на добровольных началах, но после изменения закона это станет обязанностью фондов. Управляющие не против большей прозрачности ОФБУ, но тогда надо четко определиться с правилами игры.
Возможно, в инструкции ЦБ появится и статья о необходимости создания банковскими фондами саморегулируемой организации наподобие Национальной лиги управляющих, которая является своеобразным профсоюзом ПИФов.
На переделку инструкции, по мнению управляющих, уйдет не меньше полугода. Все зависит от того, сколько времени займет процесс согласования предложений с Центробанком. Если нормативная чистка пройдет в соответствии с ожиданиями управляющих ОФБУ, банковские фонды станут гораздо больше похоже на ПИФы. Инвестфонды к усилению конкурентов относятся, естественно, без восторга, но особой тревоги пока не выказывают. По объемам вложений ПИФы все равно в десятки раз опережают ОФБУ, да и по раскрученности в массах банковским фондам до конкурентов еще очень далеко.