Сентябрь: рынок в нефтяной жиже увяз

2 октября 2006, 00:00

Сентябрь, на который инвесторы возлагали столько надежд после неудачного лета, стал для них новым испытанием. Российский рынок акций оказался меж двух огней: резко — более чем на 15 % — провалившейся нефти и противоречивой статистики из США, снова заставившей поверить в повышение ставки ФРС. В итоге котировки акций напоминали неумелого канатоходца: то ли пойдет вперед, то ли рухнет. Сложно даже выделить бумаги, которые совершили особенно резкие скачки — отличились чуть ли не все «фишки». Да и второй эшелон выдал много неожиданного.

«ЛУКойл» удивил 4 сентября, когда цена на нефть провалилась до минимумов трех месяцев: в этот день котировки компании выросли почти на 2%, что выглядело, мягко говоря, странно. 8 сентября игроки также отмечали, что акции компании не реагируют на продолжающие падать цены на нефть. Поговаривают, что акции планомерно скупаются в интересах ConocoPhilips.

Сбербанк взлетел на фоне перераспределения активов в инвестпортфелях. Впрочем, игроки поговаривают, что корни стоит поискать в инсайде. Рост котировок Сбера начался в конце августа, когда особых причин на то не было. Но 4 сентября рейтинговое агентство Standard & Poor’s объявило о повышении суверенного рейтинга РФ до А–, и наиболее подозрительные трейдеры увидели в росте Сбера игру «посвященных».

РАО ЕЭС превзошло само себя по количеству необъяснимых скачков цен. С начала месяца бумаги выросли на 5,3%, совершив особенно резкие рывки 4–5-го и 12–13 сентября (+12% за последние два дня), 15 сентября (+3%), при этом 6–7-го, 14-го и 20-го происходила настолько же резкая фиксация прибыли. Новостным фоном для этого служили сообщения о прояснении модели оптового рынка энергии, о road show для иностранных инвесторов, которое проводил с 6 по 12 сентября глава холдинга Анатолий Чубайс, а также новости о новой порции выводимых на IPO «дочек» холдинга. Более глубинной причиной стало перекладывание денег инвесторами из стремительно дешевеющих сырьевых бумаг в несырьевые. А копнув поглубже, игроки обнаруживали, что дело к тому же и в продолжающейся уже несколько месяцев скупке акций РАО неким крупным инвестором.

Прошло всего четыре месяца с момента выхода на биржу «Полюс Золота», но его бумаги уже вошли в число лидеров фондового рынка по странному поведению. 8 сентября акции компании стали лидерами падения (–2%) на фоне снижения цен на золото, 11 сентября падение продолжилось (–6%). Но уже 15 сентября эти акции стали лидерами роста. В РТС они поднялись на 5,7%, а на ММВБ — на 7%. Аналитики сошлись во мнении, что это повышение — следствие прогноза компании GFMS, которая ожидает роста стоимости золота выше 700 долларов за унцию до конца года. Кроме того, стало известно, что компания будет участвовать в переоценке месторождения Сухой Лог в Иркутской области. Предполагается, что ее результаты станут известны в первой половине 2008 года, после чего месторождение будет продано. Поскольку «Полюс» участвует в оценке, его шансы получить это месторождение резко возрастают. Однако 18 сентября стало известно, что у «Полюса» были для роста причины и посущественнее. Как выяснилось, компания планирует IPO в Лондоне, чему будет предшествовать выкуп акций на 1 млрд долларов. Пикантная подробность в том, что IPO и выкуп акций были одобрены на совете директоров компании еще в четверг 14 сентября, а официальное сообщение об этом появилось лишь в понедельник 18 сентября. То есть бурный рост котировок «Полюса» 15 сентября мог быть спровоцирован «осведомленными» игроками. 18 сентября рост котировок «Полюса» продолжился (+3,8%), но сравниться с пятничным ростом, конечно, не мог.

МТС вырвалась в лидеры рынка 4 сентября. Игроки решили, что скупка идет накануне объявления результатов второго квартала, но ошиблись: 5 сентября компания обнародовала не только результаты, которые оказались лучше ожиданий, но и планы по скупке 10% акций на открытом рынке в течение года. За день капитализация МТС выросла на 1 млрд долларов; бумаги подорожали аж на 9% в РТС (6,7% на ММВБ), и все это при поистине гигантских объемах в 161 млрд долларов.

РБК подскочил 5 сентября почти на 5% на новости о покупке 60% международного издательского холдинга EDI S Press. Повышение шло и дальше, в результате за три недели сентября бумаги прибавили 12%.

СУАЛ объявил 5 сентября о выкупе своих акций с рынка в преддверии сделки с «Русалом», причем по цене ниже рынка на 20%. Ни к чему хорошему это, разумеется, не привело: за день котировки СУАЛа потеряли 12%.

«Норильский никель» 7 сентября потерял 4,7%, став лидером падения в этот день. Еще одно сильное снижение пришлось на 15 сентября: –3,6%. Аналитики разводят руками: компания с отличными показателями стала жертвой эмоций, вызванных снижением цен на никель.

«Разгуляй» стал хорошим примером актива, в который переводят деньги из сырьевых акций. За неделю, с 4 по 8 сентября, котировки поднялись на 7%. Кроме перевода денег в потребительский сектор причинами роста стали достойные новости: группа приобрела 85% акций Славинского комбината хлебопродуктов и заявила, что в 2006 году планирует экспортировать почти в два раза больше зерна, чем в 2005-м.

Акции КамАЗа 11 сентября серьезно падали — на 3,5%, не помогло даже заявление министра экономического развития Германа Грефа о том, что КамАЗ проведет IPO в начале 2008 года. Но уже на следующий день, 12 сентября, акции КамАЗа подорожали на 5%, а по итогам следующих 10 дней рост котировок составил 13,6%.

Акции объединенных энергетических компаний то поднимались, то опускались на несколько процентов в день без видимых причин и независимо друг от друга. В качестве примера можно взять ОГК-6: 11 сентября упали на 14%, 12 сентября подскочили на 9%, хотя в этот же день ОГК-3, -2 и -5 показали снижение. Непонятные вещи происходили и с другими генкомпаниями; так, котировки ТГК-6 менялись каждый раз на 5% — то вверх, то вниз. По мнению аналитика БКС Ирины Филатовой, такие сильные скачки котировок объединенных генкомпаний обусловлены, скорее всего, низкой ликвидностью их рынков. Поскольку спрэды между заявками на покупку и продажу слишком широки, волатильность будет высокой. «Должен пройти не один месяц, прежде чем акции расторгуются и обретут достаточную ликвидность», — говорит Филатова.

«Роснефть» резко подорожала 20 сентября (+3,7%), несмотря на значительное снижение цен на нефть и котировок остальных нефтяных «фишек». Причина — подтверждение банкротства ЮКОСа. Надежда на то, что активы ЮКОСа достанутся «Роснефти», окрепла. Аналитики БКС отмечают, что на рынке акции «Роснефти» потихоньку скупают весь месяц

А эпопея с самим ЮКОСом никак не закончится. 20 сентября Федеральный арбитражный суд Московского округа отклонил кассационные жалобы по делу о банкротстве компании. В этот же день ФБ ММВБ приостановила торги его акциями, после чего котировки в РТС упали на 25%. РТС же 21 сентября объявила, что не будет исключать ЮКОС из обращения, хотя и вынесет его из котировочных списков. Как поясняют на РТС, ликвидность по бумаге есть, а значит, надо дать возможность торговать ею и дальше — возможно, до полного завершения конкурсного производства.

И наконец, встречайте — «Транснефть» вернулась на торговые площадки. 13 сентября суд предписал Генпрокуратуре снять арест с бумаг, а 15 сентября в 15.00 котировки «Транснефти» появились в торговой системе и тут же упали на 4%. Владельцы акций явно спешили избавиться от них как можно быстрее: ведь арест бумаг произошел на майских максимумах, так что все летнее падение «Транснефть» благополучно пропустила.

При подготовке рубрики использованы материалы БКС, ИГ «КапиталЪ», Промсвязьбанка, «Велес-капитала», ИК «Олма», МДМ-банка