Антилопы гну ищут новых хозяев

Жанна Зигманн
2 октября 2006, 00:00

Старинные авто, безусловно, могут быть прекрасным объектом для инвестиций. Но это будет, пожалуй, тем редким случаем, когда подобного рода инвестиции обязательно изменят и ваш стиль жизни

Известное утверждение легендарного Остапа Бендера «автомобиль не роскошь, а средство передвижения», вызывающее в те времена лишь ироничную улыбку, сегодня нуждается в коррективах. Например: автомобиль — средство передвижения в соответствии со стилем жизни. А в отношении oldtimer-автомобилей можно сказать и так: старинный автомобиль не просто роскошь и средство передвижения, он — стиль жизни и воплощение мечты его владельца. К тому же приносящее иногда его обладателю прибыль. Всем памятна история с Беньямином Хальбе, юношей из Германии, приобретшим в свое время за 10 тыс. евро ничем не примечательный автомобиль Volkswagen Golf у кардинала Йозефа Ратцингера. И продавшим его на аукционе за 189 тыс. евро после избрания кардинала папой римским (Бенедикт XVI).

Случай уникальный, но закономерна история. И oldtimer — это всегда ее слепок: слепок эпох и судеб. И потому, наверное, так притягательны эти массивные хромированные машины, не терпящие суеты, заставляющие при их появлении на улицах останавливаться, провожая их взглядом и припоминая: «А этот уж не лорен ли дитрих? И какие еще машины там были: “паккард”, “фиат”, “студебеккер”!» И так и просится на язык еще одна бессмертная цитата из любимых классиков: «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!»

XX век в истории авто

 pic_text1

Известно, что можно купить новый автомобиль «Лада Калина», уложившись в 8000 долларов, а можно остановиться на Bugatti Veyron, цена которого начинается с миллиона. Так и с oldtimer-автомобилями: все зависит от материальных возможностей покупателя. В любом случае главным является желание его приобрести, а найти подходящий вариант — дело времени и усилий.

Причем практика показывает: те, кто хочет не только держать свой раритет в гараже, выставляя его раз в полгода на автосалоне, а выбирает активный образ жизни, участвуя в автопробегах или ралли, останавливаются в выборе на недорогих или относительно недорогих моделях. Но нередки случаи, когда, держа в гараже «роллс-ройс», на авторалли коллекционер приезжает на «фиате» или «альфа ромео». Кому как нравится.

Список недорогих моделей возглавляют серийные советские машины. Это, к примеру, полностью отреставрированные (степеней 1–2) пятидесятники «Москвич»-400–420, М-407, ГАЗ М-20 «Победа», стоимость которых, как и серийных Volkswagen Kiefer, BMW 2002, находится в районе 15–30 тыс. долларов. Стоимость нереставрированных колеблется от одной до пяти тысяч долларов. Ступень выше занимают автомобили представительского класса: «Волги», «чайки» и ЗИЛы — свидетели истории жизни страны под названием СССР, которой больше нет. За ними идут серийные автомобили среднего класса: Austin-Healey, Chevrolet, Daimler, Jaguar, Alfa Romeo, Porsche или Mercedes 60-х, при покупке которых можно уложиться в 50–100 тыс. евро, приобретя при этом отреставрированный автомобиль в прекрасном состоянии. Каждая машина уникальна, поэтому говорить можно лишь о примерном разбросе цен. Но ясно и так, что изначально дорогие модели, такие как Maybach, Bugatti, Rolls-Royce, Duesenberg или Hispano Suiza, выпускаемые ограниченными сериями, перейдя в ранг олдтаймеров, не могут стоить дешево. Так, стоимость родстера Hispano Suiza H6B Cabrio 1926 г. определена в 249 500 евро (цена в Германии). А вот цена на его собрата, уже поселившегося в Москве, — автомобиля Hispano Suiza H6B Berlina 1928 г., первым владельцем которого стал основатель компании Cadillac Генри Мартин Лиланд, — стоит уже за порогом отметки в 1 млн евро. Верхнюю ценовую нишу среди серийных автомобилей, не отмеченных печатью «исторической уникальности», занимают авто 30-х годов — золотой эры автомобилестроения. Например, Rolls Royce Phantom I Cabrio/Roadster — 395 тыс. евро, Mercedes –Benz 500K 1936 г. — 575 тыс. евро, а Mercedes-Benz 540 K Cabrio/Roadster стоит аж 1 365 000 евро (цены в Германии). Да и это, оказывается, не предел. Самый дорогой oldtimer — автомобиль Bugatti Royal Kellner 1931 г. выпуска — был продан на аукционе Christie's в 1987 г. за 20 360 000 немецких марок (порядка 10,5 млн евро).

Совсем «Родной»

 pic_text2

На дилетантский вопрос, как долго способно жить старинное авто, принося радость владельцу и праздным зевакам, один коллекционер ответил: «Столько, сколько сил и денег я в него буду вкладывать». Затраты на поддержание боевого духа уникального автомобиля могут различаться в десятки раз. Они напрямую зависят от класса, года выпуска, серийности, предреставрационного состояния автомобиля и процента оригинальных частей в нем. Если покупатель планирует перепоручить все работы реставрационному ателье, да и сам он в этой области пока новичок, то выгоднее купить уже реставрированный автомобиль 1-й-2-й степеней. Многие владельцы изъявляют желание в меру сил и свободного времени принимать участие как минимум в поиске «родных» деталей. Занятие для коллекционера увлекательное, да и экономия будет очевидна. Интересно ведь самому проехаться на всемирно известную автомобильную ярмарку запчастей, аксессуаров и прочего Veterama, что неподалеку от Маннхейма, простирающуюся на многие гектары немецкой земли, или проштудировать автомобильные атласы и энциклопедии, дабы найти, к примеру, носовую эмблему Hudson, спроектировать ее и изготовить. Или поехать к владельцу такой же модели, чтобы полюбоваться на оригинальный отреставрированный вариант и набраться опыта. Потому как замена, к примеру, обивки сидений «москвича» дорогостоящей итальянской кожей не только не ведет к увеличению стоимости автомобиля, а наоборот, заметно ее удешевляет, выводя из когорты подлинников. Ведь на оригинальном авто была обычная ткань. Так же обстоит дело и с покраской раритета в несуществующий в то время «металлик». Кроме того, есть существенная стоимостная разница и среди аутентичных частей. К примеру, ограничиться ли свечными проводами на ту же «победу» 50-го в пластике или, перерыв полстраны, найти в тряпочной оплетке? И то и другое считается оригинальными частями. Разница лишь в стоимости, а также в отсутствии или наличии у коллекционера чувства гордости, что авто по максимуму восстановлено до своего изначального состояния.

 pic_text3
В любви к старинным автомобилям их владельцы почти никогда не ограничиваются покупкой машины и участием в выставках и ралли. Охота за раритетами, поиск аутентичных деталей и фрагментов — вот судьба настоящего коллекционера

Есть и такой хрестоматийный случай коллекционерского максимализма: пошив тента для 12-тонного полугусеничного тягача FAMO 18t, выпускавшегося с 1938-го по 1945 год в Германии. Тент был произведен на том же, в свое время оккупированном, польском заводе по тем же лекалам и с соблюдением прежней технологии производства. Для этого завод специально наладил производственную линию того времени. Понятно, что это стоило немалых денег. На британском автошоу в официальном пресс-релизе значилась стоимость реставрации тягача ни много ни мало 1 млн фунтов стерлингов! Если бы пошив тента был произведен просто по тем же чертежам, он также считался бы оригинальным. Но интерес коллекционера сделать вещь абсолютно аутентичной оказался превыше затрат.

Вместо эпилога

«А как все-таки будет со смыслом жизни? — спросил миллионер, улучив минуту». Каждый вправе выбирать сам, как ему распоряжаться деньгами и в каком виде их хранить и преумножать. Но если вспомнить поговорку «время — деньги», то почему бы не совместить полезное с приятным, вложив их в то, что столетиями считается самым лучшим времяпрепровождением, — в хобби, если оно к тому же способно увеличить ваше состояние?

Автор выражает глубокую признательность Илье Сорокину, организатору выставки «Олдтаймер-галерея», и Александру Смирнову, председателю комитета классических автомобилей Российской автомобильной федерации и владельцу компании «Старое время», за профессиональную консультацию при подготовке этой статьи