За последние восемь лет биржевой рынок России вырос на 3000% — с 50 до 1500 пунктов по индексу РТС. То есть на каждую запущенную в дело в конце 90-х тысячу «деревянных» рублей терпеливые инвесторы сейчас смогли бы получить 30 тысяч рублей, к тому же свободно конвертируемых.
Несмотря на впечатляющие цифры роста, сегодня все (включая автора статьи) уверены в светлых долгосрочных перспективах нашего рынка. Если и говорим о снижениях, то не об обвалах, а о краткосрочных коррекциях. Если чего и боимся, то пропустить очередной тренд, вызванный уже традиционным притоком иностранных денег. Если и покупаем, то акции, и в большинстве случаев только российские. Короткая память у инвесторов!
В конце 1997 года в России или 2001-го в США мало кто осознавал, что в скором будущем рынки ожидает обвал, что тысячи инвесторов в нашем случае и миллионы — в североамериканском потеряют большую часть своего капитала навсегда. Все было, как говорят трейдеры, шоколадно, на рынках царило благоденствие, и акции с удивительным постоянством двигались «на север», то есть вверх. Все изменилось мгновенно, прежде всего в головах многих крупных и опытных инвесторов, которые поспешили в течение короткого промежутка времени покинуть рынок, оставив менее осторожных ребят не у дел.
Не забавы ради, а диверсификации для
Сегодня, когда быть инвестором в России не страшно и на рынок приходят не только отчаянные люди, о рисках стало принято предупреждать как-то вскользь, можно сказать, по привычке или из-за боязни попасть в немилость ФСФР. Мы почти перестали бояться понятий «неликвид» или «потеря инвестированного в акции капитала». Нормальной стала ситуация, когда портфель инвестора стал целиком и полностью состоять из акций, более того — только российских, а иногда и вообще из акций одной компании, например «Роснефти» после прошедшего IPO.
Слово «диверсификация» существует не только для разработки дикции. Его придумали, чтобы хоть иногда применять. Диверсификация — это фундамент портфеля любого успешного инвестора.
Первый уровень диверсификации — распределение активов внутри одной группы инструментов. То есть если вы являетесь владельцем акций, то лучше, чтобы вкупе с бумагами «Роснефти» у вас была не только «Транснефть» и «Татнефть», но и акции других секторов экономики. Второй уровень — распределение активов между различными группами инструментов. Так, акции дополняются облигациями, инструменты денежного рынка — недвижимостью. Ну и, наконец, активы, а заодно и риски мы распределяем, инвестируя в акции, облигации и недвижимость других стран. И не только развивающихся, в надежде на суперприбыль, но и развитых — в надежде на стабильность. Именно третий уровень в портфелях многих инвесторов отсутствует.
К сожалению, в головах многих наших инвесторов по-прежнему присутствует Берлинская стена или висит железный занавес. Многим до сих пор кажется, что инвестировать за рубежом сложно и дорого. Сегодня, как и пять лет назад, частные инвесторы сетуют на то, что у них отсутствует реальная возможность легально вкладывать свои деньги на Западе. А это далеко не так.
Учи английский, сынок!
Первый способ — это покупка бумаг через американских брокеров. Как известно, через них на западных рынках можно купить практически все. Способ не самый простой, зато очень надежный, учитывая качество услуг и гарантии сохранности активов со стороны признанного брокера и американского законодательства. Непростой он прежде всего потому, что вам придется искать этого самого брокера — в России они своей рекламы не дают. Удобного рецепта отбора нет, поэтому ограничимся простым перечислением тех, с кем автору статьи и его знакомым трейдерам удается успешно работать на протяжении последних нескольких лет: Ameritrade, ShareBuilder, E-Trade и Fidelity. Безусловно, для полноценной работы вам понадобится столь же полноценное знание английского языка. Тем, кто в беглой речи не силен, остается использовать для телефонных переговоров переводчика или ограничиться системами интернет-трейдинга, интерфейс которых, правда, тоже будет англоязычным.
Американские брокеры не рвутся работать с россиянами, опасаясь, что их счета будут использованы для отмывания денег
Другая сложность может возникнуть при открытии счета. Не все брокеры хотят работать с нашими гражданами, опасаясь, что их счета будут использованы для отмывания денег. Из перечисленных брокеров к российским гражданам чаще всего придираются в Fidelity. Посему, если вам откажут в одном месте, то не бейтесь как рыба об лед, разглагольствуя о правах российского человека, лучше обратитесь к другому брокеру. Обычно брокер требует заполнить электронную форму и переслать факсом копии документов, удостоверяющих личность. В некоторых случаях попросят прислать копии документов по почте, но уже переведенные и заверенные у нотариуса. После чего сообщат о своем решении.
Когда наконец брокерский счет будет открыт, вам придется пополнить его деньгами. Перевести средства можно либо с офшорных счетов (если они есть), либо со своего счета в российском банке. В первом случае все будет более или менее просто, если, конечно, вы не хотите «качнуть» на счет пару-тройку миллионов долларов — это может испугать брокера. А вот с российским счетом придется повозиться. Каждый банк — это удельное княжество, и каждый князь может требовать от вас разные по форме и содержанию справки. Единой остается только справка из налоговой инспекции, удостоверяющая, что вам разрешено совершать операции с этим конкретным счетом. Пройдя огонь, воду и медные трубы мытарей и банковских работников, вы получите долгожданный доступ к американскому, а значит, и мировому рынку.
Что касается налогов, то американский брокер будет удерживать лишь 10% от перечисляемых вам дивидендов. Налог на доход, полученный с разницы стоимости приобретенных, а затем проданных бумаг, инвесторы выплачивают в России. Чему мы и рады, ведь 13% — это самый маленький подоходный налог не только в СНГ, но и практически во всем мире! Проверять вас, скорее всего, никто не будет. По крайней мере, американский брокер уж точно не станет сообщать о ваших спецоперациях в российскую налоговую инспекцию. То же самое по понятным причинам относится и к обладателям счетов в офшорных компаниях.
Кстати, ранее инвесторов, рвущихся перевести деньги в офшор, оправдывало то, что, по нашему законодательству, в год гражданин РФ мог приобрести ценных иностранных бумаг на сумму, не превышающую 150 тыс. долларов, но начиная с июля 2006 года эти ограничения сняты. Теперь тех, кто рвется в офшор, можно упрекнуть лишь в нежелании платить российские налоги.
Чаще всего американские брокеры требуют вполне разумный минимальный размер денежных средств, необходимых для открытия счета. Например, упомянутый Ameritrade предоставит возможность работать с суммой от двух тысяч долларов, E-Trade — от одной тысячи, а ShareBuilder вообще не требует никакого денежного минимума. Другое дело комиссия, которую берут американские брокеры. Для тех, кто привык торговать в России на маленькие суммы и собирается так же поступать в Америке, комиссионные сборы американских брокеров покажутся грабежом на большой дороге. Это будет, во-первых, сбор за ведение брокерского счета (хотя его при определенных условиях некоторым брокерам можно и не платить) и, во-вторых, фиксированный сбор за каждую сделку с ценными бумагами — в среднем от 10 до 25 долларов.
И все-таки при всех неудобствах работать с хорошими американскими брокерами прежде всего надежно. Ведь инвесторы застрахованы на случай банкротства брокера так же, как и любой американский гражданин.
По-русски говоря
Торговать на западных площадках можно и через российских брокеров. Приведем в пример нескольких — БКС, «Атон», «Финам», «Ютрейд». В последние годы условия работы через отечественных посредников стали интересны. Основной плюс в том, что брокер тут, рядом, и нет проблем с открытием счета, и говорит он по-русски, правда, и работает пока тоже за редким исключением по-русски, через привычный офшор. Это означает, что в большинстве случаев деньги инвесторов ни российским, ни американским законодательством защищены не будут. В случае банкротства инвестору придется отстаивать свои интересы в тех странах, в которых и были зарегистрированы офшорные счета брокера.
Счет можно открыть, имея даже несколько сотен долларов, — например, с такими мелкими клиентами работает «Ютрейд». Но чаще всего брокеры хотят убедиться в серьезности намерений инвестора и требуют минимум 3–5 тысяч долларов, а некоторые (БКС, например) и 50 тысяч, причем на каждый рынок.
Выбор инструментов огромен. Так, начальник отдела продаж департамента международных рынков ИК «Брокеркредитсервис» Виктор Гармашев рассказал о том, что через БКС клиенты могут совершать операции на таких торговых площадках, как LSE, NYSE, NASDAQ, AMEX, CME, NYMEX, ICE, LME, LIFFE, XETRA, EuroNext, и других. Причем неважно, кто является клиентом — юридическое или физическое лицо, резидент или нет. Клиенты могут совершать операции с акциями, депозитарными расписками, ETF (акции взаимных фондов), фьючерсами и опционами. Работать можно как через системы интернет-трейдинга, так и «с голоса». Комиссионные сборы зависят от рынка, на котором совершаются операции, и от выбранных инструментов. Если кратко, то комиссионные сборы по популярным у инвесторов депозитарным распискам составляют всего 0,1% от сделки. Сборы в работе с американскими акциями и ETF — 5 центов за каждую бумагу. А если клиенты торгуют фьючерсными контрактами или опционами, это стоит четыре доллара за электронный контракт, восемь долларов — за голосовой.
Сборы остальных брокеров схожи. Одни подходят для работы с крупными суммами, другие — с мелкими. У одних брокеров более привлекательна работа с акциями, у других — с депозитарными расписками, фьючерсами или опционами.
Остается лишь добавить, что комиссия брокеров чаще всего автоматически включает в себя комиссию бирж.
Две головы лучше
Торговать самостоятельно желают не все. История развития крупных капиталистических государств подсказывает, что со временем и у нас тех, кто захочет инвестировать самостоятельно, будет на порядок меньше, чем тех, кто прибегнет к услугам управляющего, особенно на западных рынках. Инвесторам трудно разбираться в том, что происходит с бизнесом и компаниями в других странах.
Если человек готов «сдать» управляющему сумму от нескольких сотен тысяч долларов, то у такого клиента будет ворох действительно индивидуальных предложений. Скромным инвесторам остается выбрать стандартизованный и более демократичный продукт — взаимные фонды (прототипы отечественных ПИФов). Но в нашей стране ФСФР запрещает управляющим паевых фондов — самых распространенных инструментов коллективного инвестирования — работать с инструментами других стран. «Тут бы со своим рынком разобраться, — в приватной беседе можно услышать от представителей регулятора, — а уж затем думать о западном». И это говорит регулятор, всегда предупреждающий инвесторов о важности диверсификации, об опасностях, подстерегающих инвестора на развивающихся рынках!
Вот так бы и сидел отечественный инвестор, ждал бы у моря погоды, если бы не ОФБУ — общие фонды банковского управления. Их основное достоинство — возможность широко разложить риски между западными инструментами, чего практически невозможно достичь при самостоятельной торговле. Например, в ОФБУ американских акций входят доли десятков индексных ETF. И, вкладываясь в паи, инвестор покупает различные индексы: Dow, S&P 500, NASDAQ, а значит, покупает тысячи компаний, входящих в их расчет. Эксперты говорят, что наших инвесторов в первую очередь интересуют американские и европейские инструменты, а уж затем азиатские.
Правда, фондов, ориентированных на западные рынки, в сравнении с фондами, работающими с российскими инструментами, немного, если не брать в расчет десятки карликовых ОФБУ Юниаструм-банка. Но популярность ОФБУ гораздо меньше, чем ПИФов. И банкам еще предстоит нелегкая война с управляющими компаниями за право на полноценную жизнь. Директор департамента управления активами «КИТ финанс» Владимир Цупров добавляет, что доходность российского рынка выше, а прогноз по рублю оптимистичный, поэтому российским инвесторам внутренний рынок более понятен. Так что преимущества инвестиций в западные рынки через ОФБУ еще не скоро станут столь ясными для нынешних отечественных инвесторов.
Выбор стратегии
Каким бы способом вы ни предпочли покупать западные инструменты, вам все равно придется столкнуться с самым сложным вопросом — выбором стратегии. В предыдущих номерах нашего журнала мы не раз писали о том, что стратегия должна отталкиваться от потребностей, опыта и психологического типа самого инвестора. Конечно, если вы не решите придерживаться универсальной, доступной всем инвесторам стратегии. Вспомнить хотя бы стратегию Dogs Dow, позволяющую торговать пассивно, опираясь на элементарные фундаментальные данные работы предприятий. Пойдет и не более сложная стратегия индексной торговли — «усредняй и держи». Причем в этом случае можно как самостоятельно торговать ETF, так и инвестировать через российские ОФБУ.
Индексная торговля хороша прежде всего тем, что вам не придется ловить рынок, заниматься анализом итогов деятельности большого количества предприятий, прислушиваться к многочисленным прогнозам. Почему «усредняй и держи»? Потому что главное в этой стратегии — частота и постоянство. Частота — это периодичность, с которой вы будете приобретать инструменты, например раз в месяц или в квартал. А постоянство — это сумма вложений, она из периода в период должна быть одинаковой (конечно, если вы не решите использовать стратегии сложного усреднения), только ваши намерения не должны подстраиваться под настроения рынка. Если уж вы решили покупать какой-либо западный рынок в ближайшие пять лет, то и покупайте его, не смотрите на перепады, падения или рост рынка.
Кстати, эта стратегия позволяет контролировать эффективность работы выбранных управляющих. Ведь результаты их торговли должны зеркальным образом отображать развитие индексов тех стран, в предприятия которых вы инвестируете.